Операция «Спасение утопающих»
Больше половины чемпионата казахстанской премьер-лиги позади: все участники первенства сыграли по 18-19 матчей, турнирная таблица приобрела более или менее стройный вид.
Элитную дюжину уже сейчас можно условно разбить на три четверки: первая («Тобол», «Астана», «Кайрат», «Ордабасы») сражается за медали и путевки в еврокубки; вторая («Кайсар», «Жетысу», «Шахтер», «Окжетпес») спокойно доигрывает турнир, третья («Иртыш», «Атырау», «Тараз», «Актобе») борется за выживание.
Впрочем, квартет борцов за сохранение прописки в элите правильнее было бы преобразовать в трио, поскольку положение «Актобе», замыкающего таблицу, безнадежное, и своими силами пятикратному чемпиону Казахстана в высшем дивизионе не остаться. Выходит, один из двух главных неудачников сезона определен? Или же не все так однозначно и существуют варианты, при которых красно-белые останутся в премьер-лиге на следующий год?
Самый простой способ сохранить «Актобе» на плаву лежит не в спортивной, а в административной плоскости: достаточно просто расширить лигу, и тогда проблема отпадет сама собой. Prosports.kz задался вопросом возможного увеличения числа участников сильнейшего дивизиона страны неспроста. В кулуарах давно ходят слухи о том, что КПЛ ждет очередная количественная реформа.
О потенциальном расширении казахстанской премьер-лиги заговорили уже не только простые болельщики, но и вполне официальные лица. Так, после матча 18-го тура «Актобе» – «Шахтер» главный тренер карагандинцев Николай Костов произнес буквально следующее: «Здесь (в Актобе. – Прим. Prosports.kz) очень хорошая атмосфера футбола. Надеюсь, федерация найдет компромисс, чтобы команда осталась в высшей лиге». Сказал ли эти слова болгарский специалист на эмоциях или из элементарного уважения к местной публике, уже не столь важно. Было обращение к футбольным властям, «свист» пошел, и, самое главное, у актюбинских болельщиков появилась надежда на то, что их любимая команда никуда не вылетит.
Но насколько реальны предпосылки к тому, чтобы куда подальше задвинуть спортивный принцип и за былые заслуги оставить в КПЛ один из самых титулованных клубов страны? В принципе, исключать ничего нельзя, к тому же всегда можно прикрыться благими намерениями и предложить расширить лигу, скажем, в целях привлечения зрительского интереса и развития игры миллионов в регионах, не представленных в казахстанской элите. Однако если наши футбольные власти все же пойдут на такой шаг, это будет плохо для всех. Умышленно говорю, что плохо, а не нечестно, поскольку понятие справедливости к спорту номер один не имеет никакого отношения. Вспомним прошлый сезон, когда на волосок от отправки в первую лигу находились то «Иртыш», то «Шахтер», то оба сразу. А закончилось все тем, что в последних турах КПЛ карагандинцы с павлодарцами чудесным образом спаслись: негоже было вылетать командам, ни разу не покидавшим высший дивизион за всю историю казахстанских первенств. В итоге шаг вниз сделали куда менее статусные «Акжайык» и «Кызыл-Жар СК».
В этом сезоне такой сюжет нереален: за 15 туров до конца чемпионата отставание «Актобе» от спасительной зоны «стыков» составляет 14 очков, она вообще только сейчас выбралась из минусов. Если учесть, что в 18 играх дружина Александра Седнева набрала всего 13 баллов, она при той же динамике продвижения по дистанции в лучшем случае догонит к финишу находящийся на 10-й позиции «Атырау». И это при том условии, что «нефтяники» во всех своих матчах уступят. Реально? Вряд ли. В футболе, конечно, может произойти всякое, но, учитывая, что с аутсайдера так и не снят трансферный бан, без кадрового усиления рассчитывать на кардинальное улучшение результатов команды не приходится.
А теперь попробую объяснить свое утверждение о том, что теоретическое расширение КПЛ навредит всем, в том числе и самым ярым фанатам «Актобе», которые точно не заслуживают своей нынешней участи. Начну как раз с них, с болельщиков красно-белых. Прекрасно осознаю, что рискую навлечь на себя их праведный гнев, и тем не менее скажу следующее: именно преданным поклонникам в первую очередь нужно, чтобы их любимая команда перестала мучиться – «скончалась», а потом начала жизнь с чистого листа. За все надо платить, в том числе и за грехи бывших кураторов клуба, которые за короткий срок допустили развал самого успешного коллектива страны. А испытание горнилом «пердива» позволит актюбинцам избавиться от остатков той ненужной шелухи, что приклеилась к команде за время правления прежним руководством.
В случае расширения КПЛ заметно пошатнется авторитет у профессиональной футбольной лиги, которой либо придется признаваться в том, что для спасения пятикратного чемпиона все средства хороши, либо вертеться, словно уж на сковородке, придумывая самые разные способы оправдания. Ведь вышеописанный вариант с провинциальным развитием будет неактуальным, посланцы Восточно-Казахстанской и Северо-Казахстанской областей – регионов, сейчас не имеющих своих клубов в премьер-лиге, с большой долей вероятности шагнут наверх без сторонней помощи исключительно благодаря спортивному принципу.
Увеличением количества матчей в сезоне «отмазаться» тоже не выйдет, так как реализовать на практике эту идею вряд ли возможно. При текущем регламенте 12 команд проводят первенство в три круга, а это 33 матча. При расширении лиги до 14 клубов трехкруговое соревнование на выходе даст уже 39 игр – это на одну больше, чем в другой премьер-лиге, английской. Но такое число матчей не позволят провести климатические условия страны, а футболисты встанут в позу. Они не привыкли выходить на поле слишком часто и, едва набрав форму, уже жалуются на усталость, ранней весной ругают неготовые поля, летом жалуются на невыносимую жару, поздней осенью стонут от холода и едва передвигают ноги. И если вспомнить, что в следующем году пройдет финальная часть Евро-2020, а УЕФА требует приостановки национальных турниров на время проведения континентальных первенств, то становится понятно: 39 туров упаковать в чемпионат КПЛ-2020 не получится при всем желании.
Если же проводить первенство в два круга, то играть наши команды будут совсем мало – всего 26 матчей, а это уже неуважение к тем, ради кого, собственно говоря, и демонстрируют свое мастерство, – к болельщикам. Снижение соревновательной интенсивности не может не сказаться и на выступлении казахстанских представителей в еврокубках. Они там и так, мягко говоря, не блещут, а если начнут выступать в режиме «лайтс», про успехи на международной арене, в том числе и локальные, придется забыть даже «Астане», не говоря уже про остальных.
Ну и обязательно стоит сказать о том, что в случае расширения КПЛ остаток текущего чемпионата превратится в профанацию. Даже если принятое решение не будет официально предано огласке вплоть до завершения ответного переходного матча, все равно где-нибудь «протечет» и информация станет секретом Полишинеля. И тогда финиш чемпионата потеряет какой-либо смысл – по крайней мере для тех, кто не борется за высокие места.
Вот и получается, что пользы из этой инициативы – ровно ноль. Конечно, нельзя не согласиться со словами Костова: в Актобе действительно неповторимая футбольная атмосфера, стадион в этом городе всегда полон зрителей и в результате возможного вылета красно-белых в первую лигу заметно упадет и без того не особо впечатляющая средняя посещаемость матчей КПЛ. Однако если пойти на поводу у собственных желаний угодить кому-то или, что еще страшнее, попытаться извлечь из этого личную выгоду, можно так сильно подорвать свой авторитет, что восстановить его потом не представится возможным. Не поможет такая помощь и тем, кто тонет, ведь спасение утопающих – дело рук самих утопающих, а любая мутная инициатива станет медвежьей услугой.
Владимир ЖАРКОВ