Рустам Раджабов: Свой миллион долларов я заработал уже давно

Рустам Раджабов: Свой миллион долларов я заработал уже давно
news-banner7
mobile-news-top

Известный российский футбольный агент Рустам Раджабов не только организовывал трансферы десятков игроков КПЛ, но и поработал спортивным директором «Окжетпеса». После смены руководства он также покинул кокшетауский клуб, однако контактов с Казахстаном не растерял.

В беседе с Prosports.kz воспитанник московского «Торпедо» рассказал о том, как его клиенты сейчас чувствуют себя в КПЛ, что мешает казахстанскому футболу развиваться и какова на самом деле агентская доля.

– С казахстанским трансферным рынком вы работаете не первый год. Кто из ваших клиентов сейчас выступает в КПЛ или первой лиге?

– Действительно, на казахстанском рынке я работаю уже более 8 лет. На самом деле, игроков с паспортами Казахстана у меня не так много. В основном мои клиенты играют в России, и есть несколько ребят в Европе. Казахстанцев всего трое: Александр Марочкин из «Кайсара», Виталий Волков из «Актобе» и Султан Абилгазы из костанайского «Тобола». В остальных случаях я либо отдаю футболистов в ту или иную команду через посредников, либо они делают это через меня.

– Александр Марочкин – это тот самый, с удивительной историей карьеры? Правда, что он попал в профессиональный футбол в 22 года, не имея за спиной никакой спортивной школы?

– Да, это правда. В Европе говорят в таких случаях – Cinderella story, за два года от двора до первой сборной. Начиналось все относительно недавно, мы тогда с Владимиром Васильевичем Мухановым комплектовали футбольный клуб «Окжетпес» практически с нуля. Помню первые двусторонние игры, Саша все время рвался вперед забивать. Владимир Васильевич в нем сразу что-то увидел и начал его пробовать на тех же сборах практически на всех позициях. В итоге где-то из 50 казахстанских профессиональных футболистов остановил свой выбор именно на Марочкине.

– Какие качества позволили ему стать профессионалом? И в чем его особенность как игрока?

– Трудолюбие, самоотдача, желание самореализоваться и самое главное – желание учиться. Ну и, конечно же, природные данные, Саша очень атлетичен и никому в той же скорости в КПЛ не уступит.

– Кардинально отличается история другого вашего клиента – Виталия Волкова. Воспитанник российского футбола с опытом игры в РФПЛ. Но ему уже 37 лет. Как он себя сейчас чувствует в «Актобе»?

– Виталий чувствует себя замечательно. Он в городе, где футбол любят всем сердцем, он в команде, где главный тренер ему полностью доверяет. Что может быть лучше? На самом деле, я не могу назвать Волкова клиентом, у нас даже с ним контракта нет, все на доверии. Мы дружим уже более 16 лет, а это дорогого стоит.

– Благодаря чему ему удается находиться в отличной форме в свои годы?

– Сколько я его знаю, он всю свою футбольную карьеру был и остается до мозга костей профессионалом. Он – настоящий пример для подрастающего поколения. Виталик может позволить себе маленькую бутылочку пива, и то по праздникам, настоящий «режимщик». Уверен, он так и до 40 доиграет, вот увидите.

«Не думаю, что признать «Актобе» банкротом – хорошая идея»

– У «Актобе» большие финансовые проблемы. Сказывается ли это на вашем клиенте?

– Абсолютно не сказывается. Для Виталия финансовый вопрос был всегда на втором плане. Естественно, он важен, но любовь к футболу у него еще с детства была на первом месте. Так что он никогда не жаловался, что, мол, зарплату не платят. Тем более, насколько я знаю, те футболисты, которые пришли в начале этого сезона, получают зарплату исправно.

– По вашему мнению, как Самату Смакову спасти клуб?

– Тяжело сказать, так как не владею всеми нюансами, которые происходят в клубе. Не думаю, что сняться с чемпионата и признать клуб банкротом – хорошая идея. Многие злопыхатели только на это и намекают, и этого, соответственно, ждут. Здесь, как мне кажется, нужно всеми силами искать спонсоров и двигаться дальше. Смаков, обладая своим авторитетом, думаю, с этим справится. Не сегодня, так завтра.

Виталий Волков и Рустам Раджабов дружат и сотрудничают 16 лет

Виталий Волков и Рустам Раджабов дружат и сотрудничают 16 лет

– Является ли вашим клиентом Кирилл Ковальчук? Если да, то расскажите, как его карьера складывается сейчас и имеется ли перед ним задолженность в «Ордабасы»?

– Кирилл давно уже не мой клиент. Я долгое время вел его старшего брата Сергея, вплоть до завершения карьеры. Что касается Ковальчука-младшего, то я с ним не так давно общался. Действительно, задолженность есть, правда, не совсем помню за какой период ребята не получают зарплату. Что-то около 4-5 месяцев, если не ошибаюсь.

– Султан Абилгазы – новое имя для казахстанского футбола. Сейчас этот игрок вызывается в молодежную сборную Казахстана, хотя совсем недавно о нем знали немногие специалисты. Где вы заметили этого игрока и какие у него перспективы?

– Когда я работал в «Окжетпесе», Владимир Муханов часто подтягивал молодых ребят из дубля, среди них был и Султан. Из всей молодежи именно он сразу бросился в глаза своей не по годам зрелой игрой. Верховые единоборства – это конек Абилгазы. Если посмотреть статистику выигранных им верховых единоборств, то мало кто может с ним соперничать в этом компоненте. Также у него достаточно неплохое начало атаки. Естественно, ему еще много нужно работать над собой, чтобы вырасти в твердого игрока основы клуба и замахнуться на попадание в национальную команду, как это было в случае с Сашей Марочкиным. Если все это ему удастся, то, без сомнения, он сможет принести огромную пользу не только клубу, но и национальной дружине.

«Куат на 3 головы сильнее Жукова»

– Сборная Казахстана стартовала в Лиге наций. Почему игры с Грузией и Андоррой сложились столь неудачно?

– Я как раз был уверен в обратном. Мне казалось, что казахстанцы без особых проблем разделают как сборную Грузии, так и Андорру. Но, опять же, здесь я могу только прогнозировать, а находиться в команде и знать, кто как готов к игре и в каком состоянии находится тот или иной футболист, это уже совсем другое. Видимо, тренерский штаб допустил какие-то упущения.

– Когда-нибудь сборная Казахстана будет радовать болельщиков? В чем причина проблем нашей национальной команды на протяжении уже многих лет?

– Нужно копать глубже. Все начинается с инфраструктуры и заканчивается детским футболом. Сейчас объясню, почему. Во-первых, инфраструктура была самой основной проблемой в Казахстане. Когда я приехал впервые в вашу страну, то у меня было ощущение, что я вернулся назад в середину 90-х. «Астаны» и «Кайрата» это, естественно, не касается, у них все налажено, также «Тобол» движется в правильном направлении. Реконструкция стадиона и демонтаж футбольного поля оказались очень кстати, тем более в конце сезона должен открыться еще и манеж. Что касается остальных клубов, то они в этом плане отстали прилично, к сожалению. Пока не будет улучшена инфраструктура, пока не будут построены детские футбольные центры со всеми необходимыми условиями, результата не будет. Все эти моменты непосредственно выливаются как раз на национальную сборную. В «Кайрате» в этом плане все на высшем уровне, как, например, в российском «Краснодаре». Могу сказать больше: я был на базах обоих клубов и мне больше понравились условия для команд мастеров и детской школы именно в Алматы. Кто-то скажет, что Кайрат Боранбаев может себе позволить создать для клуба такие условия, учитывая финансовую составляющую, но давайте приведем в пример «Актобе» времен Неко, Давыдова, Антонова, Данило, Пизелли и т.д. Большинство футболистов того времени получали заработную плату в размере от 50 до 80 тысяч долларов США в месяц без учета налоговых сборов. Бюджет клуба был просто сумасшедший! А если все поставить рационально и по уму, распределить все финансы грамотно, то можно было бы и в ту же инфраструктуру вложиться, построить детские центры и создать команду из качественных футболистов, способных бороться за чемпионство, но с более или менее адекватными финансовыми условиями. Видимо, в то время руководство клуба преследовало совсем другие цели.

– В 2016 году вы говорили, что ныне выступающий за «Кайрат» Георгий Жуков никогда не будет играть за сборную Казахстана. На деле же оказалось иначе...

– Бывает такое, что другого выхода у человека просто нет. Я ошибся, и могу сказать почему. Когда Георгий был в Астане, он выглядел очень уверенно и приносил много пользы клубу, потом у него был вояж в голландскую «Роду», где он в принципе играл довольно неплохо, но в российском «Урале» парень просто потух и остановился в развитии, можно сказать, забуксовал. Не вижу у него прогресса и в Алматы, тот же Куат (полузащитник ФК «Кайрат» – Прим. ред.) на три головы сильнее его. Отсюда и вывод – другого выбора у него не было, но хорошо, что вариант со сборной Казахстана остался, а то получилось бы как в известной поговорке про двух зайцев.

«В «Окжетпесе» мы создали очень интересную команду»

– Вообще, в чем причина всех бед казахстанского футбола? В коррупции?

– Основные причины я уже назвал выше, но и коррупцию тоже никто не отменял. Коррупция есть в любых областях, будь то футбол, хоккей или баскетбол. Но не нужно делать уклон именно на спорт. В той же сфере образования или в сфере медицины коррумпированность развита ничуть не меньше.

– Вам когда-нибудь предлагали взятки, откаты?

– Предлагали, и не раз. Даже приведу пример времен моей работы в «Окжетпесе». Тогда ко мне обращались многие агенты с предложением взять именно их футболистов за определенный откат. И параллельно другие агенты предлагали более сильных футболистов, но уже без каких-либо взяток. Естественно, я всегда предлагал главному тренеру более сильных игроков на выбор, ведь на кону стояла не только моя репутация, но и репутация клуба. Как я потом смотрел бы в глаза тем же болельщикам, если бы привел в команду всякий шлак, при этом набив карманы? Деньги решают многое в наше время, но не все. Честь и мораль еще никто не отменял.

– Расскажите об опыте работы в «Окжетпесе». Что не получилось и какие были успехи?

– Опыт я получил колоссальный! Он мне помогает в работе и по сей день. Я считаю, что мы создали очень интересную команду, пригласили на тот момент самого титулованного и лучшего тренера в Казахстане. Вкупе ко всему нас курировал самый футбольный аким Сергей Витальевич Кулагин. Отсюда и результат: в 2015 году команда уверенно закрепилась в премьер-лиге после первого дивизиона, в «Окжетпес» пришел известный футболист Дима Сычев, который внес свою лепту в развитие клуба, также был приглашен из борисовского БАТЭ Александр Павлов, который провел в этом клубе не один год. В следующем же сезоне команда и вовсе показала свой лучший результат за все годы существования клуба, заняв 5-ю позицию и немного не дотянув до еврокубковой зоны. Не сказал бы, что и в 2017 году у нас что-то не получилось. Конечно, не пошло на пользу, что состав обновился больше чем наполовину, но все-таки на старте сезона мы набирали очки, хоть давались они нам с трудом. Мы отыграли не так много матчей в начале того сезона, после чего поменялось руководство области и изменилась жизнь клуба в целом. (В марте 2017 года Сергей Витальевич Кулагин освобожден от должности акима Акмолинской области. – Прим. ред.).

При Раджабове в «Окжетпес» перешел звездный российский форвард Дмитрий Сычев

При Раджабове в «Окжетпес» перешел звездный российский форвард Дмитрий Сычев

– Почему вы покинули клуб?

– Меня приглашал на тот момент директор клуба Николай Панин, который сейчас трудится в костанайском «Тоболе» и занимает там аналогичную должность. Сперва Николай Борисович подписал заявление об увольнении, следом я, хотя мне сказали: «Не торопись, мы тебя не увольняем». Но я не мог поступить иначе, ведь мы вместе пришли, вместе и должны были уйти.

– Сколько денег лично вам принесла эта должность?

– У меня были зарплата и премии за выигранные матчи, вот на эти деньги я и жил. Отложить ничего не получилось (улыбается).

– У нас есть информация, что переговоры с «Кайратом» вел Роман Павлюченко. На данный момент, у этого футболиста есть варианты продолжения карьеры в Казахстане?

– У Ромы нет предложений ни из Казахстана, ни из какой-либо другой страны постсоветского пространства. Павлюченко ясно дал понять, что хочет быть рядом с домом. Тем более у него не так давно родилась третья дочка. В свое время я лично предлагал ему вариант переезда в турецкую суперлигу, тогда в его услугах был заинтересован «Антальяспор» и готов был подписать с ним контракт на очень выгодных условиях, но Рома решил остаться в России. Так что если где-то выйдет информация, мол, Павлюченко ведет переговоры с какой-либо командой, находящейся далеко от Москвы, это все «утки».

«Главное, чтобы в областных акиматах наконец поняли, что нужно вкладывать финансы не в дорогостоящих легионеров, а в будущее детей. Тогда-то мы и увидим плоды»

– Работа футбольным агентом для вас – осуществившаяся мечта?

– Как вам сказать... никогда не мечтал и не думал, что добьюсь чего-то именно в этом статусе. Судьба занесла меня в этот бизнес случайно. После того, как в 2005 году я окончательно завершил с футболом из-за травмы колена, не знал куда податься. Я поработал охранником на крупном объекте, после чего понял, что там я, по сути, начинаю деградировать, соответственно пришлось уйти. Дальше меня занесло в магазин одежды, был там консультантом. Но надолго там тоже не задержался, эта работа оказалась мне просто неинтересной. В то время, когда работал в магазине одежды, познакомился с известным агентом Алексеем Сафоновым, который меня и подтянул к себе в агентство и, по сути, подарил мне вторую жизнь, за что я ему по сей день благодарен.

– Вы уже заработали миллион долларов?

– Свой миллион я заработал уже давно, но не за одну сделку (улыбается).

– В каком городе вы живете?

– Я родился, вырос и живу в Москве, хотя и чувствую себя здесь не очень комфортно. Когда я жил в небольшом Кокшетау, мне было гораздо комфортнее, весь город вдоль и поперек можно было обойти пешком. И народ там простой и приветливый, в отличие от Москвы. Я сам по себе такой же, так что для меня это было очень важно.

– На каком автомобиле ездите?

– Я езжу на общественном транспорте. Машина в Москве не очень актуальна, так как пробки просто ужасные. До самого центра столицы на метро мне добираться 20 минут, а на машине полтора-два часа, так что время для меня дороже, чем комфорт.

– Сколько денег в месяц вам нужно на жизнь?

– У меня есть родные и близкие мне люди, с которыми я также делю свой бюджет. Считаю это правильным, быть ответственным за близкого тебе человека. Но называть сумму я бы не стал, так как она очень сильно варьируется из месяца в месяц.

– Вы женаты? У вас есть дети?

– Я не женат и детей у меня пока нет, но есть девушка Анастасия, которая так же живет в Москве, как и я. У нее свой салон красоты, так что дама она занятая, но при этом мы стараемся находить время и часто путешествуем. Например, Новый год мы запланировали провести в Риме.

– Расскажите самую дикую и самую смешную истории из вашей футбольной или агентской деятельности.

– Таких историй много, все и не вспомнишь, но приходит на ум один интересный случай. В 2016 году на сборах в турецком Белеке мы проводили, если не ошибаюсь, второй УТС с «Окжетпесом». К нам на просмотр приехал африканец, по-моему, из Гвинеи. И в день его приезда у нас как раз была запланирована контрольная игра с харьковским «Металлистом», как говорится, прибыл с корабля на бал! Что самое интересное – у него в наличии была всего одна бутса черного цвета, просто вторая порвалась, а денег на новую пару у него попросту не было, так он не растерялся и принялся искать вторую бутсу у ребят! Коллектив у нас тогда подобрался топовый, и ребята быстро подобрали ему вторую пару, но другого цвета, и размер был чуть великоват. Парень вышел на поле в стартовом составе, на одной ноге черная бутса, на другой белая, и забил метров с 30 той самой бутсой, которую ему нашли наши ребята! В итоге мы выиграли 2:1, парень к нам в команду не попал, но в соцсетях я видел его футбольные фотки, где он по сей день играет в обуви разного цвета (улыбается).

– Кажется, что футбольных агентов не любят все: футболисты, болельщики, руководители клубов. В их глазах футбольный агент – это мошенник, который ничего не делает и зарабатывает миллионы. И я не знаю ни одного агента, которого бы не поливали грязью. Что можете ответить недоброжелателям?

– Я не соглашусь с вами касательно футболистов и руководителей. Не поливают грязью только тех, кто ничего не делает. Такая размытая реакция на агентов только у любителей. Нынешняя ситуация в футбольном мире без агентов практически не существует. Агент выполняет функции посредника как для клуба, так и для и родителей игрока, ведет диалог с футболистом. Иногда сделка полностью находится на плечах посредника. Могу привести два примера, в двух плоскостях:

1) Футбольный клуб хочет игрока, игрок является нашим клиентом, но второй клуб не может заплатить, например, 30 000 евро за его трансфер. Мы берем этот расход на себя, если считаем, что для нашего клиента эта сделка будет полезной в будущем.

2) Игрок стоит 15-20 миллионов евро, но клуб может заплатить 10, тогда мы ищем все варианты решения вопроса, чтобы клуб, который хочет 20 миллионов, согласился на 10 миллионов, и при этом все стороны остались бы довольны. Это тяжелейший труд, огромное количество перелетов, иногда переговоры длятся месяцами! Допустим, клуб из Китая хочет купить игрока из Бразилии и ты проводишь сутки в пути, чтобы провести переговоры. А когда у тебя десятки клиентов, приходится жить в самолете. Очень часто клубы, которые не могут договориться с футболистом, с семьей футболиста, или клуб с клубом, обращаются к нам, чтобы мы помогли закрыть все вопросы это нормальная практика.

– В завершение давайте поставим точку в главном вопросе на сегодняшний день: у казахстанского футбола есть будущее?

– Я считаю, что есть. Главное, чтобы в областных акиматах наконец поняли, что нужно вкладывать финансы не в дорогостоящих легионеров, а в будущее детей. Тогда-то мы и увидим плоды. А болельщикам и просто людям, которым небезразличен футбол, я желаю терпения и почаще приходить на стадионы семьями.

Источник: Prosports.kz Ошибка в тексте? Выделите и нажмите Ctrl+Enter
Комментарии
Ну, в общем он прав!
Ответить