Жгучие красотки
АВТО/МОТО

Яна Пелениченко: Девушки способны на многое

Яна Пелениченко: Девушки способны на многое
news-banner7
mobile-news-top

Единственная девушка-пилот в ралли в Казахстане в интервью корреспонденту Prosports.kz рассказала о том, как попала в автоспорт.

Не так давно вы стали серебряным призером на одном из ралли. Что это был за турнир?

У нас прошел третий этап Кубка MobilEx, где я заняла второе место. На первом этапе также выиграла серебряную медаль в своем классе РК11. К сожалению, в этом году чемпионата Казахстана по классическому ралли нет. Мы довольствуемся тем, что проводятся небольшие клубные гонки, в частности Кубок MobilEx. Он состоит из 4 этапов, три уже прошли. Заключительный состоится 25 ноября.

Есть ли интерес в Казахстане к автоспорту?

Немного слабее, чем в Европе. В 2013 году я была приглашена в Италию на один из этапов по ралли. Была завершающая гонка в конце года. Там было много зрителей – европейцы очень любят ралли. Они приезжают на определенные этапы гонок из других стран. Гонка была в Италии, зрители приезжали из Польши, Франции. Когда ты едешь на этапах по ралли за границей, можно сказать, что едешь в живом коридоре из зрителей. У каждого есть любимый гонщик.

В Казахстане, как правило, вообще к автоспорту такого интереса нет. Некоторым, правда, еще нравится дрифт. Это такая дисциплина, когда зрители могут прийти, сесть на трибуны, взять с собой еду и просто наблюдать за зрелищными соревнованиями. В ралли зрителей намного меньше. Мне кажется, потому, что народ у нас ленивый. Если стоять только в одной точке, то будешь видеть машины через несколько минут. Во время ралли мы гоняемся на степных дорогах. Но если стоять в правильных точках, то гонка будет интересной и зрелищной, можно будет увидеть аварии или прыжки на трамплинах. К тому же у нас выходит мало афиш о предстоящих ралли. Надо больше освещать в СМИ и социальных сетях.

Вы являетесь единственной девушкой-пилотом в Казахстане. Как вы считаете, почему девушки не занимаются автоспортом?

Когда только начинала, в 2008 году, я ездила на Subaru Impreza и участвовала в городских соревнованиях. Тогда я очень часто была единственной девушкой на соревнованиях. Когда пошла в ралли в 2012 году, опять была единственной. До меня в ралли участвовала Алия Акназарова, но в 2010 году она закончила спортивную карьеру. Долгое время я была единственной девушкой в Казахстане в автоспорте. Постепенно появилась девушка в дрифте.

Я считаю, что девушки не занимаются автоспортом потому, что это все-таки мужской вид спорта. Во-вторых, он не так развит, как другие виды спорта. В-третьих, у наших девушек восточное воспитание. Очень много стереотипов, границ. Практически у каждого в голове стереотип, что женщина ездит плохо, она должна сидеть дома, вести хозяйство. Меня папа воспитывал так, чтобы я была сильной женщиной, прививал мне мужские интересы, в том числе и к автоспорту. За это ему огромное спасибо. Меня никогда не воспитывали так, как наших казахстанских девчонок: в 18 лет обязательно – выскочить замуж, рожать детей и сидеть дома. Общество меняется, девушки становятся более уверенными в себе. Я своим примером хочу показать девушкам, что мы тоже способны на многое, что нам подвластно все, в том числе и автоспорт. Я не просто пилот, которая села в машину и поехала. Я автоспорт прохожу от начала до конца: сначала готовлю машину к соревнованиям, с братом делаю ремонт. Когда он занят, сама ковыряюсь в машине. На самом деле это тяжело. Я полностью отвечаю за часть подготовки автомобиля и команды к гонке. Во время ралли может сломаться все, что угодно. Бывает такое, что спускает колесо. В ралли нет пола. Есть пилот и штурман. Если у вас что-то случается в машине – меняете, ремонтируете ее на ходу. Все на равных. Конечно, мужчины мне стараются помогать, берут на себя самую тяжелую работу, например, поднять колесо. Но иногда я могу и сама справиться.

Девушки, которые по моей рекомендации ходили на курсы экстремального вождения, в социальных сетях часто выражают слова благодарности, говорят, что я дала уверенность и веру в себя.

Кто учил вас разбираться с машинами и насколько сложно с маникюром чинить тачку?

Папа. Он всегда любил хорошие автомобили. Дома были журналы с автомобилями. И у меня достаточно мужской склад ума, мужские интересы. Конечно, я хожу по магазинам, стараюсь выглядеть красиво, ухоженно, но это не вызывает у меня такого интереса, как у других женщин. Я не разбираюсь в кремах, вообще ничего не понимаю. Все, что касается физики, химии, механики, – для меня. Я достаточно хорошо разбираюсь в автомобилях. Мне стоит почитать материал один раз и я сразу пойму, о чем речь.

Чинить тачку тяжело и с маникюром, и без (смеется). Мы постоянно работаем с химией, бензином, антифризом, клинеры. Даже был случай, когда я занималась подготовкой машины к гонке в закрытом гараже – так надышалась всякими веществами, что мне месяц было плохо. На самом деле это очень опасно.

Вас часто папа брал штурманом на соревнования?

В первый раз я поехала штурманом, когда мне было 14 лет. Это была не причина, а как следствие, что я пошла к нему штурманом. Он мне привил любовь к машинам и автоспорту. На тот момент я уже смотрела передачи про ралли и гонки. Когда у нас начали проводить такие маленькие городские соревнования по фигурному вождению, папа поехал участвовать. Даже не было вопросов, кто будет его штурманом. Все это идет из детства.

Почему вы выбрали желтый «ситроен»? Ездите ли вы на нем по городу?

Ее я привезла из Москвы. Когда четко решила, что буду участвовать в чемпионате по ралли, продала свою городскую машину, добавила еще немного денег и поехала в Москву. На тот момент она была самая подходящая мне по бюджету. Конечно, я бы хотела ездить на Subaru. Но в ралли она обходится в два раза дороже, чем нынешняя машина. Когда я только села в желтый «Ситроен», сразу влюбилась. Сходу нашли общий язык, купила не раздумывая. Везла в Алматы на машине, где перевозят овощи, фрукты. Не знала, как можно ее еще доставить. Искала самый дешевый способ. У меня были ограниченные финансовые возможности. Помню, что еще даже не пришла резина, а я поехала на первое ралли, чтобы протестировать машину.

Когда нет гонок, она стоит в гараже. По городу на ней передвигаться нельзя. На соревнования вожу на прицепе или эвакуаторе, крайне редко своим ходом.

Как родные относятся к вашим экстремальным увлечениям?

Когда я решила принимать участие в чемпионате по ралли, близкие отнеслись к этой затее прохладно. Даже папа был против. Он знал, что это дорого и все заработанные деньги я буду вкладывать в машину. Гонщики у нас за все платят сами, спонсоров почти нет. Можно сказать, что для многих автоспорт – хобби. Призов, кстати, тоже нет. Только один раз на чемпионате давали денежные вознаграждения. Тогда за первое место давали 120 000 тенге. Но это очень мало, просто капля в море, если сравнивать с теми расходами, которые мы тратим на один этап. Папа был против. Но когда они поняли, что я очень сильно этим увлечена, поддержали и стали даже приходить на гонки. Мой брат Денис мне здорово помогает. Он мой механик, ремонтирует машину. Мама очень сильно переживает, но безумно гордится. Папа тоже мной гордится, он говорит об этом всем знакомым, но не мне (улыбается).

Вы бы разрешили своей дочке заниматься автоспортом?

Если у нее будут гореть глаза, я ни в коем случае не буду препятствовать. Даже помогу. Я уже прошла через это. Конечно, не буду помогать во всем, она и сама должна почувствовать весь этот нелегкий путь. Хочу, чтоб она закалилась. Автоспорт очень сильно помогает в жизни. Правила из автоспорта реально действуют в настоящей жизни. Но сама заставлять ребенка заниматься этим точно не буду, только если сама захочет.

Еще вы одна из красивейших спортсменок Казахстана. В чем секрет?

Спасибо большое. Во-первых, это природные данные. Спасибо родителям за то, что я получилась довольно симпатичным человеком. Я не считаю себя суперкрасавицей. Мне досталась модельная внешность: высокая, худая. Мне кажется, во мне очень гармонично сочетаются мужчина и женщина. Когда я в гонках, во мне включается абсолютный мужик и по характеру, и по поведению. На соревнования я даже не крашусь, голова забита абсолютно другим. Как только гонка заканчивается, быстро переключаюсь, становлюсь «леди». На самом деле, это очень здорово. Часто гонщики, которые привыкли видеть меня на ралли, встречая меня в обычной жизни, не узнают. Так просто получается (смеется).

Вопрос красоты можно обсуждать и обсуждать. Считаю, что некрасивых людей нет. Каждый человек чем-то красив. Тем более для каждого человека понятие красоты свое. Самое главное, надо любить себя такими, какие мы есть. Ничего красивее натуральной красоты нет.

Источник: Prosports.kz Ошибка в тексте? Выделите и нажмите Ctrl+Enter
Комментарии