Поддержка в развитии
Если раньше «Самрук-Казына» финансировал казахстанский спорт напрямую, то, относительно c недавних пор, нацкомпания направляет денежные средства в Фонд поддержки индустрии туризма и спорта. Этот фонд курирует Министерство культуры и спорта РК, а поступления для поддержки спорта приходят, по некоторым данным, раз в квартал.
В 2015 году этот фонд, при поддержке «Самрук-Казына» реализовал проекты по поддержке массового отечественного спорта, оказав финансовую поддержку 16 спортивным общественным объединениям. Как сообщает сама нацкомпания, фондом в 2015 году профинансированы ряд спортивных организаций.
Это Федерации водных видов спорта, казахстанская Федерация велосипедного спорта, Федерация легкой атлетики Восточно-Казахстанской области, в частности подготовка к Летним олимпийским играм 2016 года знаменитой прыгуньи, олимпийской чемпионки Ольги Рыпаковой и многие другие. По сути, деньги направляются в спортивные федерации, а они уже за счет этих денег организовывают спортивные мероприятия.
Принцип домино
После 2015 года казахстанские СМИ перестали уделять внимание деятельности фонда. К 2018 году эта тема снова поднялась – некоторые писали, что фонд не высылает деньги, не финансирует массовый спорт. В этой связи, в марте прошлого года компания «Самрук-Казына» выпустила пресс-релиз, где сообщила, что «в рамках трехстороннего соглашения между фондом национального благосостояния «Самрук-Қазына», Министерством культуры и спорта РК и фондом поддержки индустрии туризма и спорта в феврале 2018 года был направлен первый транш в размере 5 миллиардов тенге.
Кроме того, в нацкомпании выделили, что обеспечение мониторинга использования фондом этих средств лежит на министерстве. «Таким образом, АО «Самрук–Қазына» не прекращал финансирования спорта высших достижений и национальных видов спорта в РК», - резюмировали в нацкомпании.
Если до сих пор не понятна роль фонда, то объясним проще: эта организация берет на себя роль оператора денежных средств, также в фонде анализируют заявки потенциальных получателей поддержки. При этом, согласно внутренней политике, фондовцы не лезут в дела поддерживаемых организаций.
«На базе Фонда мы предложили внедрить корпоративное управление, которое нам даст прозрачность в распределении средств между получателями. Попечительский совет состоит из известных спортсменов, в том числе олимпийских чемпионов, депутатов и работников Министерства культуры и спорта РК, которые имеют знания в области спорта и финансов, а также имеют менеджерский опыт. Решения участников принимаются независимо друг от друга. При этом мы исключаем возможность так называемого "ручного Попечительского Совета", где прозрачность только на бумаге», - рассказывал бывший директор фонда Жанболат Кесикбаев.
Омар Мустафин - генеральный директор фонда
С тех пор, в сторону транспарентности распределения средств ситуация не сдвинулась ни на йоту. Редакция Prosports.kz направила официальный запрос на имя Омара Мустафина, первого руководителя фонда поддержки индустрии туризма и спорта. Основные вопросы, которые интересуют спортивное сообщество:
- По какому принципу осуществлялось распределение выделенных средств с момента, когда вы были определены оператором денежных средств в рамках трехстороннего соглашения между АО «Фонд национального благосостояния «Самрук-Қазына», Министерством культуры и спорта РК и вашим фондом?
- Какие виды спорта на сегодняшний день являются приоритетными в рамках эффективного и прозрачного распределения денежных средств?
- Какой бюджет в рамках трехстороннего соглашения был утвержден на 2018-2019 годы, о каких объемах идет речь?
- На каких Интернет-ресурсах размещается открытая финансовая отчетность Корпоративного фонда?
Следы в отрытых источниках
Хоть в руководстве фонда и заявляли, что «приоритетное направление фонда - в первую очередь законность, прозрачность и справедливость при принятии решении», но на деле для широкой общественности недоступны данные о финансовой, аудиторской и прочих отчетностей. Мы попробовали поискать о них информацию на открытых государственных ресурсах.
Первичная регистрация фонда поддержки индустрии туризма и спорта датируется 28 ноября 2010 года. То есть еще задолго до официального утверждения в роли оператора денежных средств между «Самрук-Казына» и министерством спорта. Среди учредителей фонда значится некое акционерное общество «Казспортинвест». Кстати, в 2014 году в СМИ всплывала информация о том, что эта организация владеет алматинским Дворцом спорта.
С 2010 года сумма налоговых отчислений фонда поддержки спорта составляет 121 миллион тенге. Поступления начинаются с 2014 года и доходят до пика к 2016 году, тогда за налоги было уплачено 53,2 миллиона тенге.
Еще один интересный факт – согласно данным Верховного суда РК, 2 декабря 2014 года в специализированном межрайонном экономическом суде города Нур-Султан зарегистрирована информация о производстве по делу фонда поддержки индустрии спорта и АО «Казахспортинвест». В материалах говорится о возможном признании ненадлежащим исполнения АО «Казспортинвест» своих обязательств по отбору проектов. Истец обратился в суд с заявлением, но до начало рассмотрения дела истец (по неизвестным причинам) свой иск забрал, поэтому дело было прекращено.
В целом, ситуация с распределением денег в фонде не ясна ни журналистам, ни обывателям, да что там – даже некоторым спортивным объединениям. Неизвестен сам механизм и принципы распределения – так, например, неясно, какие виды спорта находятся в приоритете. Все это идет в разрез с политикой открытости и честности, о которой не раз заявляли и в самом фонде, и в нацкомпании. Будем надеяться, что казахстанские депутаты обратят на это свое внимание и выступят с депутатским запросом.