Спортивный материализм

Деньги и КПЛ

Деньги и КПЛ
news-banner7
mobile-news-top

В прошедшие полгода Prosports.kz удалось публично проследить за бюджетами клубов казахстанской премьер-лиги. Руководство некоторых команд высшей лиги не было открыто к диалогу и делиться финансовыми данными не захотело. Это говорит о том, что к разговору о своей бухгалтерии не все футбольные клубы оказались готовы.

В далеком 2015 году бывший президент КФФ Ерлан Кожагапанов пообещал, что бюджет федерации станет открытым, а также призвал все клубы премьер-лиги последовать их примеру и обнародовать свои финансы. Первое обещание федерации сдержать удалось – с 2016 года на сайте организации доступна финансовая отчетность с 2009 года по настоящее время. Клубы же к призыву президента КФФ прислушались далеко не все.

Учет роскоши

Ранее мы рассмотрели бюджеты клубов, подсчитали доходы и убытки, а теперь рассмотрим детально, насколько целесообразно осваиваются государственные средства.

Сколько денег клубы тратят на авиаперелеты, на обеспечение спортивной экипировкой и прочие расходы?

Так, например, карагандинский «Шахтер» в 2017 году потратил 244 миллиона тенге на командировочные расходы, проезд и проживание.

С учетом выездных игр в рамках казахстанской премьер-лиги, Кубка РК и предсезонных сборов «горняки» имеют приблизительно 20 выездов с карагандинской базы. То есть примерно 12 миллионов тенге требуется клубу для того, чтобы обеспечить максимальный комфорт своим игрокам на выезде. Материальные же расходы карагандинцам обошлись в 49 миллионов тенге, в эти затраты включаются спортивный инвентарь, экипировка и прочее.

А вот ФК «Акжайык» имеет более детальную картину расходов за 2017 год. Затраты на проезд клуба за отчетный год составили 95 миллионов тенге. Суточные на команду – 15 миллионов тенге, расходы на проживание – 64 миллиона, питание – 32 миллиона тенге. А вот учебно-тренировочные сборы в Турции обошлись руководству в 118 миллионов тенге. В общем, на эти нужды было потрачено более 200 миллионов. Кроме всего прочего, расходы по запасам, экипировке и спортивным принадлежностям обошлись в 85 миллионов тенге. В целом, уральский клуб в предоставлении своих данных поддерживает принципы прозрачности, а главное, детализирует свои доходы и расходы.

Шымкентский «Ордабасы», по данным за 2017 год, на одни только командировочные потратил 418 миллионов тенге, однако более детальной информации об авиаперелетах или суточных нет, поэтому вероятнее всего эта цифра – сумма всех затрат клуба при выезде на игры, тренировочные сборы и др. Также в 2017 году «Ордабасы» потратил 70 миллионов на дополнительную плату за двух легионеров. Аренда помещений и спортивных сооружений стоила клубу более 60 миллионов. В целом, «Ордабасы» в том году показал расходы в 5,8 миллиарда тенге – огромная сумма, учитывая, что деньги приходят из местного бюджета.

«Тобол» по уровню расходов не далеко далеко от уральцев – подотчетные суммы на командировочные расходы превышают 140 миллионов тенге. Расходы клуба в 2017 году в целом составили 4,2 миллиарда, где также по займам костанайцы выплатили 180 миллионов. Посредникам и агентам клуб заплатил свыше 124 миллионов тенге.

Футбольный клуб «Актобе» в 2017 году показал относительно небольшие расходы – 2,9 миллиарда. Относительно других команд того же уровня клуб тратит меньше. На экипировку ( спортивную одежду) было затрачено около 87 миллионов тенге, траты на ж/д и авиабилеты составили 153 миллиона, а на питание команды – 68 миллионов тенге.

«Атырау» также не выбивает из общей динамики и тратит на командировочные, как и все, очень много – 263 миллиона тенге. Питание команды обходится бюджету в 38 миллионов. Согласно пояснительной записке к финансовой отчетности ФК «Атырау», прибыль за 2017 год составила 116 миллионов тенге.

Кызылординский «Кайсар» потратил 2 мил­­лиарда тенге в 2017 году – это меньше, чем затраты топ-клубов «Кайрат» и «Астана» почти в 12 раз. Командировочные за год обошлись команде в 118 миллионов, учебно-тренировочные сборы – 99 миллионов, спортивный инвентарь – 90 миллионов. Также в 2017-18 годах проходили соревнования подготовительной группы, на которые клуб выделил 47 миллионов. А вот на восстановительные мероприятия и медицинские услуги – 6 миллионов. В целом, администрация «волков» предоставляет самую подробную финансовую отчетность среди команд премьер-лиги.

Клуб без правил

Относительно других клубов КПЛ не все так однозначно. «Кызыл-Жар», «Иртыш», «Жетысу», «Астана» и «Кайрат» публично финансовую отчетность не предоставляют. Так, в течение прошедших шести месяцев в клубы были отправлены запросы с требованием предоставить информацию о доходах и расходах, однако если кто-то не ответил совсем, то некоторые просто отказались, ссылаясь на законы о коммерческой тайне.

Конечно, это выглядит показательно, мол, клубы не доверяют такую информацию СМИ, однако при здравой логике складывается такая картина – руководство клуба попросту не хочет показывать, сколько денег тратится и каким именно образом, потому что никому не нужна лишняя критика об эффективном или неэффективном использовании денег из госбюджета. Если же в случае с «Кайратом» еще можно понять такие действия – да, у них есть полное право не говорить о с финансовых деталях, но в случае с другими клубами, которые кормятся местными бюджетами, такие манипуляции непонятны и вызывают еще больше вопросов.

Ранее мы писали о годовых бюджетах двух казахстанских грандов и о нежелании разглашать данные. Надеемся, что в будущем мы сможем возыметь на финансовую отчетность клубов КПЛ больший эффект – недоверие ньюсмейкера к СМИ, согласно естественным коммуникативным процессам, вызывает обратное недоверие аудитории к объекту публичного интереса.

В начале прошлого года СМИ писали о том, что казахстанская премьер-лига вошла в тройку наиболее зависимых от государственного бюджета лиг Европы.

Согласно информации УЕФА, в период с 2010 по 2016 год прибыль команд КПЛ составила более 42 миллиардов тенге, где основная часть была получена за счет государственного бюджета – 81 процент. Остальное – спонсорская поддержка, солидарные выплаты УЕФА, а вот телевизионные права существенных доходов не принесли.

В этом антитопе Казахстан обходит только футбольная лига Сан-Марино, где 82% доходов приходится на помощь из государственного бюджета.

За прошедший год ситуация в казахстанском футболе не изменилась совсем – футбол не стал популярен на ТВ даже с участием Аршавина, а в европейских турнирах ни один клуб не смог удивить – больше всех смог заработать лишь ФК «Астана».

Если говорить о расходах клубов в КПЛ, то за последние пять лет они только растут – и не возникало бы вопросов, если бы уровень расходов рос пропорционально уровню игры команд на поле. За эти полгода мы смогли проследить за реакцией футбольных фанатов в социальных сетях после серии материалов о бюджетах клубов КПЛ. Очевидно, что большинство недовольны – люди не готовы принимать тот факт, что государство тратит десятки миллиардов ежегодно без объективного повышения игрового уровня самой КПЛ. Прочитав сотни гневных комментариев общественности, следует сделать вывод, что областным акиматам стоит кардинально пересмотреть свои взгляды на финансирование клубов и перестать мотивировать команды «золотой монетой».

Ошибка в тексте? Выделите и нажмите Ctrl+Enter
Комментарии