Бюджет на выживание
Prosports.kz возвращается к финансовым обзорам казахстанских футбольных клубов. На этот раз мы поговорим о кокшетауском «Окжетпесе», клубе, который за год смог вернуться в Казахстанскую премьер-лигу. После громкого вылета председатель Кокшетауской федерации футбола Арман Турлубеков открыто раскритиковал весь менеджмент клуба, который, на его взгляд, неразумно распределяет бюджет в 2 миллиарда тенге. Действительно, в сезон своего вылета «Окжетпес» имел хороший бюджет, оптимальный для конкурентной борьбы в КПЛ – 2,1 миллиарда тенге.
В конце того рокового сезона тогдашний аким Акмолинской области Малик Мурзалин предложил главному тренеру Виктору Пасулько и директору клуба Юрию Бондаренко уйти в отставку. Также было поручено провести проверку финансово-хозяйственной деятельности. Спустя неделю главного тренера уволили. В управлении спорта говорили: «Команда находилась в середине турнирной таблицы, и перед ними (руководителями клуба. – Прим.) стояла задача закрепиться, но ее не выполнили. Главным провалом команды того сезона была слабая селекционная работа и травмы футболистов.
За старое
Клуб много критиковали за нерациональные расходы, но когда он вернулся в высшую лигу, в администрации решили, что мотивация футболистов важнее экономии и предприимчивости. Поэтому кокшетауский клуб провел учебно-тренировочные сборы в Турции. Для любого другого клуба это обычный вариант проведения УТС. Для клуба, который критиковался за бездумные расходы, – слишком хороший. На тех сборах кокшетауская дружина играла с молодежкой «Зенита» и клубами Восточной Европы. Новым тренером был назначен бывший хавбек сборной Казахстана Андрей Карпович. Однако кокшетауские футбольные фанаты не поверили в потенциал клуба – уж больно долго клуб не может добиться даже малейшего успеха.
По некоторым данным, к новому сезону команда подошла с новым, увеличенным бюджетом – от 2,5 до 3 миллиардов тенге. Увеличение, скорее всего, мотивировалось выходом в КПЛ и серьезными целями – для «Окжетпеса» этой целью является укрепление в середине таблицы и гарантированная путевка в следующий сезон. Клубная инфраструктура поделена на четыре части: основной состав, дубль, детский футбольный центр и стадион.
Сегодня скандалы вокруг клуба поутихли – никто не обсуждает высокие зарплаты Сычева, как это было раньше. Однако, для того чтобы внести ясность, разберем кейс клуба-неудачника образца 2017 года. В этом поможет депозитарий финансовой отчетности. С бюджетом в 2,1 миллиарда клубу приходилось тратить 1,3 млрд тенге на заработные платы – это больше 60%. И это при расходах на приобретение игроков в 9,3 миллиона тенге. На содержание дубля клуб затратил в том сезоне не менее 30 миллионов тенге, на женскую команду – 13 миллионов, на футзальный состав – 6,3 миллиона. В общем, на УТС потрачено около 90 миллионов тенге, на билеты и визы – 80 млн. То есть клуб был максимально «заряжен» на сезон, однако по окончании вылетел.
Это стало катализатором в ухудшении взаимоотношений между фанатским блоком, администрацией и самим клубом. Местные СМИ тогда писали о том, что «Окжетпес» – это позор кокшетауского футбола, и обвиняли клуб, во-первых, в расточительности, во-вторых, в отсутствии поддержки местной футбольной жизни, детских футбольных школ. На чем основывались обвинения?
В те годы на сайте Кокшетауской футбольной федерации появилось обращение председателя к руководству региона и спортивной общественности Акмолинской области. Эта скандальная публикация, на наш взгляд, стала одной из главных причин к проведению финансовой проверки в клубе по окончании неудачного сезона. Приведем самые яркие цитаты:
«За 15 лет «Окжетпес» сожрал более 20 миллиардов тенге. Из-за безволия спортивного руководства и заинтересованности отдельных чиновников эта схема прожигания спортивного бюджета хорошо работала».
«Окжетпесовцы тратили бюджетные средства на группу лиц и ничего не вкладывали в развитие местного футбола, детей, спортивные сооружения и тренеров. В погоне за деньгами они лишили футбольного будущего наш город».
«Месячные зарплаты приезжих тренеров и игроков превышают 10 (десять) миллионов тенге на каждого».
«Схема этой аферы предполагает уничтожение местных футболистов и привлечение иностранцев. Растрачивание денег в футбольных клубах традиционно осуществлялось через завышенные зарплаты. Игроки расписывались за большие суммы, а на руки получали меньше. У нас город маленький, скрывать подобное сложно».
Прозрачность в обмен на результат
Как мы видим, давление на клуб усилилось, и как результат – тренером стал не зарубежный специалист, а казахстанский. Кроме того, ФК «Окжетпес» стал активно пополнять базу финансовой отчетности в депозитарии. Так, например, управление спорта Акмолинской области стало публиковать отчетность даже на детско-юношескую футбольную школу при «Окжетпесе». Ежегодный бюджет школы – не менее 180 миллионов тенге.
То есть мы видим пример того, как клуб, находясь под прессом СМИ и футбольной общественности, пытается построить транспарентную финансово-хозяйственную систему. Однако все это не имеет никакого смысла, если команда не показывает спортивных достижений. Сегодня команда находится на 8-м месте КПЛ, и самым максимумом для клуба будет борьба за 5-6-е место. Единственно верное решение – готовить клуб к приватизации, искать спонсоров и продавать его, что, естественно, позволит местному управлению спорта вкладываться в другие, более привлекательные и актуальные проекты.