«Нельзя держать футболистов в тепличных условиях»

«Нельзя держать футболистов в тепличных условиях»

Один из лучших тренеров страны на прошлой неделе расстался с «Актобе». Здоровье важнее всего, но хотелось бы верить, что после операции Владимир Муханов вернется в Казахстан. Интервью с ним еще одна возможность направить отечественный футбол в русло побед и радости от великой игры.

– Владимир Васильевич, с чем связан ваш уход из «Актобе»?

– Меня давно беспокоит тазобедренный сустав, и вмешаться в его нормальную работу нужно было еще года три назад. В феврале запланирована операция по замене. Есть устная договоренность с Саматом Кабировичем, что после реабилитации, если понадобится мое участие в работе команды, я смогу вернуться в «Актобе». Процесс восстановления займет определенное время, и в строй смогу вернуться к маю. Как к этому времени будут развиваться события, одному богу известно. Быть может, у команды все будет нормально и моего присутствия там не потребуется.

– Надеемся, что все сложится удачно и в операции, и в игре «Актобе». Хотелось бы узнать ваше мнение о прошедшем сезоне.

– В той ситуации, в которой оказался «Актобе», а это ограниченные рамки в селекции с ограниченным бюджетом, считаю, что чемпионат провели хорошо. К снятию шести очков ни тренеры, ни игроки отношения не имеют. С учетом отобранных баллов мы могли занять четвертое место в чемпионате. ...Все это не могло не сказаться на общей работе: нервная обстановка, условия были, скажем так, критические, но мы смогли доказать, что являемся боеспособным коллективом. Если принять во внимание, что в первых двух турах играли дублем, то можно сказать, что исправили ситуацию и достаточно хорошо провели чемпионат.

В концовке турнира выпали Пиззелли с Марьяновичем, а это системообразующие игроки «Актобе», и без них было трудно добиваться положительного результата.

– Ротация тренеров в ряде клубов по ходу сезона – как вы можете охарактеризовать такие движения на тренерской орбите? Многие из них не смогли проявить свои профессиональные качества наилучшим образом.

– Футбол давно вышел за границы отдельно взятой страны. Всем хочется добиваться результатов, и каждый работодатель вправе прибегать к услугам специалистов из-за рубежа. Прекрасно понимаю, что свои кадры должны работать в командах мастеров, но дело выбора за руководством футбольных клубов в зависимости от стоящих перед ними задач. Я бы не стал разграничивать в таком вопросе, как свой – чужой. Это жизнь, в которой здоровая конкуренция должна иметь право на существование. Основа оценки любого тренера – результат. Ты формируешь состав, ты отвечаешь за тренировочный процесс, от тебя зависят многие вопросы дееспособности команды. Соответствуешь ты критериям оценки или нет, показывает время и решает твой босс. Нет ничего страшного в том, что с кем-то расстаются и доверяют работу следующему специалисту.

– Вы с небольшим перерывом проработали в Казахстане почти пятнадцать лет. Сравните уровень первых годов пребывания здесь с последним чемпионатом.

– Конечно же, уровень футбола в Казахстане вырос. Пусть и не столь значительно, но прогресс наблюдается по сравнению с теми годами, когда «Актобе» добивался безоговорочного преимущества. Тогда у нас было пять легионеров в составе, и это некая грань, если сравнивать прошлое с настоящим.

«Астана» подтверждает, что чемпионат Казахстана становится более сильным. Да, не получилось конкуренции в борьбе за звание чемпиона, но уверен, что и «Кайрат» подтянется уже в ближайшие годы, его инфраструктура способствует росту конкуренции. Есть флагман, на которого смотрят и пытаются подтянуться до его уровня остальные участники. Соревнуясь с «Астаной» и «Кайратом», нужно ждать от других участников прогресса в мастерстве и уровне игры. Мы видим, что и мастерство легионеров, приезжающих в Казахстан, становится выше. Все, кто наблюдал за чемпионатом, могли заметить, что не было проходных матчей, в игре за выживание рубка была, от которой трясло всех.

Ростки конкуренции есть. Молодежь себя хорошо проявляет, и казахстанские игроки могут претендовать на лучшее уже в ближайшем будущем. Под этим я подразумеваю и способность конкуренции всего казахстанского футбола на международной арене.

– Врете, наверное, но приятно это слышать. А как вы оцените приход в большую футбольную политику Самата Смакова?

– Единственный минус появления Самата Кабировича в такой игре – отсутствие опыта в работе функционера. Он футбольный человек, понимающий множество нюансов. Этот шаг мы только приветствуем. Чем больше таких личностей зайдет в футбол, тем лучше. Три чемпионства с «Актобе» плюс золото с «Кайратом» подчеркивают понимание Смаковым всех тонкостей не только игры, но и мелочей, ей способствующих. Болельщики «Актобе» его шаг воспринимают с огромной надеждой, и я уверен, что Сэм своей работой их будет только радовать.

– Самат обсуждал с вами предпринятый шаг?

– Напрямую приобретение им клуба не обсуждали. Понимание множества нюансов оговаривалось в течение многих лет. Как должна строиться деятельность, что и почему нужно болельщикам и самим футболистам, чтобы выступать на высоком уровне, – все это мы рассматривали под разным ракурсом. Мы, каждый со своей стороны, видели направление. Рад, что он возложил на себя такую ответственность. Зная целеустремленность и характер Самата, уверен в его конечном успехе.

– Казахстан в одной группе с Россией в квалификации ЕВРО-2020. Есть ли у нас (Казахстана) шансы обойти вас (Россию)?

– Фаворитом в отборе является Бельгия. Наше же соперничество можно рассматривать как принципиальный спор двух государств, ранее исповедовавших общую школу футбола. Здесь мне будет интересно посмотреть на работу коллеги Станимира Стоилова. Он великолепный специалист, доказавший свой профессионализм в работе с «Астаной». С интересом жду его тактических противостояний в матчах с разноплановыми соперниками. Буду только рад, если сборная Казахстана удивит футбольный мир игрой и результатами. Забегать вперед не хочу и не буду: мяч круглый, а поле ровное. Показать, кто чего стоит, способна только игра.

– Будучи представителем ипостаси, которую на много лет вперед определил Валерий Лобановский, что можете сказать о мнении игроков, говорящих, что лучше «физики» может быть лишь тренировка с мячом?

– Если не будет «физики», то ты ничего не покажешь с мячом. Если не сможешь бегать полтора часа и весь сезон, то и не сможешь ничего показать на протяжении целого года. В большой футбол приходят умелые игроки, но выносливость необходимо поддерживать каждый год, а она закладывается в межсезонье через миллионы пролитых капель пота.

– Чем вам запомнился чемпионат мира по футболу?

– Этот турнир подчеркнул важность организации игры в вопросе достижения результата. Каких-то новшеств я не увидел. Игровые схемы 4-3-3, 4-3-2-1 или построение команд с тремя защитниками известны и удачно апробированы давно. Бросается в глаза универсализация. Полезный игрок способен действовать не только на своей позиции. Смена мест в ходе игры дает большой и положительный процент в общей оценке команды. Увеличение функций от отдельно взятого футболиста приносит результат. Эта тенденция продолжает наращиваться во всех лучших командах планеты. Универсализация – вот залог побед сегодня и в будущем. Чем больше универсальных исполнителей, тем сильней и боеспособней коллектив. Процесс этот тонкий и своеобразный. В игре же присутствие многообразных исполнителей позволяет перестраивать схему в зависимости от развития событий на поле. Чемпионат мира это подтвердил.

– Помимо тренерских идей что нужно совершенствовать казахстанскому футболу?

– Не буду оригинален, если еще раз повторю мысль всех причастных к футболу людей: необходимо менять и улучшать инфраструктуру. Народ должен приходить и любоваться игрой на хорошем стадионе, а футболисты показывать мастерство на идеальных полях. Регламент необходимо ужесточать в пользу правильных решений. Количество легионеров изменять не стоит. Иностранцы создают конкуренцию, и это идет на пользу всеобщему развитию и становлению футбола в стране. Тепличные условия, создаваемые молодым игрокам, – вред.

– Кого из игроков нашего чемпионата помимо, разумеется, Пиззелли в минувшем сезоне вы могли бы отметить?

– На память сразу приходят игроки «Астаны». Томасов, Аничич. Педро ярко себя проявил в концовке чемпионата. Глядя на них, должны расти и местные воспитанники. Для этого необходимо усиливать работу в ДЮСШ. В молодежных командах нужно ставить во главу не результат, а дееспособность пацанов, которые придут в первую команду. Подготовка футболистов для команд мастеров – вот о чем должны думать тренеры молодежек.

– Когда вы дали согласие возглавить казахстанский клуб, что повлияло на ваше решение сменить Россию на Казахстан?

– Простой спортивный интерес, и ничего более.

– В первый год вашего пребывания среди моих коллег распространились якобы ваши слова: «Я приехал поднимать ваш беспонтовый футбол»... Было ли сказано это в той или иной интерпретации?

– По большому счету это полная ерунда. Хрень несусветная. У меня был интерес посмотреть на казахстанский футбол своими глазами и попытаться добиться значимого результата.

– Что из себя представляет футбольный аким в нашей стране?

– Несколько неэтично обсуждать акимов. Да, мне приходилось пересекаться с ними, и я понял только одно: человек, которому доверен регион, в своей работе, касающейся отдельно взятой команды, хочет поднимать и развивать футбол на месте. Их интересует поднятие в футбольном рейтинге, достижение пьедестала почета или чемпионство.

– То есть только спортивный интерес, а не отмыв денег посредством ФК?

– Однозначно только то, что они заинтересованы в развитии футбола, а не какой-то левый и осуждаемый народом интерес. Это исключено.

– Во все времена, и не только у нас, журналисты с неким недоверием относятся к футбольным структурам. Вы находитесь по другую сторону баррикад, и как вы реагируете на негативное отношение к вашей братии?

– Давать советы журналистам не мое дело. Единственное пожелание – чтобы они четко преподносили публике мысли футболистов и тренеров, без всяких искажений и выгодных прессе интерпретаций.

– Когда вы были на коне вместе с «Актобе», ходили разговоры, что чуть ли не Смаков формировал состав, а вы оставались номинальным тренером. Интересно узнать, было ли такое на самом деле и как вы реагировали на подобные базары?

– На эти вопли я вообще не реагировал, это бред. Что касается назначений игроков... Конечно же, я общался с игроками и интересовался их мнением. Это рабочий момент, понятный любому действующему тренеру и игроку. Были люди покруче Муханова со Смаковым, которые могли решать вопрос определения состава. Любые вопросы находили ответы в полном стадионе на наших матчах. У меня было несколько игроков из состава, с которыми я обсуждал текущие вопросы, в том числе и выбор состава.

– Кто входил в совет игроков, этот круг избранных?

– Сидельников, Косолапов, Смаков, Кенжисариев, Лаврик. В общем, бывали и у них перепады в игре. Кого-то дополнительно вводили в совет игроков, сути это не меняет. Советоваться с игроками основы – в этом нет ничего зазорного.

– В недавнем интервью нашему изданию Андрей Морев рассказал о штрафе в двадцать тысяч долларов. Как можно лишать такой суммы футболиста и что преследует тренер, отбирая такую сумму?

– Вопрос с вынесением штрафа лежит в компетенции руководства клуба. Я к этому отношения не имел и не решал, кого и как наказывать.

– Маркоса Пиззелли признали лучшим игроком страны 2018 года. Хотелось бы узнать вашу оценку его заслуг.

– Абсолюно верно его признание, и обидно за парня, получившего разрыв кресто­образной связки в конце сезона. Не считая его забитых мячей, хочу напомнить, что он яляется и главным ассистентом в команде, сделавшим массу голевых передач.

– А кого за годы работы вы хотели бы видеть в своей команде из тех, кто играл в Казахстане?

– Трудный вопрос... У нас был сложившийся костяк команды, и в основном ротация шла среди легионеров. Мы не покупали, а брали свободных агентов. Тех, кого мы хотели видеть в составе, являлись ведущими игроками своих команд.

– Кого вы считаете лучшим футболистом Казахстана кроме Смакова и Карповича?

– Не сказал бы, что у нас были собраны лучшие игроки страны. У нас не было звезд в понимании их уровня. У нас была команда – звезда, единый коллектив. Сбалансированный и нацеленный на общую для всех цель. Но отметить навскидку хочу Дмитрия Бякова, Нурбола Жумаскалиева, Мурата Тлешева. Боюсь кого-то забыть и обидеть, но упомянутых мной ребят хотел бы видеть в своем составе любой тренер, который решает большие задачи.

– Чего вам не хватило для прохода квалификации в Лиге чемпионов?

– В то время мы были единственной командой страны, стабильно проходящей до стадии плей-офф. Но дальше не получалось. Было по-разному в каждый наш период прохождения в групповой этап. Где-то не хватало удачи. Присутствовал страх перед иностранцами, недостаток опыта и мастерства также не мог не сказаться. Быть может, сказалось и ограничение легионеров в составе – их было пять человек, а сегодня восемь.

– У нас скоро большой праздник. Чувствуете ли вы свое единение с казахами?

– Казахстан для меня вторая родина. 16 лет жизни в Казахстане говорят сами за себя. Выиграно все, что есть, и это останется со мной навсегда. Всем казахстанцам я желаю крепкого здоровья и мирного неба, благополучия и радости от побед любимых команд.

– Что станет для вас критерием возвращения на работу в Казахстан?

– Давайте дождемся мая, а потом вернемся к вашему вопросу.

 

Автор - Талгат Садыков

Ошибка в тексте? Выделите и нажмите Ctrl+Enter
Комментарии
Для того, чтобы оставить комментарий, или