Футбол

Арно Пайперс: «У нас играет секонд хэнд!»

Арно Пайперс: «У нас играет секонд хэнд!»
news-banner7
mobile-news-top

Экс-наставник сборной Казахстана, а уже и бывший главный тренер «Тараза» Арно Пайперса в эксклюзивном интервью «PROСПОРТ» рассказал, исчерпан ли его конфликт с Федерацией футбола Казахстана, что мешает развиваться отечественному футболу и каковы шансы «Тараза» выполнить задачу акима области: попасть в первую шестерку по итогам первого этапа чемпионата страны.

– Арно, на матч 6-го тура премьер-лиги вы с командой разместились в дорогом отеле «Астана ИнтерКонтиненталь». Неужели в Алматы поездом приехали?

– Да, это не шутка. Очень рад обратно вернуться в Алматы, хотя дорога отняла очень много сил, мне тяжело поездом добираться до отдаленных городов. Практически не спал, от силы два часа. Мои футболисты легче меня перенесли утомительную поездку. Им даже удалось выспаться. Но это никак не должно влиять на игру, это не оправдание, поскольку перед матчем всегда есть день выспаться, чтобы быть свеженьким.

 

«Центральный стадион – одно из самых моих любимых мест в Алматы»

 

– Вы поработали в футбольном клубе «Алма-Ата», также под вашим руководством сборная Казахстана часто выступала на «Центральном». Сейчас, находясь в южной столице, вы испытываете ностальгию?

– Как только приехали в Алматы и разместились в гостинице, я после завтрака сделал небольшую прогулку вокруг Центрального стадиона. У меня остались хорошие воспоминания от тех лет, когда я жил в Алматы и моя команда выступала здесь.

– Может, удалось посетить любимое местечко?

– Времени много для прогулок не было, поскольку я полностью сосредоточен на своей работе. Нужно хорошо готовиться к матчам и сохранять концентрацию. Хотя, скажу так: Центральный стадион – одно из самых моих любимых мест в Алматы.

– В 2006 году вы возглавили клуб «Астана» и в первом же сезоне завоевали золотые медали чемпионата. Прошло уже семь лет. Вы чувствуете, что чемпионат страны вырос?

– Я думаю, футбол полностью изменился по сравнению с тем временем. В прошлом в клубах играли 80-90 процентов местных футболистов, сейчас же очень много привлекается легионеров и очень много натурализуется иностранцев.

– Вы считаете, что Казахстан стал интересен для зарубежья?

– Здесь есть две стороны. Первая: можно сказать, что да, стало интересно для иностранцев работать в Казахстане. Получаешь хорошую зарплату и есть возможность выступать в составе национальной сборной в международных матчах. Но есть и другая сторона медали: все вышесказанное мешает развиваться казахстанским футболистам. Приезд натурализованных игроков в главную команду страны попросту блокирует возможность национальной сборной эволюционировать.

 

«Приезд натурализованных игроков в главную команду страны попросту блокирует возможность национальной сборной эволюционировать»

 

– В отборочном цикле чемпионата Европы-2008 сборная под вашим руководством набрала рекордные 10 очков. На ваш взгляд, почему мы не можем не только превзойти достижение тех лет, но даже и повторить его?

– Очень важно проявлять такое качество, как терпение. Проблема в том, что когда команда показывает хороший результат и футбол, то все остальные включая болельщиков ждут от этой команды еще лучших результатов и достижений. В этом плане нужно оставаться спокойным. Все идет шаг за шагом, а не большими скачками. Да, результаты – это очень важный элемент и скорее всего главный, но никогда нельзя забывать о развитии футбола в целом. В те годы против меня и сыграл фактор, о котором я говорю. На фоне других мы с командой добились хороших результатов, и от нас тут же стали требовать большего. У людей не было времени потерпеть, и они не давали команде планомерно развиваться.

– Вы также упомянули, что легионеры мешают развиваться казахстанскому футболу…

 – Что касается легионеров, то сейчас мы покупаем дорогостоящих футболистов, даем им паспорта и право играть в сборной. Поймите, это не помогает развитию казахстанского футбола и национальной команды в частности.

 

«Проблема в том, что уже в то время у футболистов была слишком высокая зарплата в Казахстане, и она, скорее всего, мешала принять разумное решение и перейти в европейский чемпионат»

 

– Во время вашей работы в сборной наш соперник по квалификации ЕВРО-2008 сборная Армения играла примерно на одном уровне с нами. Сегодня эта страна экспортирует в Европу много талантливых футболистов. Возьмем, например, Генриха Мхитаряна из дортмундской «Боруссии». Армения была в двух шагах от выхода на ЕВРО-2012 и ЧМ-2014. Получается, за это время Армения сделала несколько шагов вперед, а мы – назад?

– Мы на самом деле были на одном уровне и даже в некоторых моментах ее превосходили. Что касается экспорта, то как тренер той команды скажу, что нашими футболистами уже тогда интересовались и приглашали играть в Европе. Особенно после того как мы обыграли сборную Сербии в Алматы. Точно знаю, что у Давида Лории было несколько предложений. Вы знаете, что он находился на просмотре в Голландии и мог подписать контракт. Но проблема в том, что уже в то время у футболистов была слишком высокая зарплата в Казахстане, и она, скорее всего, мешала принять разумное решение и перейти в европейский чемпионат. В этом и разница с Арменией.

– Вы думаете, ситуация не изменится?

– Хотел бы надеяться. Но на данном этапе мы видим, что те игроки, которые не востребованы у себя на родине, приезжают в Казахстан и сразу начинают играть первую скрипку. Мы пользуемся их услугами, но я считаю, что это «секонд-хэнд». Все это мешает прогрессировать местным футболистам и футболу в целом. Ничего плохого не хочу сказать про каждого футболиста в отдельности, но ситуация в целом всем понятна. Я все понимаю, футболист выбирает где лучше. Если тебе предлагают хорошие условия и высокую зарплату, то туда и пойдешь работать. Как у вас говорят: рыба ищет, где глубже. В этом вопросе нужно разбираться президентам и председателям клубов, сборных и их менеджерам. Именно они отвечают за развитие. Нужно правильно выбирать курс и придерживаться его.

– Вы видите повод для радости от трансфера Сергея Хижниченко и Абзала Бейсебекова в польскую «Корону»?

– Самый первый шаг – это убедить руководство, что нужно привлекать в сборную как можно больше настоящих казахов и казахстанцев. Дальше – принести хорошие результаты. Это и есть трамплин в средний чемпионат Европы. Будут приглашения из Дании, Голландии, Бельгии. Не бывает такого, что случайно кто-то перешел в чемпионат Испании или Англии. Шаг за шагом. Сначала надо поиграть в хороших клубах, например, Голландии, а потом переходить в более сильные чемпионаты. Такова европейская практика.

 

«Не думаю, что я сделал что-то сверхестественное. Я нормально ко всем относился, как к личностям, и это обычный процесс в работе»

 

– Насколько приятно вам читать интервью тех футболистов, которые поработали с вами и в один голос заявляют, что готовы стоять за вас горой и пойти на многое?

– Не думаю, что я сделал что-то сверхестественное. Я нормально ко всем относился, как к личностям, и это обычный процесс в работе. Относился с уважением. Человеческие качества нужно проявлять в общении со всеми. Никогда не врал им, не играл с ними в закулисные игры. Если мне что-то не нравилось, то прямо говорил об этом, и наоборот. Если мог помочь в чем-то, то всегда это делал. Это обычные человеческие отношения. И я ждал подобного от всех футболистов.

– Болельщики разделились на два лагеря в вопросе, какой матч Пайперса и сборной был самым лучшим: домашняя ничья с Бельгией или победа над сербами. Какой матч у руля сборной вам больше понравился?

– Самая лучшая игра – это была моя последняя игра в качестве тренера национальной сборной, матч с Украиной. Если посмотреть видеозаписи трех вышесказанных матчей, то вы сами увидите, что по всем показателям и компонентам игры мы проявили себя лучше всего в матче с Украиной. Поэтому в моем рейтинге эта встреча на первом месте.

 

«Лео Беенхаккер после мачта с Польшей прямо намекнул, что свет не случайно выключился на стадионе»

 

– В квалификации ЕВРО-2008 перед выездной игрой с Финляндией в Хельсинки была сильная гроза, потом пошел снег и судья отменил матч. Помню, как автобус сборной долго не мог выехать со стадиона, и его пришлось толкать. В Польше так вообще на стадионе погас свет. Нам сказали, что провода не выдержали напряжения, поскольку все очень старое. Подобные случаи еще происходили с вами после того, как вы уехали из Казахстана?

– Ничего подобного больше не происходило со мной (улыбается). Мои футболисты очень опытные, и всегда сохраняют спокойствие. Я очень рад, что они были готовы играть в любых условиях, и это делает их профессионалами своего дела. Что касается матча в Польше, когда отключили свет, то это все не случайно. Такие случаи могут повлиять как негативно, так и положительно. В Польше мы вели в счете, владели инициативой. Говорят, от напряжения не выдержали щиты и замкнуло. Это не так. У поляков тогда был тренер Лео Беенхаккер. После мачта мы пообщались, и он прямо намекнул, что свет не случайно выключился.

– На последнем конгрессе УЕФА в Астане приняли решение, что вместо товарищеских матчей будет Лига наций. Вам не кажется, что сегодня сборная проводит очень мало товарищеских встреч, чем когда вы были тренером?

– Это была моя инициатива, чтобы проводить как можно больше товарищеских матчей. Конечно же это влияет на сыгранность и результат. Сборная должна как можно больше проводить товарищеских встреч, играя с командами, которые выше нас по уровню. Это дает опыт. Да, приходится рисковать, играя с сильными сборными, но этот риск оправдан. Даже если мы проигрываем крупно. Самое главное, чтобы развитие игроков не останавливалось.

– Когда говорите про риск, сразу вспоминаю товарищескую встречу с Россией, когда проиграли 0:6. Вы тогда еще не пришли на послематчевую пресс-конференцию. Почему?

– Что касается результата, то для нас он был плохой. Россия готовилась к ЕВРО-2008, где завоевала бронзовые медали. Руководство нашей Федерации футбола тоже посчитало, что результат очень плохой. К тому же нас поселили в очень плохую гостиницу. Привезли на матч нас за полчаса. Что касается голов, то первые два были забиты после ужасных ошибок судейской бригады.

– Да, я помню. Российские журналисты сразу же в прессе написали, что на ЕВРО таких судей не будет и как вы собираетесь там играть, когда за уши тащить не будут…

– После матча я находился в раздевалке и около часа разговаривал с тренером сборной России Гусом Хиддинком об игре. Сам Хиддинк признался, что первые два гола состоялись по вине судьи и ему очень стыдно. Он извинился за эти голы и работу рефери.

 

«Гус Хиддинк после товарищеского матча Россия – Казахстан (6:0) извинялся передо мной за несправедливые голы и плохую работу рефери»

 

– У вас тогда сложились неприязненные отношения с ФФК. На данный момент конфликт исчерпан?

– Я, по-прежнему, в хороший отношениях с президентом ФФК Адильбеком Джаксыбековым. Я проделал огромную и тяжелую работу на протяжении трех лет. Много сил отдал сборной Казахстана. Меня разочаровало, что через три года от моих услуг отказались не совсем вежливо. Я ожидал, что мы разойдемся по-человечески. Да, были противоречия – мы не могли вместе работать. В Казахстане люди правильные в отношениях и очень вежливые, но в тот момент, когда от меня отказывались, подобных качеств я не заметил.

– В конце 2008 года вас наградили Орденом Креста Земли Марии – высшей государственной наградой Эстонии для иностранцев, имеющих заслуги перед страной. В Казахстане рассчитывали на подобную награду?

– Если ты хорошо выполняешь свою работу, то это поощряется. В Эстонии вручили награду, самую высокую по значению для иностранцев. Стоит понимать, что в футболе всегда приходит конец. Люди, работающие друг с другом, часто не сходятся во мнениях. Нужно расставаться вежливо. Думаю, я этого заслужил, но осадок небольшой все же остался, хотя я стараюсь ему не придавать значения. Может, это не самый лучший пример, через год Дик Адвокат пригласил меня в «Зенит». Позже с Адвокатом клуб расстался. Как петербуржцы прощались с Диком и как казахстанцы со мной – совсем разные истории. У меня не такие достижения, как у Адвоката в «Зените». Но сейчас посмотрите на результаты сборной. Они не такие, как были при мне, и даже близко не стоят.

– Вам удалось познакомиться с инфраструктурой «Кайрата» и детской академией этого клуба в частности?

– В ноябре мне удалось побывать в Алматы. Мне не удалось полностью ознакомиться со всеми объектами. «Кайрат» приглашал меня на работу. Я хорошо знаю направления и амбиции этого клуба. Вместо меня назначили голландца Патрика ванн Лиувена. С ним я на связи и в курсе всего, что происходит. «Кайрат» не так далеко находится от уровня академии «Зенита».

 

«Ожидания руководства «Тараза» расходятся с реальными возможностями клуба и логикой вещей»

 

– Скажите, в прошлом году вы выжали максимум из футболистов «Тараза»?

– В прошлом году, когда принял «Тараз», передо мной поставили задачу остаться в КПЛ. Было много матчей, проигранных до меня, соответственно, сложно выводить команду из сложной ситуации, но сделать это нам удалось. В Кубке страны мы добрались до финала, где проиграли «Шахтеру», который играл в группе Лиги Европы. В финале мы показали хороший футбол.

– Вас не так давно вызывал к себе аким Карим Кокрекбаев. Он был недоволен вашими оправданиями плохого старта. Аким сказал, что если в двух матчах (со «Спартаком» из Семея и алматинским «Кайратом») не последует приемлемого результата, то руководству «Тараза» следует хорошо подумать над дальнейшей работой с Пайперсом. Каковы шансы «Тараза» выполнить все требуемое акимом области?

– Руководство поменялось, поменялись и задачи. Нам сказали, что мы должны попасть в первую шестерку. Но реальность говорит, что это нам не под силу. Если мы попадем в шестерку, то сделаем что-то экстраординарное. Ожидания руководства расходятся с реальными возможностями клуба и логикой вещей. Да, я сейчас испытываю давление со стороны руководства. Вижу параллель с тем, что произошло со мной несколько лет назад в сборной Казахстана.

– Масло в огонь подлило видео после вашего проигрыша карагандинскому «Шахтеру». Один из ваших игроков позволил себе нецензурно высказаться в адрес фаната…

– Это была очень эмоциональная ситуация. Каждый из нас мог бы в ней оказаться. Ничего плохого не случилось, кроме результата. У меня было желание всем спокойно объяснить, но люди были во власти своих эмоций, вы же знаете южан лучше меня. Такая бурная смесь и спровоцировала негатив со стороны моих футболистов. Но на самом деле ничего плохого не случилось.

«После матча с «Актобе» выступил в роли спонсора Федерации футбола Казахстана»

– После матча с «Актобе» Контрольно-дисциплинарный комитет ФФК за нарушение требования об обязательном послематчевом рукопожатии оштрафовал вас на 100 000 тенге. Вы специально не пожали руку Никитенко?

– На самом деле я просто забыл это сделать. Я думаю, в таких ситуация нужно быть гибким и проницательным со стороны КДК. Я на самом деле забыл это сделать, ничего здесь не было преднамеренного. Нестрашно, выступил в роли спонсора Федерации футбола (смеется).

– Согласно регламенту, перед матчем и после футболисты обеих команд должны приветствовать зрителей поднятыми вверх руками. Ваши подопечные об этих требованиях осведомлены?

– Регламент регламентом, но нужно сохранять долю логики. Вспомните Лигу чемпионов, когда «Челси» забил гол и пробрался в полуфинал. Моуринью покинул техническую зону, много пробежал вдоль бровки, чтобы поздравить футболистов, и ему ничего не сказали и не оштрафовали его. А так ему светил огромный штраф, но ничего не произошло.

– Прошла тяжелая игра с «Кайратом». Впереди сложный матч с «Атырау», а потом соперники полегче будут попадаться. Набрать очки получиться?

– У нас был очень тяжелый старт в этом сезоне. Ничего с этим не поделаешь. Соперников выбирать не приходиться. Изначально знали, что в первых 4-5 турах мы встретимся с топ– командами. Никаких оправданий нет. «Атырау» хорошо подготовился к сезону. Будет не простой матч для нас, такова реальность. Мы должны смириться с ней и готовиться. (Нам стало известно, что Арно Пайперс пробудет в «Таразе» в качестве главного тренера еще как минимум один месяц. – Прим. авт.).

– 27 февраля 2010 года вы возглавили «Виллем II», а уже 23 апреля покинули пост тренера клуба по причине ухудшения здоровья. Сейчас как себя чувствуете? Сердце беспокоит?

– Все очень-очень хорошо. Чувствую себя потрясающе. Когда работал в «Виллеме», нужно было решать серьезные задачи. В то время столкнулся с проблемами со здоровьем. Мои сосуды стали сжиматься и кровь не проходила. Это очень опасно для здоровья. Можно умереть, если вовремя не обратиться к врачу. Сейчас же думаю: Что ни делается, все к лучшему. Каждый день пробегаю по 10 км и занимаюсь плаванием. Чувствую себя прекрасно.

Марк ШПИЛЬМАН

Ошибка в тексте? Выделите и нажмите Ctrl+Enter
Комментарии