Деспотович: Между «Кайратом» и «Астаной» нет большого напряжения
Бывший нападающий «Жетысу», «Кайрата» и «Астаны» Джордже Деспотович в интервью Sports.ru рассказал о карьере в Казахстане и многом другом, передает Prosports.kz.
– Лучший бомбардир молодежки «Црвены Звезды», юношеские сборные Сербии, удачные периоды в «Сопоте» и «Спартаке» – и всего через год после этого (в 2015-м) Казахстан. Не было ощущения, что это конец карьеры?
– Я не хотел ехать в «Жетысу», но это был уже февраль 2015-го – почти везде трансферное окно закрылось.
В тот момент у меня вообще не было мыслей о хорошей карьере, тем более о сборной Сербии. Честно, думал только о том, как заработать деньги и спокойно жить. Мне было 22, еще полтора года назад я переходил в сильный чемпионат Бельгии – и тут пять шагов назад.
Так приехал в Казахстан, увидел, что есть две крутые команды – «Астана» и «Кайрат». Поставил себе простую цель – хорошо играть за «Жетысу», чтобы кто-то из них меня забрал. Так что выйти из тяжелого состояния мне помог только в футбол.
В «Жетысу» классное руководство, но в тот момент в Талдыкоргане делали дорогу до Алма-Аты – до аэропорта мы ехали пять-шесть часов. За три месяца у нас было 20 игр – на каждую вторую сначала автобус, а потом самолет. Конечно, это серьезная нагрузка – у нас в начале чемпионата было 23 игрока, а к лету 8-9 получили тяжелые травмы. Уверен, такой режим сказался, хотя со мной все было в порядке – видимо, потому, что был молодой.
Сейчас дорогу сделали – доезжаешь до Алма-Аты за полтора-два часа. Алма-Ата и Астана – топовые города, думаю, так скажут все, кто там был. Там есть даже сербские рестораны и места, где сербы работают шеф-поварами – 90 процентов времени я проводил там.
В Костанае я играл за «Тобол» – там мне совсем не понравилось. Местные люди не любят футбол, но их можно понять: в Костанае постоянно дует ветер, из-за которого невозможно показывать нормальный футбол, плюс мы играли на каком-то запасном непонятном поле. Сейчас «Тобол» вроде бы построил крытый стадион – мне кажется, это единственный выход в Костанае.
– В «Жетысу» ты провел только полгода – тебя забрали в «Кайрат». Приглашал тренер Владимир Вайсс?
– Да. Мы сыграли с «Кайратом» еще в третьем-четвертом туре, после матча подошел Вайсс: «Я тебя попробую забрать сейчас, если не получится – летом». Лето, уже последний день трансферного окна, сижу в Талдыкоргане – думаю, что тут и закончу сезон. Вдруг звонит Вайсс: «Собирай вещи, ты переходишь в «Кайрат».
Вайсс – отличный тренер, жаль, что с ним «Кайрат» не стал чемпионом. За четыре тура до конца мы опережали «Астану» на четыре очка, но все потеряли. Сыграли 0:0 с «Атырау», потом проиграли 0:1 «Астане» дома – уже за два тура до конца у нас не было преимущества. После сезона Вайсс ушел.
С Вайссом мы много работали индивидуально – показывал, как правильно открываться, как правильно ставить стопу перед ударом. Он же сам был хорошим игроком, вырастил сына-топового футболиста.
– У тебя был переход (пусть номинально и не прямой) из «Кайрата» в «Астану». Это то же самое, что переход из «Црвены Звезды» в «Партизан» или из ЦСКА – в «Спартак»?
– Я бы сказал, что это просто две команды, которые постоянно борются за чемпионство. Большого напряжения между «Кайратом» и «Астаной» нет – достаточно игроков поиграли за обе команды, это можно сравнить с Италией, где футболист может спокойно поиграть за «Ювентус», «Интер» и «Милан».
В одной из последних игр за «Астану» я забил «Кайрату», мы выиграли 2:1. Фанаты «Кайрата» посвистели, после матча написали негативные комментарии в инстаграме – это нормально, у меня даже не было мысли их закрыть.
Болельщики могут думать о тебе хорошо или плохо, но я футболист. Если одна команда предлагает контракт, а вторая по каким-то причинам – нет, конечно, подпишешь контракт с первой командой. Когда я играл за «Кайрат», на 200 процентов отдавался игре, забивал. Дальше в жизни появилась «Астана» – там было то же самое.
– Давай разберемся с твоими отношениями с «Црвеной Звездой». В 2011-м тебя продали в «Спартак» из Суботицы, а в 2014-м ты снова в родном клубе. «Црвена Звезда» выкупила тебя из «Локерена»?
– В «Локерене» я не играл практически год – мы расторгли контракт, и с «Црвеной Звездой» я подписался как свободный агент.
Закрепиться в основе снова не получилось – в 2015-м поехал по арендам в Казахстан. Через год вернулся в Сербию – еще оставался на контракте с «Црвеной Звездой», плюс клуб мне был должен 30 тысяч евро.
Президент «Црвены Звезды» Звездан Терзич спросил: «Ну что, какие у тебя есть предложения?» Я предложил расторгнуть договор – был даже готов простить долг. В результате мы так и сделали, но Терзич прописал, что еще полгода не могу играть за «Кайрат».
– Какая ему была разница?
– Не знаю. Я до сих пор думаю, почему он так сделал – и не нахожу ни одной адекватной причины. Я мог играть за все команды мира, кроме «Кайрата» – какой-то бред.
Я читал, что Терзич участвовал в странной продаже Луки Йовича из «Црвены Звезды» в «Аполлон». Подробностей этой истории не знаю, но Йович – еще один пример молодого игрока, которому недостаточно доверяли в «Црвене Звезде». Когда я вернулся из «Локерена», мы с Йовичем полгода вдвоем играли в атаке. Уже тогда было заметно, что он пойдет очень далеко. Но после пары лет в основе его продали – а если бы оставили еще хотя бы на сезон и дали нормально развиваться, получили бы очень большие деньги от его продажи.
– Еще раз – по Терзичу. В сезоне-2015 ты забил 13 голов за «Жетысу» и «Кайрат». Разве не было очевидно, что ты без проблем найдешь себе команду? «Црвена» могла получить деньги.
– Вместе с Кубком Казахстана забил даже 16 голов, стал вторым бомбардиром чемпионата. Я понимал, что найду команду, но Терзич вообще не следил за мной.
Он спрашивал: «Как там было в Казахстане? Сколько забил?» Когда я понял, что он серьезно вообще не знает, как я играл, ответил: «Три-четыре». И Терзич реально думал, что я забил три-четыре.
Конечно, меня могли продать за какие-то деньги. Но если вы совсем не следите за игроком, будете получать то, что получаете.
– Давай восстановим детали несостоявшегося перехода.
– Я ездил на медосмотр в Брюссель, туда же приехал доктор «Гэлакси». После обследования я подписал контракт и уехал в Белград. Оставалось только дождаться подписания контракта между «Астаной» и «Гэлакси», но этого так и не случилось из-за того, что американцы взяли Ибрагимовича.
– Еще ты говорил, что после срыва трансфера в «Гэлакси» хотел закончить с футболом. Не слишком эмоциональное решение?
– Конечно, ты прав. Но смотри: ты хорош на юношеском уровне, потом возникают проблемы, а дальше у тебя появляется возможность переехать в Лос-Анджелес, играть за американский «Реал». Мыслями ты уже там, а через пару дней тебе говорят, что ничего не будет.
После этого я не играл три-четыре месяца, вообще ничего не хотелось. Мне позвонил тренер «Астаны» Григорий Бабаян: «Знаю, что ты чувствуешь. Отдыхай сколько нужно, вернешься, когда будешь психологически готов».
Спасибо Бабаяну за тот звонок – это была очень крутая поддержка. Так три-четыре месяца я просидел в Белграде.
Это была низшая точка карьеры – больше у меня никогда не возникало желания бросить футбол.