Калоян Петков: Я за полное снятие лимита на иностранцев
Болгарский специалист, главный тренер ЖФК «БИИК-Казыгурт» Калоян Петков в интервью корреспонденту Prosports.kz рассказал о карьере футболиста, переезде в Шымкент, развитии женского футбола, легионерах и казахстанской премьер-лиге.
- Калоян, о вашей игровой карьере известно не так много. Как вы начали играть в футбол?
- Моя карьера не была карьерой профильного профессионального игрока. В моей практике не числятся команды выдающихся клубов Болгарии. В те времена, это были «ЦСКА», «Левски», «Славия». Моя карьера, как футболиста, началась в моем родном городе Габрово. Я начал заниматься футболом с 15 лет. Конечно, это слишком поздно. Также параллельно занимался легкой атлетикой. В какой-то момент футбол превзошел и я стал играть в команде «Янтра Габрово U-17». В те времена, я говорю о 80-ых, были спортивные роты и мне было пора идли служить в армию. Мне обещали место в нескольких футбольных клубах, которые были полностью военизированы под армии, милиции. Но вместо меня взяли другого игрока. В итоге я служил в специальной части на границе. Через год поступило предложение из спортивного клуба «Славия». Мне предложили выступать на соревнованиях по легкой атлетике, но в тоже время играть в футбол. Я принял это предложение, но мне было тяжело. Надо было развивать игровое мастерство. Этот период прошел и я не смог реализовать себя в высоком профессиональном клубе.
Четыре года учился в Высшем Институте физической культуры в Софии. Тогда я играл во второй лиге Болгарии за команду института. Но также параллельно выступал в соревнованиях по легкой атлетике. По завершению института, год играл в профессиональном клубе «Янтра Габрово». Он выступал в первой лиге Болгарии. Наступили 90-ые годы, в стране, как и везде, был жуткий кризис.
Я взял путь в Южную Африку, где был три года. Работал тогда в трех местах. Одна из моих работа была помощник тренера в женском футбольном клубе в университете Витватерсранд (Йоханнесбург). Тогда я в первый раз ознакомился с женским футболом. Также играл за команду университета, которая выступала в первой лиге Южной Африки.
Позже я попал в США, где был помощником тренера клуба «Индиана». В Америке прожил 8 лет. Все это время был погружен в женском футболе. Но работал и в других местах. Также играл за полупрофессиональную команду «Индиана». Потом Ноел Кинг пригласил меня в тренерский штаб женской сборной Ирландии для подготовки к квалификационным раундам чемпионата мира 2008-2009 годов.
Из Ирландии попал в Россию. Там я уже осознанно начал заниматься тренерской деятельностью. Были очень хорошие условия. Я был помощником тренера дубля «Амкара» и женского клуба «Звезда». Имел возможность посмотреть, как работает клуб премьер-лиги России. Это были хорошие времена, я многому научился у ведущих специалистов, таких как Миодрач Божович, Рашида Рахимова. Прошел стажировку при Станиславе Черчесове и Гаджи Гаджиеве.
Поэтому и я никогда не афишировал свою игровую карьеру. Если я не играл в премьер-лиге, то и нечем хвастаться. Я всегда ставлю перед собой высокие задачи. Я уже знал, что у меня не получится заиграть в каких-то топовых клубах и старался быстро перейти в тренерскую деятельность. Но на самом деле, это благоприятно отразилось на моей тренерской методике. Я очень хорошо смог ознакомиться с американской системой физической подготовки и футбольных тренировок.
В Америке я закончил тренерскую лицензию National A. Мог тренировать полупрофессиональные команды. По приезду в Казахстан благодаря техническому центру при федерации футбола страны полностью занялся своим тренерским обучением. Получил все три лицензии. В этом году я и еще 11 специалистов, среди которых были Бахтияр Байсеитов, Александр Кузнецов, Василий Маруняк получили тренерскую категорию PRO.
- Что дает лицензия PRO?
- На самом деле, это самый высший уровень тренерского обучения. Она дает право тренировать любые команды всех ассоциацией под эгидой УЕФА. Я могу работать и в КПЛ, и в премьер-лиге России, и в испанской Ла Лиге.
- Вам предлагали работу в клубах казахстанской премьер-лиги?
- Серьезных предложений не было. В Казахстане узкий круг руководителей. Все знают, что я тесно связан с президентом БИИК Бауыржаном Абдубаитовым. У меня есть работа, я уже 6 лет главный тренер «БИИК-Казыгурт». Если и поступят какие-то предложения, то в первую очередь они поступят президенту клуба.
- Вы бы хотели тренировать мужские команды?
- Я большинство времени своей карьеры работал именно с женскими клубами. Психология женщин мне больше понятна. Но были времена, когда я был помощником тренера в мужской молодежной команды «Амкара». Я думаю, что тренировать мужчин намного проще. Конечно, психологические приемы разные. Много тренеров, которые успешно работали в мужских клубах, а в женских коллективах — просто проваливались. Намного легче приспособиться из женских команд в мужские. Я думаю, что логическим завершением тренерской карьеры будет работа в мужском коллективе. Думаю, это скоро придет. На данный момент я не нашел себе замену в «БИИК-Казыгурт». Может быть, если я увижу хорошего тренера для клуба в ближайшие два-три года, то уйду. Думаю, что поработать с мужской командой будет интереснее. Нечто новое для меня.
- Как вы оказались в Казахстане?
- У меня закончился контракт в Перми, поменялось руководство клуба. Через агента поступило предложение от Казахстана. Я до сих пор помню, встретился с президентом клуба в Анталии в конце мая. Мы сразу же нашли общий язык. С 1 июля 2012 года я был в Шымкенте. В сентябре этого же года перед последними отборочными играми на чемпионат мира мне предложили занять место и главного тренера национальной команды. В то время все сборники находились в составе БИИК. Но и конкуренция была больше. За 6 лет стал почти местным парнем (улыбается).
В 2012 году «БИИК-Казыгурт» выиграл Кубок страны, но чемпионами страны все равно стала алматинская команда. Еще до моего перехода были проиграны две домашние игры. С того времени, как я являюсь тренером БИИК, наша команда не проигрывала ни один матч в внутренних играх чемпионата и кубка. Первый наш успех был Суперкубок Казахстана-2013. В Таразе мы обыграли алматинский клуб со счетом 2:0.
- Какое было ваше первое впечатление о Шымкенте?
- Город был, мягко говоря, жутковатым. Я долгое время жил в Перми, который на тот момент уже был городом-миллионником. Можно сказать, что я прилетел в Шымкент из Чикаго (США — прим. Автора). Там я был три месяца. Конечно, это был большой контраст.
- Сильно изменился город?
- Да. Он начал еще тогда меняться. Когда я только переехал, не было даже места, где можно было просто присесть и выпить кофе. Были места, где можно было поесть шашлыки (улыбается). Был только один торговый центр. Сейчас город цветет и за 6 лет он очень сильно развился. Но теперь, как и в любом другом мегаполисе, у нас есть пробки, очереди. Такого в 2012 году не было (смеется).
- Что вы знали о Казахстане, до переезда в нашу страну?
- В «Индиане», где я работал больше 7 лет, у нас было много иностранных игроков из Японии, Кореи, Китая. В тренерский штаб у нас входили главный тренер и еще три тренера. В наши обязанности, помимо тренировочного процесса, входил и просмотр игроков. Я отвечал за Восточную Европу. Был знаком с чемпионатами России, Казахстана. Знал Марию Ялову, Екатерину Красюкову, Наталью Иванову. Мы их всех прослеживали.
- Есть ли игроки с казахстанским паспортом, которые могли бы попасть в иностранные чемпионаты?
- Да, на данный момент в зарубежных командах готовы играть несколько футболисток БИИК — Юлия Мясникова, Камила Калмугамбетова, Мадина Жанатаева. Если вернемся на несколько лет назад, то и Екатерина Красюкова могла бы заиграть. Не хочется никого пропускать. Но юных дарований много. Сейчас мы добились одной из своих задач — у БИИК теперь есть своя академия. Наши девочки играют в чемпионатах всех возрастов и являются победителями первенства страны, начиная с U13 до U19. Я, соответственно, курирую работу всей академии БИИКа. Это моя обязанность. Очень хорошо, что у нас есть школьная девичья футбольная лига. Мы получаем большое пополнение для нашей академии.
- Насколько изменился женский футбол в Казахстане за 6 лет?
- Думаю, что «БИИК-Казыгурт» вырос за этот период, начиная от тренировочного процесса до медицинского обеспечения. Раньше мы брали в футбол кого попало. Сейчас, конечно, мы говорим об учениках 200 школ Шымкента, которые задействованы в девичьей лиге. Из 4000 девчонок мы выбираем лучших 50-60, которые тоже отсеиваются. Сейчас у нас есть селекция. В этом и кроется развитие женского футбола в Шымкенте и в целом Казахстане. К сожалению, в других городах подобного нет. И это не в пользу нам. В чемпионате страны «БИИК-Казыгурт» особо нечего доказывать. Думаю, что мы еще заявим о себе в Лиге Чемпионов. Молодые игроки видят, что есть профессиональный женский клуб БИИК. Они мечтают попасть в эту команду. Очень важно, что мы приглашаем много легионеров. Они вносят свой колорит не только в тренировочный процесс, но и в целом повышают уровень всех игроков.
- Что вы можете сказать о полях и стадионах, где проходят игры женского чемпионата?
- У БИИК есть две полноценные базы. Благодаря нашему президенту мы тренируемся в отличных условиях. Если говорить об «Окжетпес», то в этом году он продвинулся. Им разрешили играть и тренироваться на центральном стадионе. В Алматы все по-другому. Женская команда всегда были в сторонке от «Кайрата». Не знаю почему, но «Кайрат» никогда не приветствовал женский футбол. Может я ошибаюсь. Также в женском чемпионате была команда «Астана». Она играла на «Астана-Арена». Но клуб пропал с городского финансирования. Команда появилась в течении года и быстро ушла. Нет такой практики, что женская команда должна играть на центральном стадионе своего города.
- Как вы считаете, если бы игры женского чемпионата проходили на центральных стадионах, болельщиков на матчах было бы больше?
- В начале 2012 года, когда я только пришел, о женском футболе вообще никто ничего не знал. Сейчас о БИИК знают, как команду, обыгравшую «Барселону». Для шымкентских болельщиков это очень важно. На последнем матче было много болельщиков. Все трибуны были заполнены. Конечно, плохо, что мы играем за городом на стадионе «Намыс». Но это наш стадион. Я считаю, что по качеству поля он лучше, чем центральный стадион Кажимукана. Конечно, если бы мы играли на центральном стадионе, у которого, я сомневаюсь, что есть сертификат для проведения еврокубках, болельщиков было бы больше.
- В Казахстане хотят сократить количество легионеров в клубах. Как вы считаете, принесет ли это пользу развитию отечественного футбола?
- Я за открытую конкуренцию в футболе. Тепличные условия для своих игроков не приведет к хорошему результату. Да, возможно в первое время это принесет какой-то эмоциональный заряд. Все-таки я думаю, что казахстанские футболисты должны развиваться в конкурентоспособной среде. А ужесточая лимит, мы создадим искусственные условия для местных футболистов. В данный момент есть много турниров, где могут играть воспитанники академий и футбольных центров. Можно увеличить число команд в первой и второй лигах. Пусть они там и оттачивают мастерство. Я не думаю, что клубы премьер-лиги, особенно те, которые участвуют в еврокубках, должны страдать. Я за полное снятие лимита на иностранцев. Приведу пример, в этом году у нас Камила Калмугамбетова, Юлия Мясникова, Оксана Железняк были в основном составе на матчи Лиги Чемпионов. Они были лучше легионеров. Что мешает и футболистам КПЛ быть конкурентоспособными? Бауыржан Исламхан, Исламбек Куат, Серикжан Мужиков, Роман Муртазаев, Гафуржан Суюмбаев справляются с иностранной конкуренцией.
- В Казахстане работают много болгарских тренеров. Вы общаетесь с ними?
- Да. Я почти первый тренер из Болгарии, который приехал работать в Казахстан. Общаюсь со Станимиром Стойловым, Димитаром Димитровым, Николаем Костовым. Был лично знаком и с тренером «Ордабасы» Георги Дерменджиевым. Всегда рад видеть своих соотечественников в Казахстане.
- Вы часто бываете на играх «Ордабасы»? Наблюдаете за матчами КПЛ?
- Не могу сказать, что я ярый болельщик «Ордабасы». В первую очередь, я хочу, чтобы шымкентский клуб выигрывал. Это лицо всего города. На самом деле, я люблю смотреть матчи премьер-лиги. Смотрю на них больше с профессиональной точки зрения. Не могу сказать, что болею за кого-то из КПЛ.
- «Астана» уже 5 лет подряд становится чемпионом Казахстана. Как вы считаете, в чем преимущества столичной команды?
- Та дисциплина и организация, которую создал Станимир Стойлов, сохранилась до сих пор. Это говорит о классе тренера. Думаю, что Григорий Бабаян — очень хороший специалист. Он очень много принял от Стойлова. Если он сможет сохранить, ту дисциплину и организацию, которая была при Стойлове, то «Астана» и в следующем году станет чемпионом.
- Как вы считаете, кто на данный момент сильнейший игрок с казахстанским паспортом?
- Мне нравится молодежь. Еркебулан Сейдахмет очень талантливый парень. У него хорошее будущее. Еще один хороший игрок — Бахтиер Зайнутдинов.
- Ни для кого не секрет, что сейчас в «Ордабасы» были проблемы с финансированием. В «БИИК-Казыгурт» были такие проблемы?
- Я не знаю как там, но у нас таких проблем нет. Наша команда частная, по-большому счету. Основная доля выпадает на нашего президента.
- А зарплаты игроков женских клубов меньше, чем у футболистов КПЛ?
- Да, намного.
- Как часто вы встречаетесь с игроками клуба вне тренировочного процесса?
- Раньше мы часто собирались. Но сейчас команда почти все время находится на сборах. Мы даем отдохнуть только 2-3 дня и обратно собираем игроков на базе. Чем профессиональнее становится команда, тем такие вещи отходят на второй план. Но я думаю, что подобные встречи очень важны для команды и мы постараемся делать их чаще.