Футбол – в частные руки

Футбол – в частные руки
news-banner7
mobile-news-top

задался вопросом: оторвется ли когда-нибудь отечественный футбол от бюджетной кормушки?

Бытует устойчивое мнение, что государственные деньги развращают футбол – мешают ему развиваться и, наоборот, создают благоприятные условия для воплощения в жизнь всевозможных мутных финансовых схем. И что только при попадании в частные руки отечественные клубы станут по-настоящему профессиональными и будут конкурентоспособными на международной арене.

Но на самом ли деле форма собственности напрямую влияет на результат? Насколько реально в условиях казахстанской действительности отказаться от бюджетной кормушки? И, пожалуй, самый главный вопрос – нужно ли нам это?

Так исторически сложилось

Что такое частная собственность в принципе – никто из нас практически не знал вплоть до 90-х годов прошлого века. Во времена Советского Союза абсолютно все предприятия имели федеральную «крышу», а спортивные клубы были закреплены либо за силовыми структурами, либо за профсоюзными организациями, или же за крупными заводами и фабриками. Подобная практика применялась в странах всего так называемого социалистического блока. И ведь именно тогда своих наибольших успехов добивались такие восточноевропейские команды, как бухарестский «Стяуа» и белградская «Црвена Звезда», выигрывавшие Кубок чемпионов, а также тбилисское и киевское «Динамо», побеждавшие в Кубке обладателей кубков. Румынский клуб принадлежал армии своей страны, югославский был основан местным союзом молодежи (читай - комсомолом), оба советских коллектива имели милицейские корни и активно поддерживались партийными органами Грузинской и Украинской ССР соответственно.

С наступлением эпохи повсеместного капитализма вышеперечисленные коллективы, лишившись всемогущих покровителей, утратили свое былое величие. Зато во весь голос заявили о себе другие представители постсоветского пространства: за короткий промежуток с 2005-го по 2009-й годы Кубок УЕФА завоевывали московский ЦСКА, «Зенит» из Санкт-Петербурга и донецкий «Шахтер». И пусть «армейцы» с «горняками» сохранили свои неофициальные прозвища, непосредственно к Центральному спортивному клубу Армии и угледобывающей промышленности они уже не имели никакого отношения. Питерцы же, грубо говоря, выбились из грязи в князи, за несколько лет превратившись из «гадкого утенка» в прекрасного, денежно упитанного за счет нагоплательщиков «лебедя».

У «Шахтера», ЦСКА и «Зенита» появились новые влиятельные хозяева, хотя сказать, что эти клубы полностью перешли в частные руки, было бы не совсем верно. Вернее – совсем неверно. Да, формально они не висели на балансе своих городов или областей, однако львиная доля их финансирования все равно шла из казны, через крупные гокорпорации – такие, как украинская СКМ, российские «Сибнефть» и «Газпром». То есть, за сменой вывески реальная система правления осталась, по сути, прежней, а бюджеты клубов зависели от цены на электричество, нефть и газ, продаваемых населению.

Примерно по той же схеме «эволюционировал» и казахстанский футбол. К примеру, алматинский «Кайрат» в 1971 году взял Кубок Международного союза железнодорожников, а в 2004-м году, уже при независимом Казахстане, стал чемпионом страны, именуясь «Кайратом-КТЖ» (Казахстан Темир Жолы, если кто вдруг не знает). По названиям многих отечественных команд в союзные времена нетрудно было догадаться, к какому министерству, ведомству или организации они принадлежали: «Мелиоратор», «Фосфор», «Химик», «Шахтер», «Трактор». Впоследствии многие из них были переименованы, получив спонсорские или геолокационные имена, однако продолжали содержаться из федерального или муниципального бюджета. Это все равно, что соль сахаром назвать, но ведь она от этого слаще не станет.

Хотя в нашей суверенной истории и были попытки создания частных футбольных предприятий, правда, ни одно из этих начинаний не привело к оглушительному успеху. Самый, пожалуй, наглядный пример – команда «Наша Кампания», одно название чего стоит! Возможно, не все современные болельщики в курсе, но такой клуб, причем столичный, существовал на самом деле и один сезон даже выступал в элите казахстанского футбола. Собирались мужики, скидывались – кто сколько мог, прыгали по машинам и колесили по просторам нашей необъятной родины, чтобы сыграть матч очередного тура чемпионата. Разумеется, «Наша Кампания» с ходу и с треском вылетела из тогдашней Суперлиги, а через несколько лет благополучно полила в бозе. Зато без тиына бюджетных денег.

Другой пример вообще удивителен и, в то же время, показателен. В предгорье Заилийского Алатау жили-были два коллектива – «Алма-Ата» и «Мегаспорт». В конце 2008 года они объединились – с той целью, чтобы стать «Локомотивом» и получить в Астане прописку, а затем и единое со столицей Казахстана имя. А за счет чего и кого содержится пятикратный чемпион страны, думается, рассказывать никому не надо. Получается, вышло движение в обратную сторону, а не от общего к частному, к чему, мы, вроде бы, должны стремиться.

Относительно независимым от государственной кормушки клубом можно назвать, разве что, сегодняшний «Кайрат». Но вот именно, что относительно, поскольку 30% акций «желто-черных» принадлежит акимату города, и это только по официальным данным. Остальные 70% - Кайрату Боранбаеву - генеральному директору холдинга «Компания по управлению активами «Алмалы». А вот тут уже надо разбираться в структуре правления самого «Алмалы», но это тема не для нашего издания.

Западный опыт

У нас принято считать, что благополучие того или иного казахстанского клуба целиком и полностью коррелируется на личность главы региона, где базируется этот самый клуб. Что уж греха таить, ситуация и вправду зачастую определяется степенью фанатизма акима. Достаточно сопоставить графики выступления большинства наших команд и сроки работы руководителей областей, чтобы понять – успех приходит туда, где аким по-настоящему увлечен футболом.

Почему же в сильнейших европейских лигах команды вообще не зависят от пристрастий правящих партий, канцлеров, премьер-министров и королей? Да потому что изначально от них там ничего и не зависело. Есть несколько форм успешного существования зарубежных клубов, но ни одна из них, к сожалению, в силу объективных обстоятельств и субъективных причин нам не подходит.

Скажем, «Бавария». Fußball-Club Bayern München e. V. находится в ведении Bavaria AG – акционерного общества, зарегистрированного с момента основания немецкого клуба, то есть, с 1900-го года. Испанские гранды «Барселона» и «Реал» - не на словах, а на деле народные команды.

Полноправными совладельцами «блауграны» и «сливочных» считаются sociоs, что в переводе с каталонского и кастильского переводится как партнеры. Socios, которыми могут быть исключительно юридические лица из рядовых болельщиков, ежегодно выплачивают немалые членские взносы.

На родине футбола уже давно рулят иностранные олигархи – у «Ливерпуля», «Челси», «Арсеналов» и обоих манчестерских «монстров» щедрые зарубежные хозяева.

Удивительна и уникальна история самого успешного итальянского клуба – «Ювентуса». «Старая синьора» почти на протяжении всей своей жизни управлялась людьми из одного семейного клана. Эдоардо, Джанни, Умберто и Андреа Аньелли из поколения в поколение владели туринской командой, но это единственный в мировом футболе подобный успешный опыт.

За зрелище платить не хотим

Что-нибудь из вышеописанного разве применимо к казахстанским реалиям? Навряд ли. Акционерное общество по примеру баварского, создать, конечно, можно, но смена вывески ничего не даст. Наши олигархи предпочитают не светиться, а вложиться в футбол – значит, выйти из тени, на это они не пойдут. О передаче клубов по наследству вообще речи быть не может, это прерогатива «Ювентуса». Не подходит нам и путь «Барселоны» с «Реалом» - отечественные «социос», даже если внезапно и поголовно разбогатеют, скорее, продолжат скручивать счетчики и дважды заваривать чайные пакетики, нежели платить членские взносы.

Бизнесу нужна отдача – как моментальная, так и на перспективу. Частный капитал идет в спорт для того, чтобы преумножаться – это общемировая практика. В Казахстане у бизнесменов нет интереса к футболу из-за того, что они не видят в нем интереса, финансовой отдачи для себя. В том числе, из-за многих ограничений – в основном, по рекламе тех или иных видов товаров. Можно было бы завлечь потенциальных инвесторов «коврижками» в виде всевозможных налоговых преференций. Однако это уже вопросы, лежащие в области законодательства.

Немалая часть доходов зарубежных клубов складывается из выручки от продажи билетов, атрибутики и телетрансляций. Но и здесь мы не просто в отстающих, а словно из параллельной Вселенной. Скажем, по уровню зарплат КПЛ сопоставима со второй Бундеслигой Германии, а вот цены на просмотр футбола сравнивать как-то даже некорректно. Например, за самый дешевый квиток на матч «Гамбурга» в фанатский сектор верхнего ряда за воротами придется выложить 18 евро, то есть, без малого 8 тысяч тенге. Много ли у нас найдется желающих регулярно расставаться с такой суммой? Для сравнения: «кайратовский» сезонный абонемент на аналогичное гамбургскому место «Центрального» стадиона Алматы стоит 5 тысяч. Разумеется, тенге.

Схожая картина наблюдается на рынке атрибутики и телеправ. До тех пор, пока на базаре можно будет купить контрафактную футболку, а в Интернете посмотреть пиратский эфир, доходным этот вид бизнеса не станет. Фан-шопы и ПФЛК-ТВ, конечно, делают все, что могут, но в корне изменить расстановку сил они не в состоянии. Опять же – болельщик привык к тому, что есть возможность приобрести недорогую «фирменную» символику и найти в сети «халявную» трансляцию. Платить за зрелище мы не приучены ментально, и с этим сложно что-то поделать.

Мы идем своим путем

Впрочем, даже на благополучном Западе нередки случаи обнищания и даже банкротства клубов. «Глазго Рейнджерс», «Лидс Юнайтед», «Парма» - когда-то они выигрывали еврокубки, а потом из-за огромных долгов терпели бедствие. Им потребовались годы, чтобы прийти в себя, но и сейчас они еще не полностью оправились от тех серьезных передряг, в которые угодили.

В Казахстане опуститься с вершины на дно еще проще – достаточно, как уже было сказано, потерять расположение региональных руководителей. Не секрет, что меценаты многих наших клубов - это спонсоры, которых, мягко говоря, попросили «сверху» помочь команде. К тому же, у нас едва ли не до совершенства доведена многоступенчатая система «откатов», благодаря которой кормятся как руководители клубов, так и те, кто бюджетные средства выделяет. Так что «правильный» аким, безусловно, залог успешного существования провинциального клуба.

Ну, а как быть поклонникам футбола, если руководителю области чужды прелести игры миллионов и серые финансовые схемы? Жизнь показывает, что рассчитывать на частный бизнес, увы, не приходится. Ведь существует вероятность того, что индивидуальный предприниматель попадет в опалу властям, разорится или элементарно остынет к спорту № 1. Долго искать примеры не надо – еще свежа в памяти история чудесного превращения махачкалинского «Анжи» из Золушки в принцессу и печального возвращения к исходным позициям.

Приходится признать: государственное финансирование футбола в нашей стране – как любительского, так и профессионального - неизбежная данность. Пока никакой другой, более эффективной формы управления спортом в нашем обществе не придумано. Если отказаться от бюджетных денег, произойдет футбольная революция в самом печальном смысле этого слова - многие команды просто исчезнут, причем навсегда. Частные клубы – это, наверное, хорошо. Но только не для нас. Футбольный клуб в Казахстане вряд ли когда-нибудь станет доходным делом, и это факт, с которым нужно смириться. А где нет прибыли, там нет и бизнеса.

Источник: Prosports.kz Ошибка в тексте? Выделите и нажмите Ctrl+Enter
Комментарии