Спортивный материализм
Другие

Бюджеты: Управление физической культуры и спорта СКО

Бюджеты: Управление физической культуры и спорта СКО
news-banner7
mobile-news-top

В прошлом году Prosports.kz запустил на сайте и в газете новый раздел «Финансы». Большое внимание мы уделили клубам казахстанской премьер-лиги и раскрыли детали их бюджетов. Появились существенные результаты, поскольку финансовая сторона клубов стала более открытой.

Так, депутаты мажилиса парламента РК направили в конце прошлого года запрос на имя премьер-министра Бакытжана Сагинтаева. В запросе депутаты рассказали о том, что считают недостоверными официальные данные о финансировании футбольных клубов. По их словам, несмотря на большие объемы финансирования, «казахстанскому футболу еще не удалось достичь весомых результатов».

Затем и директор «Тобола» Николай Панин сказал, что теперь костанайский клуб выбрал стратегию прозрачности бюджета. «В этом году «Тобол» взял курс на открытость общественности, и мы не хотим лишних разговоров о нашем бюджете», – сказал г-н Панин. Ранее мы писали о бюджете этого клуба, и здесь можно связать новый курс на открытость с нашими материалами, где мы раскрыли финансовые детали.

На этом цель нашей кампании не заканчивается, и мы запускаем новую серию материалов о бюджетах управлений спорта Казахстана. Первое на очереди управление физкультуры и спорта Северо-Казахстанской области.

Север в цифрах

В прошлом году в Северо-Казахстанской области проходил конгресс гражданских инициатив, где председатель ОЮЛ «Гражданский альянс Северо-Казахстанской области» Сергей Худяков выступал с результатами социологического исследования по открытости бюджета Северо-Казахстанской области. Целью исследования было повышение доступа общественности к бюджетной информации. Информированность, естественно, инициирует участие граждан в бюджетном процессе. Однако так ли происходит на самом деле? Согласно исследованиям область набрала 51 балл и заняла 4-е место по республике.

Центр исследований «Сандж» дает Северо-Казахстанской области такую же оценку, и по факту бюджет северян считается одним из самых открытых и уступает лишь Восточно-Казахстанской, Акмолинской и Павлодарской областям. Однако в целом информированность граждан о местных бюджетах до сих пор остается на уровне ниже среднего. Исследователи считают, что этот индекс позволяет делать выводы о том, какие регионы представляют больше возможностей своим гражданам для участия в бюджетном процессе.

Бюджет Северо-Казахстанской области по доходам и расходам на 2019 год уже утвержден и составил около 204 миллиардов тенге. На отрасль спорта в области запланировано потратить более 5 миллиардов тенге, так же как и в прошлом году. Интересно, что уровень расходов в области на спорт зачастую превышает уровень расходов на такие отрасли, как здравоохранение, СМИ и культура. Однако в открытом доступе размещается лишь минимальная часть информации о деятельности представительных органов при формировании и обсуждении проекта бюджета. В общих словах говорится о работе депутатов с избирателями, при этом отсутствует информация о конкретных внесенных предложениях.

В целом по сравнению с другими областями управление спорта СКО открыто размещает информацию о государственных закупках, исполнении бюджета, а также планировании и освоении бюджетных средств. Кроме того, акиматом утверждена бюджетная программа для управления физической культуры и спорта на 2018-2021 годы.

Первой подпрограммой является реализация государственной политики на местном уровне в сфере физической культуры и спорта. Другими словами, речь идет о содержании аппарата управления. В штате управления в 2019 году состоит 20 человек, и к 2020 году не планируется какое-либо сокращение. Средние затраты в год на одного человека составляют около 2,5 миллиона тенге, а в общем – более 54 миллионов тенге. К следующему году планируется рост до 57 миллионов.

Следующая подпрограмма нацелена на проведение спортивных соревнований в области. Охват населения – порядка 320 тысяч человек. Таким образом, за 2019 год планируется провести 63 соревнования по массовым видам спорта и 8 по национальным. На следующий год планируется увеличить показатель лишь на одно соревнование, а бюджет на эту подпрограмму планируют увеличить с 70 до 75 миллионов тенге.

Третья подпрограмма утверждена с целью подготовки и участия членов областных сборных команд по различным видам спорта в республиканских и международных спортивных соревнованиях. За этот год запланировано провести 105 учебно-тренировочных сборов и спортивных мероприятий с прогнозом дальнейшего роста до 110 в год. Увеличилось и количество спортсменов, выступающих на соревнованиях на республиканском и международном уровне. На этот год запланировано, что более 240 спортсменов будут выступать на этих соревнованиях и привезут не менее 570 медалей. Расходы на это будут составлять около 1,4 миллиарда тенге – чуть меньше уровня 2017 года.

Будут заниматься и дополнительным спортивным образованием детей и юношей. За этот год планируется увеличить количество детей, занимающихся в спортивных школах, до 12 тысяч человек. На эту подпрограмму будет тратиться не менее 800 млн тенге. В то же время управление займется капитальным ремонтом всех подведомственных организаций, в том числе в спортивных школах и интернатах.

На этом развитие детского спорта не заканчивается. Предусмотрена отдельная подпрограмма для общеобразовательного обучения одаренных в спорте детей в специализированных организациях образования. Количество учащихся в таких организациях составляет не менее 250 человек ежегодно. Из них выступают на республиканских или международных соревнованиях более 35%. Уровень затрат на этот сегмент колеблется от 340 до 360 миллионов тенге в год. В эту сумму входят расходы на продукты питания, спортивное оборудование, транспорт, компьютеры и другое.

В заключение программы говорится о проектах в области государственно-частного партнерства. В этом году на такие проекты планируют потратить около миллиарда тенге, однако нам не удалось найти информацию о том, какие именно это будут проекты.

Надзор за планированием

Эти бюджетные программы, нацеленные на развитие массового спорта в области, – вещь благая и нужная. Особенно удивляет подход управления спорта СКО к этому вопросу, поскольку не у каждой области есть возможность детализировать свои расходы и доходы. В то же время вскрывается еще одна проблема бюджетного планирования. По нашим данным, в Казахстане нет уполномоченного органа, который осуществляет контроль, а в дальнейшем и ввод санкций за некорректную реализацию показателей, которые указаны в плановом периоде любой бюджетной программы. Иными словами, из-за аргументов управления спорта бюджет увеличат, однако в дальнейшем не посмотрят на реальный результат, а сверят с бумагами и указанными данными. При подготовке материала мы направили в управление спорта СКО запрос о какой-либо информации о деятельности структуры, однако ответа не получили.

Таким образом, в этом году бюджет Северо-Казахстанской области на спорт составил чуть более 5 миллиардов тенге. Более 30% затрат приходится на развитие детского спорта, чуть больше уходит на подготовку спортсменов к республиканским и международным соревнованиям. Все это говорит о том, что СКО не собирается сбавлять обороты и сильно урезать бюджет, однако нужно смотреть на результаты в перспективе.

Источник: Prosports.kz Ошибка в тексте? Выделите и нажмите Ctrl+Enter
Комментарии