Особое мнение

Казахстанские депутаты недовольны легионерами. Их слишком много?

Казахстанские депутаты недовольны легионерами. Их слишком много?
news-banner7
mobile-news-top

В чемпионате Казахстана вопрос привлечения в команды иностранных игроков всегда будет стоять очень остро. Ведь отечественные клубы содержатся за счет бюджетных средств. А значит, пребывание легионеров должно как-то оправдываться. Но происходит ли это на деле? Корреспондент Prosports.kz Нурали Алтынбек разбирается в том, как клубы КПЛ решают данную проблему.

Легионеры в Казахстане – кто они?

Вот уже четыре с половиной года в нашем чемпионате отсутствует понятие «легионер». Хотя болельщики продолжают называть так заграничных футболистов. Дело в том, что в конце 2014-го федерация ввела категорию «воспитанник казахстанского футбола».

Под это определение подпадают игроки, которые в возрасте с 12 лет до 21 года были зарегистрированы в любом клубе или спортшколе Казахстана. Причем в активе футболистов должно быть минимум три сезона в родной стране. Дополнительную возможность остаться «своими» в КПЛ получили парни, когда-либо выступавшие за наши сборные.

Такая странная штука была принята для того, чтобы остановить невменяемую натурализацию, которую проповедовали казахстанские клубы. Одним из ярчайших примеров подобной политики в те годы являлся «Кайрат» – тогда за «народную команду» выступали Михаил Бакаев, Заурбек Плиев и Дмитрий Хомич, имевшие бирюзовый паспорт. Хотя отношение к Казахстану они имели сомнительное.

Спустя какое-то время все они вернулись в Россию, откуда в свое время приехали. И чудесным образом превратились обратно в граждан РФ. А недавно экс-казахстанец Плиев, ныне выступающий в грозненском «Ахмате», заявил, что мечтает играть за российскую сборную:

«У каждого есть цель и мечта. Моя — это попасть в сборную (России. – Прим. автора). Футболист должен к этому стремиться и идти к этому через каждодневный труд на тренировках и в играх».

Интересно, что накануне сезона-2014 российские СМИ писали, что «Кайрат» «сделает» Плиеву казахстанское гражданство. Естественно, такие ситуации не поднимали авторитет нашего паспорта, а также федерации и лиги, позволявшей этому происходить. А потому инициатива федерации, в принципе, получила поддержку. Правда, в этом году случился конфуз.

В «Тобол» приехал игрок сборной Беларуси Михаил Гордейчук. Родился футболист в Сарани и играл за карагандинский «Шахтер», но в 19 лет переехал в братскую республику. И с тех пор в Казахстане не появлялся. Михаил стал звездой в Беларуси и выступал за национальную сборную этой страны. В прошлом сезоне он не играл за БАТЭ, а потому 29-летний Гордейчук принял предложение «Тобола». И благодаря понятию «воспитанник казахстанского футбола» член сборной Беларуси, десять лет не игравший на родине, не считается легионером! Невероятная ситуация.

«Тобол» преображается. В Казахстане появится еще один клуб с человеческим лицом?

Откуда они здесь?

У скаутов казахстанских клубов есть два ярко выраженных направления работы: 1) страны бывшего Советского Союза; 2) Балканский полуостров. В сезоне-2019 в КПЛ выступают 30 представителей первой группы. Наибольшее предпочтение отдается славянам – украинцам (8 футболистов) и белорусам (6). А вот из гигантской России в КПЛ всего два игрока, и собраны они в «Тоболе» под руководством российского же тренера Владимира Газзаева.

У такого перегиба есть логическое объяснение. В результате политических и последующих за ними экономических потрясений чемпионат Украины стал не таким притягательным. В первую очередь, в финансовом плане. Исключением остаются лишь гранды – киевское «Динамо» и донецкий «Шахтер».

Поэтому взор игроков, представлявших тамошних середняков и аутсайдеров, пал на богатую КПЛ. За ними последовали и белорусские футболисты, ранее выступавшие в Украине. Того, что чемпионат Казахстана привлекает вовсе не высоким уровнем игры, славянские легионеры не скрывают. У северного соседа с финансами, наоборот, все в порядке, а потому завлечь к нам россиян гораздо сложнее.

Наравне с украинскими гастарбайтерами идут кавказцы (8). И здесь все понятно – на первом плане тоже стоят деньги. Кавказские чемпионаты никогда не славились гигантскими зарплатами. Поэтому КПЛ – приятная и выгодная альтернатива для тех, кто понимает, что в Европе ему много не светит.

Академии балканских клубов, в отличие от постсоветских, явно ориентированы на европейский рынок. Однако здесь вырастает слишком много добротных футболистов, поэтому все они не умещаются на западном рынке. И те, кто не смог пробить «окно в Европу», отправляются на восток, в частности, к нам.

Сейчас в КПЛ выступают 28 балканцев. И практически 80% из них приехали из Хорватии и Сербии. Оставшиеся позиции распределены между черногорцами, румынами, болгарами, словенцами и боснийцами. Мотивация этих ребят понятна (и совпадает со стремлениями братьев-славян) – заработать. Оно и не мудрено – в балканских лигах им предложат в среднем в 3,5-4 раза меньше.

Скоро все поменяется?

Но кажется, скаутам казахстанских клубов придется немного изменить направления работы. Предпосылки к этому есть. Начнем с того, что в январе по личной инициативе Владимира Путина в регламент РФС внесена историческая поправка – белорусы перестанут считаться легионерами. После такого громкого заявления президент РПЛ поспешил поддержать идею Путина: «Можно ожидать, что вслед за Беларусью последуют и Казахстан, и страны Евразийского Союза». И это несмотря на то, что ранее сам футбольный союз отказался от этой инициативы.

Если это и впрямь произойдет, то ПФЛК тоже придется менять регламент. Во-первых, мы окажем ответную любезность соседу. Во-вторых, на такой шаг казахстанцев вынудят законы ЕАЭС, запрещающие какие-либо барьеры для работников внутри Союза.

Мы переплачиваем?

Кстати, насчет бюджетов. В рейтинге средних годовых зарплат чемпионат Казахстана занимает 25-е место. В принципе это коррелируется с позицией в клубном топе ассоциаций УЕФА. Там наша страна делит 24-ю строку с Польшей. Результат вроде бы неплохой.

Но в той же Польше игрокам в среднем платят на 40 тысяч долларов меньше. А многие балканские лиги, где зарплаты значительно ниже, уверенно держатся во второй десятке. С приличным отрывом от Казахстана.

Особенно больно становится, когда видишь совсем не богатую Беларусь выше нашей страны. Или когда понимаешь, что Азербайджан, где зарплата в два с лишним раза ниже, имеет практически равные с КПЛ показатели.

Так что ситуация неопределенная. С одной стороны, в клубном футболе мы занимаем примерно то место, за которое заплатили. То есть уровень затрат совпадает с достижениями. С другой стороны, есть лиги, где команды так деньгами не раскидываются, но результаты у них на порядок выше.

Источник: Prosports.kz Ошибка в тексте? Выделите и нажмите Ctrl+Enter
Комментарии