Вы были успешно зарегистрированы! Для того чтобы войти на сайт, воспользуйтесь формой авторизации.
13 октября

Эргаш Ибрагимов: Все звезды «Формулы-1» начинали с картинга

Журналист
Эргаш Ибрагимов: Все звезды «Формулы-1» начинали с картинга

Cпортивно-технический комплекс «Сокол», расположенный в 76 километрах от Алматы, давно на слуху у почитателей спорта, и он продолжает набирать популярность как среди любителей быстрой езды, так и среди профессиональных спортсменов.

С 2012 года автодром принял немало международных соревнований, и его можно назвать фундаментом развития картинга в Казахстане. За функционирование этой спортивной дисциплины в стране отвечает Sokol Racing Company, генеральным директором которой является многократный призер и чемпион РК по картингу и дрэг-рейсингу Эргаш Ибрагимов. В интервью Prosports.kz функционер рассказал о том, какой будет первая частная академия картинга для детей, когда в Казахстане может появиться «Формула-1» и как повлияло на автолюбителей Алматы наличие близ города гоночной трассы.

– В ближайшие выходные «Сокол» проведет заключительный этап чемпионата Казахстана по картингу. Расскажите подробнее об этом турнире.

– В нынешнем году это уже 4-й этап, и он станет завершающим в сезоне. Ожидаем порядка 40 участников. Большинство из Казахстана, но несколько команд ждем из Кыргызстана, Узбекистана и России. В субботу, 13 октября, пройдут заезды в классе SA 250 – это карты с автоматической коробкой передач, объемом двигателя 250 кубических сантиметров. Они развивают скорость 115-120 километров в час. На следующий день у нас будут еще 3 класса: «Мини» (дети от 9 до 13 лет, скорость около 95-100 км/ч), ОК Junior KF (110-115 км/ч, юниоры от 13 до 16 лет) и KZ-2 – самый профессиональный класс («механика», 45 лошадиных сил, развивает более 135 км/ч). Карты класса KZ-2 разгоняются до 100 км/ч за 2,2 секунды – быстрее большинства серийных автомобилей.

– Кто считается фаворитом открытого чемпионата Казахстана?

– Призеры всегда разные. Из Узбекистана приедет хороший гонщик Джамал Мирсалихов. В Казахстане один из лучших Ержан Чалданбаев. Занимается картингом с детства, а сейчас ему 49 лет. Он мастер спорта, в России становился чемпионом на международных турнирах. Несмотря на возраст, очень сильный соперник. Я сам тоже могу побороться за место в тройке (улыбается). Также можно выделить чемпиона Кыргызстана Илью Зыкова.

– Многое ли зависит от карта?

– По функционалу они практически не отличаются друг от друга. Важна настройка. Но в профессиональном классе все умеют настраивать, и больше уже зависит от умений пилота.

«Базу для развития картинга дают частные академии»

– Каковы призовые турниров и можно ли считать этот вид спорта источником доходов для гонщиков?

– Призовых у нас пока нет. Все ездят, потому что любят гонки, любят борьбу на трассе. Адреналина гонщикам достаточно для того, чтобы этим заниматься. Конечно, если нам удастся сделать призовые, мы привлечем больше участников из других стран – сами понимаете, дорога не дешевая. Все наши гонщики параллельно работают или ведут бизнес. К сожалению, пока мы не настолько развиты, чтобы спонсоры содержали спортсменов, давали им карьерный рост. Но к этому мы идем, начинаем в Казахстане объяснять, показывать все это, чтобы местные компании вникали в спорт. У многих интерес есть. Дай бог, будет как в России, где команды выступают от имени спонсоров и гонщики получают заработную плату. Лучшие гонщики постоянно повышаются в классах и как итог переходят в «Формулу».

– То есть в «королеву автоспорта» «Формулу-1» попадают после успеха в картинге?

– Все звезды «Формулы-1» начинали с картинга. Если мы хотим, чтобы в Казахстане когда-то появилась «Формула-1», нужно развивать картинг, и начинать с детей.

– Насколько я понимаю, победитель чемпионата Казахстана получает место в сборной?

– Да, так и есть. При выборе членов сборной призеров чемпионата рассматривают в первую очередь. Конечно, даже для того, чтобы принять участие в этапе, нужно иметь специальную подготовку – просто так никто на такой уровень не попадает. Но при большом желании и усердных тренировках любой, даже не слишком известный гонщик может заявить о себе в чемпионате Казахстана и попасть в национальную команду.

– Медиаподдержка СТК «Сокол» впечатляет: сюжеты и трансляции чемпионатов на телевидении, красивые видеоролики на Youtube-канале, раскрученные страницы в социальных сетях. Как вашей команде удается добиваться такого качества, ведь у вас нет для этого специальной пресс-службы?

– Те, кто занимается бытовой организацией турниров, работают и над медийной частью нашего проекта. Да, команда у нас небольшая, бывает сложно. Но все мы любим автоспорт, и это помогает добиваться успеха. Что касается конкретно картинга, то здесь все началось очень давно, когда мы тренировались и соревновались на «КамАЗ-Центре». Сами выставляли конусы, резину, рисовали краской себе трассу, тогда о профессиональном траке только мечтали. Когда же мы построили полноценный картодром международного класса, наша команда сохранилась, все те же лица. Два года назад мы усилились победителем Кубка-2017 по ралли в классе «Продакшн» Виталием Сорокиным и многократным призером чемпионатов Казахстана Максатом Мирмановым, чтобы более усердно развивать картинг. Также нас поддержал основатель сайта об алматинском спорте alsport.kz Александр Ковпак. Постепенно посредством медиаинструментов мы стали открывать казахстанцам этот вид спорта с профессиональной стороны. Все, кто нам помогает, – энтузиасты, и нам необходимы такие люди, чтобы расти. Только общими усилиями картинг можно поднять на высокий уровень. Цели получить финансовую выгоду у нас нет. Мы не бежим за деньгами. Наоборот, мы должны сделать картинг максимально доступным.

«На базе «Сокола» мы начали строительство большой кольцевой трассы, которая будет одной из самых скоростных в мире»

– Как обстоят дела с развитием детского картинга?

– В класс «Мини» принимают с 9 лет, но обучение можно начинать и на год раньше. Для многих СТК «Сокол» – это место, где проходят гонки крутых и дорогих «тачек» и мотоциклов. Да, у нас есть формат, в котором любой желающий, даже на неподготовленном личном автомобиле, может принимать участие. Но что касается картинга, то там все обстоит по-другому. Во-первых, это профессиональный вид спорта, требующий соответствующего подхода. Во-вторых, этот спорт хоть и требует финансовых затрат, но не такой дорогой, как может показаться. У нас есть сильное стремление открыть академию картинга для детей. В планах на 2019 год этот пункт является одним из важнейших. Тогда у нас будет возможность готовить детей класса «Микро» – от 6 до 9 лет. Мы будем закупать технику и оборудование, но если их стоимость вносить в оплату занятий, то абонементы будут очень дорогими. Мы решили этого не делать и установить символическую стоимость абонементов, чтобы сделать картинг более доступным. По замыслу эта оплата должна закрывать только мелочи: зарплаты тренеров, расходы на топливо.

– Чем меньше возраст ребенка в спорте, тем больше ответственности и сложностей. Как планируете давать детям базовые навыки?

– Тренеры будут проводить теоретические занятия, после которых ученики смогут тренироваться на специальных симуляторах. Сейчас мы ведем переговоры о том, чтобы один из университетов Алматы выделил для нас помещение. И только после получения теоретической базы, когда мы будем уверены, что ребенок готов садиться за руль, он получит возможность получить реальную практику в любительском картинг-клубе на безопасных трассах. Для того чтобы попасть на профессиональный картодром СТК «Сокол», каждый воспитанник должен будет пройти все этапы обучения и доказать, что готов перейти на профессиональный трек.

– Почему подготовкой детей не занимается Федерация автомотоспорта Казахстана?

– Они не могут тренировать детей этого возраста. Таковы правила международной федерации. И во всем мире существуют частные академии картинга, которые готовят детей для класса «Микро» и передают их уже в «Мини».

– Какой инфраструктурой обладает СТК «Сокол»?

– На сегодняшний день это картодром, в котором можно брать любительские карты напрокат, дрифтовая площадка, дрэг-стрип, гостиница, музей и кафе. Также на базе «Сокола» мы начали строительство большой кольцевой трассы, которая будет одной из самых скоростных в мире. Ее протяженность составит примерно 4,6 километра, и на ней можно будет развивать максимальную скорость 350 км/ч. 1,2 километра по прямой, крутые повороты, снова прямая 800 метров, скоростной подъем и резкий спуск – нужно будет иметь хороший дух, чтобы преодолеть эту трассу! Она строится для суперпрофессионалов. Планируем получить лицензии Moto-GP и «Формулы-1» – по всем стандартам она подходит. Команда «Сокола» тесно работает с специалистами FIA (Международная автомобильная федерация) и FIM (Международная мотоциклетная федерация). Их консультанты проверяют процессы, дают свои советы. У нас ведь никогда такие объекты не строили, а трасса должна соответствовать стандартам вплоть до миллиметров.

– До того как «Сокол» стал доступен автолюбителям, обладатели мощных автомобилей соревновались друг с другом стихийно, прямо в городе. Сейчас незаконных гонок в Алматы стало меньше?

– Да, это было большой проблемой. Теперь они могут это делать безопасно. Конечно, гонщик может попасть в аварию и на самой безопасной трассе, но в городе может пострадать человек, не причастный к гонкам. Нет ничего хуже, когда страдают невинные, особенно дети. Те же, кто проходит на «Соколе» хотя бы элементарное базовое обучение, познают культуру вождения, которую на своем примере передают в городе другим автолюбителям. Гонщику, привыкшему к трассе, уже неинтересна скоростная езда в городских условиях, где он не может проявить свои навыки. Считаю, что близ каждого большого города должен быть безопасный автодром. Пока же «Сокол» – единственный доступный комплекс такого уровня в Казахстане.

Фото Александра КОВПАКА

Источник:Prosports.kz Ошибка в тексте? Выделите и нажмите Ctrl+Enter
Комментарии 0

Хотите оставить свой комментарий?

Войдите, Зарегистрируйтесь или войдите через соцсети:

Лучшие материалы

Спасибо. Сообщение об опечатке отправлено нашим редакторам.