Гонки в степи
Подписывайтесь на cпортивные новости Казахстана и мираВ начале этого месяца стало известно, что в Алматинской области планируется строительство трассы для «Формулы-1». Prosports.kz разбирается, нужна ли «королева автоспорта» в Казахстане.
Потенциальную трассу для «Формулы-1» планируют реализовать за 74 миллиарда тенге (около 190 млн долларов). Деньги на постройку трека будут выплачены частными инвесторами.
«Близится к завершению уникальный проект – строительство гоночных трасс «Формулы-1» в Илийском районе, – заявил аким Алматинской области Амандык Баталов на международном бизнес-форуме «Jetisý Invest» в Талдыкоргане.
«Формула-1» в других странах
Одной из проблем потенциальной трассы «Формулы-1» станет близкое расположение Казахстана к Азербайджану. Именно трасса в Баку стала последней, которую включили в календарь «Формулы-1» за последние годы. Проект городской трассы официально был представлен в октябре 2014 года, а автором трассы стал бессменный архитектор чемпионата Герман Тильке. Перед проведением первого Гран-при 2016 года были опасения, что знаменитый архитектор построил очередной «тилькедром», заставляющий скучать зрителей чемпионата. Но узкие трассы Баку и исторический центр позволили этапу в Азербайджане дважды стать лучшим в «Формуле-1» (2017, 2018). При этом первоначальные затраты на этап в Баку составили около 100 миллионов долларов. В эту сумму не входят ежегодные взносы в FOM и ежегодное обновление трассы в Баку, прибавим к этому и постройку трибун.
Гран-при Азербайджана 2018
К примеру, за возможность проводить Гран-при в России соседнее государство платит по 60 миллионов долларов в год. Контракт российской стороны рассчитан с 2014 по 2025 год, а значит, организаторы заплатят FOM за 11 лет около 1,1 млрд долларов. По информации Forbes, взнос Гран-при Азербайджана в 2018 году составил 60 миллионов долларов, а в этом году приблизился к 70. К этому стоит добавить операционные расходы – спортивную организацию, логистику и маркетинг, а также обновление трассы. Последнее может обходиться до 20 миллионов «вечнозеленых» в год.
Помимо прочего стоит учитывать, что FOM на правах организатора и обладателя коммерческих прав на Ф-1 забирает себе прибыль от размещения на трассе рекламы.
Именно близкое расположение Казахстана к Азербайджану может негативно сказаться на возможной посещаемости этапа близ Алматы. Этап в Баку полюбился западным зрителям необычной атмосферой Востока, захватывающей трассой, но самое главное, что привлекает туристов, – красивый и интересный город. Помимо самой гонки гостям есть чем себя занять. Будь то местная кухня, музей, различные комплексы или исторический центр города. Автор статьи в 2017 году посетил безумный этап в Баку, запомнившийся зрителям на долгие годы. Стоит отметить, что атмосфера общего праздника охватывает весь Баку и его жителей.
Гран-при России 2019
Отдельно стоит упомянуть этап в Сочи (Россия). «Сочи Автодром» был построен внутри Олимпийского парка Сочи, а крупнейший курорт России радует гостей Черным морем. К этому стоит добавить театры, концертные залы, цирк и другие развлечения для посетителей. Ежегодно курорт посещают более 5 миллионов человек.
Чем же ответит потенциальный этап в Казахстане? Ничем. Этап планируют построить в 70-100 км близ Алматы. Нельзя сказать, что туризм в южной столице приносит огромные доходы, а поток гостей неимоверно большой. Трасса в Алматинской области банально ничего не может предложить зрителям, кроме самой трассы. В Алматы нет старого города или впечатляющих объектов культуры. Автодромы «Формулы-1» всегда отличаются своей инфраструктурой, так как им есть чем развлечь фанатов. Этап возле Алматы строится практически в степи, где еще предстоит привести в порядок трассу, чтобы организовать логистику. Непонятно, как организаторы планируют перевозку 30 тысяч зрителей из Алматы в область. К этому стоит добавить, что «Формула-1» никогда не проходит без младших серий – GP2 и GP3. Эти серии требуют меньше денег, но это очередная статья расходов.
«В мировой практике, если автодром может своими доходами покрыть затраты на эксплуатацию, это уже хорошо», – заявил в этом году промоутер российского этапа Сергей Воробьев.
Насыщенность календаря Ф-1
5 октября пресс-служба «Формулы-1» опубликовала календарь чемпионата на сезон 2020 года. Так, в следующем году гонщиков ждут 22 этапа за восемь месяцев. В предстоящем сезоне в календарь серии вернется этап в Нидерландах на трассе «Зандвоорт». Благодаря немыслимой популярности Макса Ферстаппена «Формула-1» возвращается в Голландию после 35-летнего перерыва. Другим новичком станет Гран-при Вьетнама в столице страны Ханое. Благодаря предстоящему этапу азиатская страна пытается продвинуть местные автомобили Vin Fast.
Валттери Боттас за рулем W10
Такая насыщенность календаря уменьшает шансы потенциальных стран для участия в серии, учитывая, что «Формула-1» идет по пути снижения расходов, а дополнительные этапы увеличат расходы команд на моторы, логистику и персонал. Во-вторых, владельцы Ф-1 в лице гиганта Liberty Media не забыли про идею второго Гран-при в США. Американская компания желает проводить по две гонки на территории США, на примете у LM солнечный Майами, а также Нью-Йорк.
Есть ли альтернатива?
Одной из альтернатив для трассы может стать этап серии MotoGP. Двухколесная серия не уступает в популярности «королеве автоспорта», а зрелищность серии превосходит Ф-1. Чемпионат MotoGP не боится открывать для себя новые рынки, плюс ко всему в календаре этапа всего 16 этапов, что может сыграть на руку казахстанской стороне. Также стоит добавить, что трасса для Moto GP стоит дешевле, а затраты несравнимо меньше, чем в мире открытых колес.
Марк Маркес - шестикратный чемпион MotoGP
Но главным вопросом будут не сами гонки, а правильное использование трассы вне гоночных уикендов, которые проходят раз в год. Если в России вкладываются большие деньги в автоспорт и создаются различные команды, то в Казахстане это на уровне энтузиазма. В той же России есть программа развития российского автоспорта SMP Racing. В прошлом году команде удалось подписать Сергея Сироткина в «Формулу-1». За 15 миллионов долларов россиянин откатал полный сезон в составе Williams, которая хоть и переживает ужасные времена, по-прежнему является частью серии. Помимо прочего гонщица команды SMP 16-летняя Ирина Сидоркова в сезоне 2020 года будет выступать в женской серии W-Series.
В Казахстане пока ни один пилот не попал в европейские серии, что говорить о мировом уровне. Несколько лет назад раллийная команда «Астана» во главе с Артуром Ардавичусом выступала в ралли-марафоне «Дакар», показывая отличные результаты. Но и здесь фанатов ждал сюрприз – в 2018-м команду заморозили. В целом будущее всего автоспорта в Казахстане имеет туманные перспективы, и вряд ли этап «Формулы-1» даст толчок развитию. Необходимо начинать с младших серий.