Хурцилава об Ордабаеве, Пеле, Эйсебио и «Кайрате»
Муртаз Калистратович Хурцилава в 2003 году был признан Федерацией футбола Грузии (ФФГ) лучшим футболистом Грузии второй половины 20 века. Тогда ФФГ по поручению УЕФА (Союз европейских футбольных ассоциаций) провела опрос специалистов и определил лучшего футболиста Грузии последнего пятидесятилетия.
Итоги опроса никого не удивили: ведь Хурцилава был одним из лучших игроков СССР второй половины ХХ века и одним из лучших защитников Европы 1960-1970-х годов. Он неоднократно входил в список символической сборной СССР всех времен, составляемых в 1970-1990-х годах различными спортивными изданиями. В 1972-м Муртаз был включен в символическую сборную Европы, став в том году вице-чемпионом ЕВРО и бронзовым призером Олимпийских игр. Он дважды признавался вторым футболистом СССР(1967 и 1968), один раз – третьим (1972), 10 раз попадал в список 33 лучших футболистов СССР, из них 5 раз под первым номером в свой позиции.
Муртаз Хурцилава
Кто хоть раз видел игру Хурцилавы или фрагменты матчей с его участием, тот поймет, в чем была сила: он отличался универсальным футбольным мастерством (играл одинаково успешно в защите, в центре поля и в нападении), обладал бойцовским характером и всегда вел тбилисское «Динамо» и сборную СССР вперед в самых безнадежных ситуациях. Муртаз был не только футболистом международного уровня, но и одним из лидеров и капитаном как тбилисского «Динамо», так и сборной СССР.
Одна часть специалистов и поклонников футбола называла Хурцилаву «танком», другие «тигром». Все без исключения отмечали его незаурядное техническое мастерство и фантастическую волю к победе и самоотверженную игру до последней минуты – такие качества редко сочетаются у современных футболистов.
Эти бойцовские качества формировались в селе Бандза Мартвильского (тогда Гегечкорского) района Грузии, где он родился (январь 1943 года) и вырос. Хурцилава рассказал автору этих строк, что в детстве его отец Калистрате (директор сельской школы в Бандзе) был против его увлечения футболом и мечтал о том, чтобы сын полностью посвятил себя учебе. Но увидев блестящую игру мальчика и то, что в 15-летнем возрасте Муртаза пригласили в районную команду «Салхино» Гегечкори (участницу чемпионата Грузии), отец смирился с выбором сына. Через два года Муртаз попал в поле зрения выдающегося тренера тбилисского «Динамо» Андро Жордания и в начале 1961 года оказался в главной команде Грузии, в составе которой выступал в 1961-1975-х. В 1960-х годах «динамовцы» ярко играли в чемпионатах СССР, имея в своих рядах таких звезд, как Михаил Месхи, Шота Яманидзе, Владимир Баркая, Серго Котрикадзе, Георгий Сичинава, а с 1963 года и Слава Метревели.
Муртаз с 1964 по 1974 годы играл за национальную сборную СССР, провел в ее составе 70 матчей. Могло быть и больше, если бы не травмы. Он также провел 13 матчей за олимпийскую сборную СССР. За 15 лет выступлений за «Динамо» Тбилиси и в сборных СССР он получил всего два предупреждения. «Я горжусь тем, что был капитаном тбилисского «Динамо» и сборной СССР, тем, что после ухода из сборной знаменитого защитника и моего друга Альберта Шестернева (конец 1971 года. – Прим. автора) вся команда единогласно избрала меня капитаном сборной СССР, до этого в последние два года я был вице-капитаном сборной. Я горжусь тем, что такой же чести позднее был удостоен и Александр Чивадзе (капитан сборной СССР в 1981-84. – Прим. автора)», – сказал Муртаз Калистратович.
По его словам, «играть в сборной СССР было непросто — ведь в сборную попадали лучшие футболисты из разных республик, которые имели свой стиль игры и поэтому быть в сборной на высоте удавалось не всем звездам». Он сказал, что в 1966 г. на ЧМ в Англии сборная СССР вышла в полуфинал и получила малые бронзовые медали за 4-ое место, но «имела шанс выступить еще лучше». «А в 1970 году на ЧМ в Мексике сборная СССР на последней минуте 1/4-финального матча пропустила досадный гол от уругвайцев, что лишило команду СССР права выйти в полуфинал», — вспоминает Муртаз Калистратович.
Легендарный грузинский футболист всегда отличался феноменальной памятью и не удивительно, что он хорошо помнит матчи динамовцев Тбилиси с главной командой Казахстана того времени – алмаатинским «Кайратом».
– Батоно Муртаз! Вы как-то говорили о том, что «Кайрат» считался неудобным соперником и для «динамовцев» Тбилиси, и для ряда других ведущих клубов чемпионата СССР. Почему?
– Если посмотреть статистику матчей тбилисского «Динамо» и «Кайрата» в чемпионатах СССР, то явное преимущество на стороне грузинской команды (в 45 матчах 22 раза побеждали «динамовцы», 16 ничьих и 7 побед «Кайрата». – Прим. автора), но пусть никого эти цифры не вводят в заблуждение. Матчи с «Кайратом», особенно в Алматы, были очень интересными и напряженными. Взять, например, 1964 год, когда «динамовцы» Тбилиси впервые стали чемпионами СССР (команда дважды была чемпионом СССР: в 1964 и 1978 годах. – Прим. автора). В мае 1964 года при аншлаге на стадионе «Динамо» (тогда стадион вмещал 40 тысяч зрителей) наша команда на последней минуте сумела сравнять счет и избежать поражения, игра закончилась вничью 2:2. Я в тот день не играл, но помню, что в составе «Кайрата» блестяще выступили Олег Мальцев (оба гола он провел), Тимур Сегизбаев, Леонид Остроушко. Ответный матч в Алматы при полном стадионе также завершился вничью – 0:0. А ведь в составе тбилисского «Динамо» играли выдающиеся мастера – Метревели, Месхи, Баркая, Сичинава (игроки сборной СССР), Илья Датунашвили, Яманидзе и другие.
«Я хорошо помню Казахстан, многое знаю и от тех моих коллег, которые в последние годы бывали в Казахстане»
Муртаз Хрицалава
– Все-таки, почему динамовцам Тбилиси было непросто обыграть «Кайрат», который тогда не был в лидерах? Вы что, недооценивали соперника?
– Ну что, вы, какая недооценка? Мы тщательно готовились ко всем матчам чемпионата СССР, независимо от того, какое место занимал соперник – ведь чемпионат СССР по уровню конкуренции и подготовке команд, на мой взгляд, в 60-70-х годах был одним из самых сильных в Европе. Секрет в том, что «динамовцы» Тбилиси всегда играли в техничный, изящный футбол, за что нас везде любили. Почти везде, в том числе и в Алматы, на играх с главной командой Грузии часто был аншлаг, нас тогда называли «грузинскими бразильцами». Эта атмосфера накладывала отпечаток на игру соперников, в том числе и на «Кайрат», который очень хотел показать своим поклонникам, на что способен. В «Кайрате» всегда были классные футболисты. К этому надо добавить бойцовские качества казахстанской команды и мощную поддержку зрителей в Алма-Ате. Поэтому матчи наших команд, особенно в Алма-Ате, всегда были очень и очень сложными для нас.
– Поэтому в июне 1974 года «Кайрат» дома крупно (5:0) победил тбилисское «Динамо». Что тогда случилось?
– Было бы лучше, если бы вы вспомнили бы то, как я, защитник, забивал голы «Кайрату» и другим командам (смеется).
– До этого дойдем, батоно Муртаз. Я был совсем маленький, но помню голы Хурцилавы в ворота соперников, и как комментатор сравнивал вас с тигром, который таранил оборону соперников. Но об этом попозже, вернемся к 1974 году. Ведь алматинское поражение 0:5 в Грузии восприняли очень болезненно, а в Казахстане тогда был праздник – выиграть у тбилисского «Динамо» с таким счетом мало кому удавалось.
– Начнем с того, что в 1974 году тбилисское «Динамо» переживало смену поколений, непростое было время для команды, ведь в том году динамовцы Тбилиси заняли необычное для себя низкое девятое место в турнирной таблице чемпионата. В том матче в Алматы я не играл – был травмирован. В составе нашей команды в тот день не было также главного вратаря Давида Гогии, не было травмированного Давида Кипиани. У «Кайрата» блестяще сыграл в тот день Анатолий Ионкин, сделавший хет-трик, два гола забил Владимир Чеботарев. Отлично сыграла оборона «Кайрата» и голкипер Куралбек Ордабаев, которые сумели сохранить свои ворота сухими. У «Кайрата» в тот день все отлично получилось, у динамовцев – ничего. Так бывает иногда в футболе. Кстати, в 1974 году «Кайрат» занял 15-ое место (всего было 16 участников) и покинул высшую лигу, а «динамовцы» Тбилиси заняли девятое место.
– А теперь о ваших голах «Кайрату»! Ведь защитники не часто забивают соперникам.
– Я в детские и юношеские годы в чемпионате Грузии играл либо форвардом, либо атакующим полузащитником. Попав в юношескую сборную Грузии, мне пришлось пару раз поиграть в защите из-за травмы одного нашего защитника. Так продолжилось и в «Динамо» Тбилиси. Тогда в атаке у динамовской команды было много опытных и сильных атакующих футболистов, нужна была помощь обороне, и главный тренер команды, выдающийся специалист, заслуженный тренер СССР Андро Жордания (1904-1974) решил поставить меня в защите – так я стал защитником на всю футбольную жизнь. Но всю карьеру – и в «Динамо», и в сборной СССР – часто подключался к атакам, либо давал пасы ребятам, либо забивал, как говорят, неплохие голы ( смеется).
Что касается голов «Кайрату»: в 1968 году казахстанская команда приехала в Тбилиси после сенсационной домашней победы «Кайрата» над московским «Торпедо» и была в хорошем настроении. С самого начала игры я пару раз подключился к атакам и в одном эпизоде меня сбили в штрафной площадке «Кайрата», пенальти пробил Месхи, вратарь Вячеслав Бубенец сумел отбить мяч, но подбежавший Гоча Гавашели точным ударом отправил мяч в сетку гостей. Через 10 минут, получив отличный пас от Месхи, я решил пробить по воротам гостей, удар получился сильный и мяч оказался в сетке. Во втором тайме Метревели довел счет до 3:0. «Кайрат» усилиями Виктора Абгольца и Тимура Сегизбаева создал пару моментов у наших ворот, но наша оборона (Реваз Дзодзуашвили, Пируз Кантеладзе, я и Гурам Петриашвили) не позволили гостям забить гол в наши ворота.
А второй раз гол «Кайрату» я забил в 1973 году. В Тбилиси мы выиграли тогда вновь со счетом 3:0, победить было непросто: в воротах казахстанской команды отлично играл Ордабаев, в защите уже был виден почерк лидера обороны Сеильды Байшакова, в линии атаки играли всем хорошо известные Николай Осянин, Юрий Семин, Анатолий Ионкин, но в тот день «динамовцы» были лучше. В самом начале игры я открыл счет, потом Вова Гуцаев удвоил результат, а во втором тайме Гиви Нодия поставил точку.
Еще раз хочу отметить, что матчи с «Кайратом» всегда проходили по-спортивному в напряженном режиме, и доставляли большое удовольствие зрителям. А за пределами поля мы, футболисты, всегда поддерживали теплые отношения. Я хорошо помню Казахстан, многое знаю и от тех моих коллег, которые в последние годы бывали в Казахстане. Пользуясь случаем, хочу передать наилучшие пожелания ветеранам футбола Казахстана и молодым спортсменам, пожелать им удачи.
О матчах с Мюллером, Эйсебио и Пеле
В 1971 г. во время матча сборных динамовских клубов СССР и сборной мира – это был матч проводов легендарного голкипера Льва Яшина (1929-1990) – Муртаз не дал возможности знаменитому бомбардиру сборной ФРГ Герду Мюллеру забить гол в ворота Яшина. «За минуту до начала матча Лев Иванович шепнул мне: Муртаз, Мюллер сказал, что уважает меня, но забьет мне сегодня гол, прошу тебя — не дай ему такого шанса», — вспоминает ветеран и отметил, что «выполнил просьбу Яшина».
Муртаз, который после окончания карьеры футболистом 25 лет работал главным тренером в клубах Грузии, в том числе в «Динамо» Тбилиси, а также молодежной сборной страны и ассистентом главного тренера национальной сборной Грузии, отмечает, что «ему не очень нравится то, что ныне тренеры в разных странах нередко сковывают инициативу талантливых игроков». «А ведь прелесть футбола именно в импровизации, а не в заученных комбинациях», — сказал он и призвал тренеров «не ограничивать молодых игроков в импровизации».
Ветеран отмечает, что ему «дважды посчастливилось» играть против легендарного португальского футболиста Эйсебио, один раз против «короля футбола» бразильца Пеле и несколько раз против великого бомбардира сборной ФРГ Герда Мюллера.
«Первый раз против Эйсебио я сыграл 1966 году в Англии на ЧМ, когда сборная СССР в игре за третье место встретилась с Португалией (1:2). Этот матч был футбольным спектаклем в исполнении обеих команд, особенно запомнилась изумительно красивая игра Эйсебио – виртуоза футбола. Мы, футболисты, с уважением относились к нему за яркую, техничную игру и интеллигентное поведение», – отметил Хурцилава. Второй раз против Эйсебио Муртазу довелось выступить в 1971 году в Москве на матче проводов Яшина. «Эта игра закончилась вничью – 2:2, и Эйсебио вновь произвел очень солидное впечатление. После матча на банкете мне довелось сидеть за столом напротив португальца, меня поразила скромность Эйсебио, ведь он был одним из лучших футболистов мира того времени», – сказал Хурцилава.
«У большинства сборных нет красоты игры, футбольного романтизма и техники. Это огорчает поклонников и специалистов футбола»
Муртаз Хурцилава
А против Пеле Муртазу довелось играть в ноябре 1965 года в выездном матче сборной СССР с Бразилией. В Рио-де-Жанейро на знаменитом стадионе «Маракана» встреча Советского Союза с хозяевами завершился вничью (2:2). Во втором тайме на поле вышел Хурцилава. «Я играл эту встречу после травмы, голы в ворота бразильцев в том матче забили Анатолий Банишевский и Слава Метревели, ничья в выездной встрече на тот момент с действующим чемпионом мира Бразилией была расценена как успех», – отметил 77-летний Хурцилава.
Хурцилава всегда отличался инакомыслием при оценке процессов, происходящих в мировом футболе. Он считает, что «в последние годы происходит процесс падения общего уровня игры национальных сборных». «Одной из причин этого является коммерциализация футбола, баснословные и неадекватные контракты в клубах, ради чего многие игроки и тренеры интересуются только результатами матчей и статистикой. Футболисты и тренеры не должны забывать, что они играют не только ради результата и новых контрактов, но, в первую очередь, ради многочисленных зрителей», – сказал Хурцилава.
Оценивая ЧЕ-2016 года во Франции и ЧМ-2018 года в России, Муртаз отмечает, что «у большинства сборных не было той красоты игры, футбольного романтизма и техники, которые должен быть на турнирах такого уровня». «Это огорчает многих поклонников и специалистов футбола», - добавил ветеран.
Тенгиз Пачкория из Тбилиси специально для Рrosports.kz.