АВТО/МОТО

Гонки в степи

Гонки в степи
news-banner7
mobile-news-top

В начале этого месяца стало известно, что в Алматинской области планируется строительство трассы для «Формулы-1». Prosports.kz разбирается, нужна ли «королева автоспорта» в Казахстане.

Потенциальную трассу для «Формулы-1» планируют реализовать за 74 миллиарда тенге (около 190 млн долларов). Деньги на постройку трека будут выплачены частными инвесторами.

«Близится к завершению уникальный проект – строительство гоночных трасс «Формулы-1» в Илийском районе, – заявил аким Алматинской области Амандык Баталов на международном бизнес-форуме «Jetisý Invest» в Талдыкоргане.

«Формула-1» в других странах

Одной из проблем потенциальной трассы «Формулы-1» станет близкое расположение Казахстана к Азербайджану. Именно трасса в Баку стала последней, которую включили в календарь «Формулы-1» за последние годы. Проект городской трассы официально был представлен в октябре 2014 года, а автором трассы стал бессменный архитектор чемпионата Герман Тильке. Перед проведением первого Гран-при 2016 года были опасения, что знаменитый архитектор построил очередной «тилькедром», заставляющий скучать зрителей чемпионата. Но узкие трассы Баку и исторический центр позволили этапу в Азербайджане дважды стать лучшим в «Формуле-1» (2017, 2018). При этом первоначальные затраты на этап в Баку составили около 100 миллионов долларов. В эту сумму не входят ежегодные взносы в FOM и ежегодное обновление трассы в Баку, прибавим к этому и постройку трибун.

Гран-при Азербайджана 2018

Гран-при Азербайджана 2018

К примеру, за возможность проводить Гран-при в России соседнее государство платит по 60 миллионов долларов в год. Контракт российской стороны рассчитан с 2014 по 2025 год, а значит, организаторы заплатят FOM за 11 лет около 1,1 млрд долларов. По информации Forbes, взнос Гран-при Азербайджана в 2018 году составил 60 миллионов долларов, а в этом году приблизился к 70. К этому стоит добавить операционные расходы – спортивную организацию, логистику и маркетинг, а также обновление трассы. Последнее может обходиться до 20 миллионов «вечнозеленых» в год.

Помимо прочего стоит учитывать, что FOM на правах организатора и обладателя коммерческих прав на Ф-1 забирает себе прибыль от размещения на трассе рекламы.

Именно близкое расположение Казахстана к Азербайджану может негативно сказаться на возможной посещаемости этапа близ Алматы. Этап в Баку полюбился западным зрителям необычной атмосферой Востока, захватывающей трассой, но самое главное, что привлекает туристов, – красивый и интересный город. Помимо самой гонки гостям есть чем себя занять. Будь то местная кухня, музей, различные комплексы или исторический центр города. Автор статьи в 2017 году посетил безумный этап в Баку, запомнившийся зрителям на долгие годы. Стоит отметить, что атмосфера общего праздника охватывает весь Баку и его жителей.

Гран-при России 2019

Гран-при России 2019

Отдельно стоит упомянуть этап в Сочи (Россия). «Сочи Автодром» был построен внутри Олимпийского парка Сочи, а крупнейший курорт России радует гостей Черным морем. К этому стоит добавить театры, концертные залы, цирк и другие развлечения для посетителей. Ежегодно курорт посещают более 5 миллионов человек.

Чем же ответит потенциальный этап в Казахстане? Ничем. Этап планируют построить в 70-100 км близ Алматы. Нельзя сказать, что туризм в южной столице приносит огромные доходы, а поток гостей неимоверно большой. Трасса в Алматинской области банально ничего не может предложить зрителям, кроме самой трассы. В Алматы нет старого города или впечатляющих объектов культуры. Автодромы «Формулы-1» всегда отличаются своей инфраструктурой, так как им есть чем развлечь фанатов. Этап возле Алматы строится практически в степи, где еще предстоит привести в порядок трассу, чтобы организовать логистику. Непонятно, как организаторы планируют перевозку 30 тысяч зрителей из Алматы в область. К этому стоит добавить, что «Формула-1» никогда не проходит без младших серий – GP2 и GP3. Эти серии требуют меньше денег, но это очередная статья расходов.

«В мировой практике, если автодром может своими доходами покрыть затраты на эксплуатацию, это уже хорошо», – заявил в этом году промоутер российского этапа Сергей Воробьев.

Насыщенность календаря Ф-1

5 октября пресс-служба «Формулы-1» опубликовала календарь чемпионата на сезон 2020 года. Так, в следующем году гонщиков ждут 22 этапа за восемь месяцев. В предстоящем сезоне в календарь серии вернется этап в Нидерландах на трассе «Зандвоорт». Благодаря немыслимой популярности Макса Ферстаппена «Формула-1» возвращается в Голландию после 35-летнего перерыва. Другим новичком станет Гран-при Вьетнама в столице страны Ханое. Благодаря предстоящему этапу азиатская страна пытается продвинуть местные автомобили Vin Fast.

Валттери Боттас за рулем W10

Валттери Боттас за рулем W10

Такая насыщенность календаря уменьшает шансы потенциальных стран для участия в серии, учитывая, что «Формула-1» идет по пути снижения расходов, а дополнительные этапы увеличат расходы команд на моторы, логистику и персонал. Во-вторых, владельцы Ф-1 в лице гиганта Liberty Media не забыли про идею второго Гран-при в США. Американская компания желает проводить по две гонки на территории США, на примете у LM солнечный Майами, а также Нью-Йорк.

Есть ли альтернатива?

Одной из альтернатив для трассы может стать этап серии MotoGP. Двухколесная серия не уступает в популярности «королеве автоспорта», а зрелищность серии превосходит Ф-1. Чемпионат MotoGP не боится открывать для себя новые рынки, плюс ко всему в календаре этапа всего 16 этапов, что может сыграть на руку казахстанской стороне. Также стоит добавить, что трасса для Moto GP стоит дешевле, а затраты несравнимо меньше, чем в мире открытых колес.

Марк Маркес - шестикратный чемпион MotoGP

Марк Маркес - шестикратный чемпион MotoGP

Но главным вопросом будут не сами гонки, а правильное использование трассы вне гоночных уикендов, которые проходят раз в год. Если в России вкладываются большие деньги в автоспорт и создаются различные команды, то в Казахстане это на уровне энтузиазма. В той же России есть программа развития российского автоспорта SMP Racing. В прошлом году команде удалось подписать Сергея Сироткина в «Формулу-1». За 15 миллионов долларов россиянин откатал полный сезон в составе Williams, которая хоть и переживает ужасные времена, по-прежнему является частью серии. Помимо прочего гонщица команды SMP 16-летняя Ирина Сидоркова в сезоне 2020 года будет выступать в женской серии W-Series.

В Казахстане пока ни один пилот не попал в европейские серии, что говорить о мировом уровне. Несколько лет назад раллийная команда «Астана» во главе с Артуром Ардавичусом выступала в ралли-марафоне «Дакар», показывая отличные результаты. Но и здесь фанатов ждал сюрприз – в 2018-м команду заморозили. В целом будущее всего автоспорта в Казахстане имеет туманные перспективы, и вряд ли этап «Формулы-1» даст толчок развитию. Необходимо начинать с младших серий.

Источник: Prosports.kz Ошибка в тексте? Выделите и нажмите Ctrl+Enter
Комментарии