Где родился, там не пригодился?
Prosports.kz пытается разобраться, почему одному из самых талантливых футболистов своего поколения так и не удалось полностью реализовать себя в «Кайрате».
«Большая стирка»
В межсезонье вице-чемпионов КПЛ ждет очередная кадровая революция, сейчас вообще трудно представить, в каком виде алматинский клуб начнет следующий сезон. Ни одного приобретения «народная команда» еще не сделала, что, впрочем, неудивительно, учитывая, что на дворе декабрь и в большинстве чемпионатов, проводимых по схеме «осень – весна», еще не наступила зимняя пауза. Однако состав самого «Кайрата» успел заметно поредеть: по всей видимости, уйдет из клуба опытный вратарь Владимир Плотников, есть варианты продолжения карьеры за рубежом у Бауыржана Исламхана и Исламбека Куата. А Елдос Ахметов и его белорусский коллега по амплуа Сергей Политевич уже покинули стройные ряды алматинцев. Среди тех, кто в следующем году наденет желто-черную форму, точно не будет и Георгия Жукова – полузащитника, который мог на долгие годы стать системообразующим звеном в тактических построениях «Кайрата». Мог, но по большому счету так и не стал им.
Казахстанец, россиянин или бельгиец?
Не побоюсь этого сказать, Жуков для отечественного футбола – явление уникальное. Родившись в Семее, он в пятилетнем возрасте, разумеется, вместе с родителями перебрался в Бельгию, где и начал свой путь в игре миллионов. Футбольное образование Георгий получил в клубе «Беерсхот», где по любопытному стечению обстоятельств сейчас выступает другой экс-кайратовец – Ян Вороговский. В нежном возрасте Жуков был настолько хорош, что обратил на себя внимание клуба «Стандард» и юношеской сборной страны. Но в один момент развитие уроженца Казахстана вдруг застопорилось, и, так и не проведя ни одного официального матча за команду из Льежа, он решил вернуться на родину, в «Астану».
В столице у семейчанина из Антверпена не особо задалось – за два сезона Георгий выходил на поле всего 39 раз, после чего снова отправился поближе к тем местам, где ему ментально более уютно, – в Нидерланды. Но и в «Роде» из Керкраде талантливый полузащитник задержался не надолго, и как только закончилось действие его контракта со «Стандардом» (в «Астане» и «Роде» он был в аренде), в карьере Жукова произошел новый экстремальный вызов – им заинтересовался «Урал», и футболист принял предложение клуба из Екатеринбурга.
Но этот трансфер вышел со всех позиций провальным – стороны очень быстро друг в друге разочаровались. На одной из послематчевых пресс-конференций тогдашний главный тренер «шмелей» Александр Тарханов покритиковал Георгия, на что тот разразился гневным постом в Instagram:
«Зря я уехал из Голландии. Виноват только я, и исправить ситуацию теперь сможет только бог. За полгода играл все игры в основе, а тут, в этом Ебурге, мне говорят, что я ногу высоко поднимаю, когда пасую. Детский сад».
Футболист быстро удалил часть сообщения, но, как говорится, что написано пером, не вырубишь топором. Эпатажный президент «Урала» Григорий Иванов не смог простить игроку оскорблений города и клуба:
«Зачем он мне нужен, этот Георгий Жуков? Этот комсомолец молодой написал, а я сейчас должен за него что-то говорить? Он считает, что зря перешел сюда. Хорошо, пускай идет в другую команду. Мы какие деньги на него потратили, за такую же сумму его отпустим»,
– сказал тогда Иванов. И эта сумма нашлась у Кайрата Боранбаева, который дал шанс опальному хавбеку и пригласил его в «Кайрат», который стал для 22-летнего на тот момент игрока шестым клубом на его еще не слишком длинном профессиональном пути.
Так в чем же уникальность Жукова, закономерно спросит читатель? А много ли вы знаете футболистов, которые имеют три гражданства? Сам футболист никогда и не скрывал, что обладает бельгийским и российским паспортами.
«В 16 лет я сначала получил российское гражданство, а уже через месяц – бельгийское»,
– заявил в 2016-м Георгий в интервью изданию «Чемпионат». Учитывая, что с 2015-го он выступает за первую сборную Казахстана, нетрудно догадаться, что у Жукова в наличии имеется и паспорт гражданина РК. Нет никакого желания вдаваться в дебри миграционного законодательства и рассуждать о легитимности тех или иных документов. Просто хочется понять, кем на самом деле сам себя считает игрок-космополит.
Несбывшиеся ожидания
Повторное возвращение Георгия в Казахстан не обставлялось с помпой. Напротив, контракт с «Кайратом» он заключал уже немного побитым жизнью, вынужденным пойти на определенные жертвы и принять ряд условий со стороны клубного руководства. Одним из них было согласие выступать за сборную Казахстана. И в этом вопросе нужно сказать огромное спасибо председателю наблюдательного совета алматинского клуба господину Боранбаеву, который и убедил футболиста стать «полноценным» казахстанцем.
Болельщики желто-черных неоднозначно восприняли приход Жукова в команду, ведь он до этого уже успел поиграть за «Астану» – заклятого врага кайратовцев. Много кому не нравилась и его позиция по поводу выбора сборной: игрок неоднократно высказывался о том, что национальная команда Казахстана для него – даже не запасной вариант, а крайний, после бельгийского и российского. По своей натуре Георгий, как бы помягче выразиться, пижон – любит дорогие машины, брендовые вещи, и образ жизни сибарита мог вызывать зависть и неприязнь со стороны определенного среза общества. И все же большинство поклонников «Кайрата» было радо тому, что этот классный мастер стал частью «народной команды».
Дебютировал Георгий в официальных матчах за алматинский клуб в битве за Суперкубок против «Астаны» – вышел в концовке встречи на замену Исаэлю и помог кайратовцам взять трофей в споре со своей бывшей командой. Для завоевания первого титула в «Кайрате» Жукову потребовалось несколько минут!
Впрочем, дальше у молодого хавбека дела шли не столь впечатляюще. Он проигрывал конкуренцию Андрею Аршавину и уже упомянутому Исаэлю, не помогал даже казахстанский паспорт. Возглавлявший в ту пору желто-черных Кахабер Цхададзе не видел в Георгии игрока основного состава, свой первый полный матч тот провел только в девятом туре против «Акжайыка». Всего же за дебютный год в «Кайрате» у Жукова набралось лишь семь игр от звонка до звонка – с приходом на тренерский мостик Карлоса Алоса Феррера статус игрока подмены за полузащитником сохранился, да еще и травмы вмешались, осенью 2017-го хавбек вообще не выходил на поле.
В 2018-м прогресса поначалу также не наблюдалось – при испанском специалисте Георгий лишь изредка выходил в стартовом составе, гораздо чаще вступал в игру по ходу матча или же вообще оставался на «банке». Но с увольнением Феррера и назначением Андрея Карповича ситуация в корне стала другой: при казахстанском специалисте Жуков неизменно попадал в стартовый протокол и проводил полные матчи.
Сезон-2019 должен был стать прорывным для уроженца Семея в «Кайрате». Новый рулевой алматинцев Алексей Шпилевский доверял ему, давал предостаточно игрового времени, однако вряд ли можно сказать, что уходящий год футболист может записать себе в актив. Всего три результативные передачи за 26 матчей – результат крайне слабый для полузащитника созидательного плана. А два его гола пришлись на заключительные туры, в том числе и на последний, в котором у кайратовцев уже не было никакой мотивации.
Что дальше?
Почему же этот одаренный, с отменной футбольной школой игрок так и не стал незаменимым в алматинской команде? Скорее всего, дело в его менталитете. Пусть он и выступает за нашу сборную, по образу мыслей он – иностранец. Это не вина и не беда его, просто так сложились жизненные обстоятельства, и корить Георгия за это глупо. Жукову было гораздо уютнее в «Беерсхоте» и «Роде», чем в «Астане», «Урале» и даже «Кайрате», в котором он играл дольше, чем где бы то ни было. Он вырос в Бельгии и, по собственному признанию, не предполагал, что в Казахстане умеют играть в футбол. Возможно, его тяготила и непривычная бытовая обстановка. Как бы то ни было, взаимоотношения Жукова с желто-черными – это если и не закрытая книга, то уж точно перевернутая страница.
Теперь его ждут «Висла» и чемпионат Польши. Возможно, Георгию полегчает в эмоциональном плане от переезда в Европу, и его игра снова засверкает красками – да так, что бельгийцы будут кусать локти, что упустили такой талант. Правда, как-то слабо в это верится: недавно игроку стукнуло 25, а это уже возраст зрелого мастера, дальше прогрессировать способны немногие. Не стоит удивляться, если склонный к перемене мест футболист в скором времени снова изъявит желание вернуться в КПЛ, а затем на родине опять будет страдать и мучиться.
Владимир ЖАРКОВ
«Если «Кайрат» уедет в РПЛ, то в КПЛ все подомнут под «Астану»