Шахматная дипломатия Берика Балгабаева
В октябре прошлого года на 89-м Конгрессе Международной федерации шахмат в Батуми новым президентом FIDE был избран российский государственный деятель Аркадий Дворкович.
Вице-президент Казахстанской федерации шахмат Берик Балгабаев (многолетний помощник экс-главы всемирной шахматной организации Кирсана Илюмжинова) в ноябре того же года был назначен советником нового руководителя этой организации, а также переизбран вице-президентом Азиатской федерации шахмат на второй четырехлетний срок. А в начале этого года информационные ленты страны пополнила еще одна хорошая новость – сразу шесть представителей Казахстана вошли в различные комиссии Международной федерации шахмат. Столь многочисленное представительство казахстанцев в одной международной спортивной организации – это беспрецедентный случай не только в истории казахстанских шахмат, а отечественного спорта в целом. С приятных новостей Prosports.kz и начал беседу с Бериком Туктыбековичем.
– Поздравляем вас с высокой должностью советника президента FIDE!
– Спасибо.
– Берик Туктыбекович, как советник главы Международной шахматной федерации какие вопросы курируете?
– Учитывая мой большой опыт работы в этой организации, в первую очередь я даю экспертную оценку любым вопросам, касающимся деятельности FIDE, – это работа с национальными федерациями, организация турниров и так далее. Кроме того, по решению президента нашей организации я курирую отдельные проекты. Хочу заметить, что с приходом Дворковича внутри организации произошли серьезные изменения, в частности, были реорганизованы некоторые комиссии и созданы новые структуры. Сейчас повседневными вопросами FIDE занимается новый орган – правление (Management Board), членом которого я являюсь. Одним словом, с Аркадием Владимировичем мы работаем в тесной связке.
– Как вы пришли в мир больших шахмат?
– Я родом из Казахстана, но проживаю в Москве, а вся моя родня здесь, в Кокшетау, Астане и Алматы. И где бы я ни работал, и с кем бы ни работал, я всегда помню, откуда я родом. Разумеется, как и каждый второй ребенок тех лет, в детстве я увлекался шахматами, участвовал в турнире «Белая ладья», он тогда пользовался огромной популярностью в Союзе. Но все это было на любительском уровне. Окончил МГИМО, по образованию специалист по международным отношениям, семь лет работал в МИДе. Сейчас основной род моей деятельности – работа в FIDE, где я продолжаю заниматься уже спортивной дипломатией. Когда в 1995 году меня в FIDE пригласил ее шестой президент Кирсан Илюмжинов, для меня это стало новым вызовом. Меня привлекла работа с представителями разных культур, а работа в МИДе и знание нескольких языков создали мне, так сказать, хороший фундамент.
Аркадий Дворкович и Берик Балгабаев
В первое время я больше консультировал в каких-то вопросах. Например, в 96-м помогал в организации матча за звание чемпиона мира между Анатолием Карповым и Гатой Камским в Элисте, осенью того же года в Ереване проходила Всемирная шахматная Олимпиада, в подготовке которой я также принял участие.
Более тесно с Кирсаном Николаевичем стал работать с 1997 года. Можно сказать, что с этого момента я начал официальную деятельность в FIDE. Я, пожалуй, единственный представитель Казахстана, который столь длительный срок работает в международной спортивной организации (смеется). В конце 90-х и начале 2000-х работал в Лозанне, где находился тогда секретариат Международной федерации шахмат. В те годы мне удалось наладить тесное сотрудничество с МОК, в частности с его президентом Хуаном Антонио Самаранчем. Результатом нашей взаимной работы стало признание в 1999 году Международным олимпийским комитетом FIDE как международной организации, руководящей неолимпийским видом спорта. Позже Илюмжинов попросил помогать ему в Москве, и с июня 2009 года я являюсь директором представительства FIDE в Российской Федерации.
– При новом руководстве где придется больше проводить времени – в Москве или в Лозанне, куда из Афин переезжает секретариат FIDE?
– Так как я тесно работаю с Аркадием Владимировичем, большую часть времени буду проводить в Москве, в местном представительстве FIDE.
– Работы много?
– Чтобы вы могли представить ее объем – в Международную шахматную федерацию входят 189 стран, по численности стран-членов наша организация – в первой десятке международных спортивных организаций, а по неолимпийским видам спорта, если не ошибаюсь, занимает первое место. В 2011 году мы заказали известной британской компании Yougov исследование на тему: «Сколько людей в мире играет в шахматы?». Как выяснилось, 607 миллионов. Вот и представьте, во сколько это количество увеличилось за последние годы.
– С приходом Дворковича какие изменения произошли в шахматном мире?
– Если говорить обо всех последних изменениях и реформах, поверьте, газетной полосы не хватит. Могу сказать, что новые веяния в FIDE коснулись Казахстана исключительно с положительной стороны. Впервые сразу шесть представителей нашей страны вошли в комиссии FIDE. Это первый случай не только в истории казахстанских шахмат, но и нашего спорта в целом. Насколько мне известно, ни в одной другой международной федерации Казахстан не представлен таким количеством делегатов.
Экс-глава FIDE Кирсан Илюмжинов и ее новый президент Аркадий Дворкович
И этот фактор надо использовать. Первым положительным моментом для нас стало проведение в марте этого года в Астане командного чемпионата мира среди мужских и женских команд, на что активно претендовали и другие страны. В рамках командного ЧМ впервые в нашей стране пройдет Президентский совет FIDE (в прошлом году заседание совета прошло в Лондоне сразу после избрания Дворковича главой федерации). К нам приедет все руководство Международной шахматной федерации. Аркадий Владимирович поставил задачу – провести в Астане не просто календарный турнир, а полноценный шахматный фестиваль. В рамках соревнований для зрителей, участников и гостей предусмотрена большая программа, включающая различные турниры для любителей шахмат, сеансы с известными гроссмейстерами, викторины и многое другое.
– Берик Туктыбекович, внутренняя повестка дня – не менее важная тема. Можно ли говорить о стабильных темпах развития казахстанских шахмат?
– Сегодня большую работу проводят Казахстанская федерация шахмат под руководством Галимжана Шахмардановича Есенова и возглавляемый им Научно-образовательный фонд имени академика Шахмардана Есенова. Этот фонд, по сути, является основным спонсором отечественных шахмат. Успешно работают академии шахмат Жансаи Абдумалик и Антона Филиппова в Алматы, Динары Садуакасовой в Астане. Наблюдается рост во всех регионах, но особо отмечу Астану, Алматы, Кызылорду, Павлодар.
Мы активно работаем над реализацией республиканской программы «Шахматы в школе». Цель – приобщить детей к шахматам. Мы уверены, что шахматы помогают им стать более конкурентоспособными в будущей взрослой жизни. И я призываю всех родителей приобщать детей к этой интеллектуальной игре. Необязательно все они в будущем станут гроссмейстерами, у нас другая задача – научить детей мыслить, оценивать ситуацию, уметь принимать верные решения, признавать поражения и делать правильные выводы. В XXI веке, как показывает практика, наличие природных ресурсов – это еще не гарантия социально-экономического развития страны. Квалифицированные кадры – вот залог развития и конкурентоспособности современного государства. Возьмите Японию, Сингапур или Южную Корею, ведь там нет больших запасов природных ресурсов, но за счет технологий и новаторского подхода эти страны вошли в список развитых держав. И я глубоко убежден, что шахматы, сочетающие в себе науку, искусство и спорт, помогут нам в преобразовании экономики и общества в целом. Мы надеемся, что наше Министерство образования и науки всецело поддержит нас в реализации этой программы. Понимаем, что нужно подготовить преподавателей, разработать учебно-методические материалы и решить широкий круг других вопросов. Поэтому мы взяли на вооружение передовой опыт других стран. Наши специалисты ездили в Армению, где с 2012 года шахматы являются обязательным предметом начальной школьной программы, почерпнули много полезного.
Не имею ничего против ведущих казахстанских спортивных брендов, дай Бог этим спортсменам, представляющим Казахстан на мировой спортивной арене, здоровья и успехов. Но я убежден: деньги надо инвестировать в своих детей. Если даже малую часть выделяемых на эти проекты финансов направить на развитие детских шахмат, мы заставим говорить о себе весь мир. Весь бюджет Казахстанской федерации шахмат, наверное, равен стоимости левой ступни какого-нибудь легионера из ведущих клубов КПЛ (смеется).
– Вы согласны, что для нашей широкой аудитории казахстанские шахматы ассоциируются сегодня исключительно с именами Абдумалик и Садуакасовой? Почему нет информации о других членах национальной сборной, на счету которых наверняка есть не меньшие достижения?
– Абсолютно с вами согласен. Правда, вы забыли упомянуть еще одну нашу шахматную принцессу – Бибисару Асаубаеву. До недавнего времени она представляла российский рейтинг-лист, но приняла окончательное решение вернуться в Казахстан. Так сложилось, что после времен Муртаса Кажгалеева и Дармена Садвакасова на первые роли вышли девочки, которые добились высоких результатов, но сейчас появляются и талантливые мальчики. Например, сильно прогрессируют Денис Махнев из Павлодара, Жандос Агманов из Астаны и ряд других перспективных ребят.
А что касается вашего вопроса об их нераскрученности, не хочу показаться грубым, но замечу, что это больше ваше, журналистов, упущение. Не спорю, интересно писать про футбол, бокс, хоккей или единоборства. Вспомните периодические издания советских лет: в каждом из них была шахматная колонка, а имена Карпова, Каспарова, Фишера гремели на весь мир. В каком виде спорта впервые разыграли титул чемпиона мира? В шахматах, в 1886 году. И только через десять лет был разыгран второй в истории титул чемпиона мира – в фигурном катании.
Мы за любой интерес к шахматам. В Европе популярностью у молодежи пользуются турниры по шахбоксу (комбинация шахмат и бокса в чередующихся раундах), почему бы и нет? Возьмите современный биатлон – объединили лыжные гонки и стрельбу из винтовки – и он сегодня пользуется бешеной популярностью. Мы настроены на реформы, расширяем аудиторию, активно привлекаем телевидение, IT-технологии. Сегодня количество скачиваний шахматных приложений превысило миллиард! Поэтому уверен, что у шахмат, в том числе у казахстанских, впереди светлое будущее.