Почему букмекерская контора Олимп спонсирует только российский спорт
Казахстанские спортивные организации испытывают дефицит в частных инвестициях. Известно, что основная масса клубов живет за счет локальных бюджетных средств и это выраженная проблема, поскольку, во-первых, спорт как бизнес не интересен крупным частным игрокам, во-вторых, госрегуляторы не создают должной финансово-хозяйственной атмосферы для прихода частных денег.
Только самые успешные казахстанские футбольные клубы сумели привлечь частные инвестиции (в том числе, одного международного букмекера). Другие же дорогостоящие проекты полностью содержатся на народные деньги, в то время как основанные в Казахстане букмекерские бренды спонсируют спорт России.
Изначально лицензию на букмекерскую деятельность Олимп получил в Казахстане в 2007 году, следовательно, и свою деятельность букмекер начал в стране Великой Степи. Затем, в период финансового подъема, крупнейший отечественный букмекер начал уходить на рынки СНГ – происходило это разными путями. Основной принцип – холодный спонсорский расчет.
В середине мая этого года, Букмекерская контора Олимп стала спонсором гандбольного клуба «Спартак». Спонсорское соглашение с московским клубом включает в себя не только финансовую поддержку, но и организацию интерактивных мероприятий. Взамен букмекер получит рекламную поддержку от клуба, и вероятно они разместят на своей форме логотип компании. Также Олимп является титульным спонсором Кубка России по футболу, контракт стороны подписали на три года, начиная с сезона 2017/2018 турнир стал носить название «Олимп Кубок России по футболу».
Годом ранее БК Олимп стал спонсором российской Премьер-лиги, а так же приобрела пакеты рекламных возможностей, что позволило букмекеру выйти на широкую аудиторию. Такие действия Олимпа носят исключительно коммерческий характер: чтобы захватить аудиторию, нужно вложить деньги. Пресс-служба «Олимпа» ранее отмечала, что они воспользовались хорошей возможностью заявить о себе на новом уровне и работают на имидж компании. Список можно продолжать – это и спонсорство Суперкубка России по футболу и также поддержка киберспортивной федерации.
Принцип работы спонсорского соглашения между букмекером и клубом для российского спортивного рынка не инновация. Такой механизм сотрудничества был проработан Россией еще два года назад. Задача государства проста: букмекерским конторам позволили выйти на легальный рынок онлайн ставок, присвоив лицензию ФНС – но сделали это не в миротворческих соображениях, а обязали букмекеров оказывать спонсорскую помощь российскому спорту. При этом букмекерские конторы не имеют целевого сектора и могут спонсировать любой вид спорта. Контроль за этим осуществляется тщательный. Представитель Федеральной налоговой службы РФ Михаил Краснов публично осудил 18 линцензированных букмекеров, за отсутствие финансовой поддержки спорта.
Такой аналогии в Казахстане нет – букмекерским конторам не запрещают вливать деньги в спорт, но при этом и не обязывают. Так, по данным ассоциации букмекеров Казахстана, деятельность контор ежегодно покрывает налогов на сумму более 4 миллиардов тенге – и, по всей видимости, правительству этого хватает – раз не были созданы консервативные условия, обязывающие букмекерские компании спонсировать спортивную отрасль.
Сейчас это происходит на добровольной основе: БК "Гол+Пас" с 2018 года является новым генеральным партнером Казахстанской федерации футбола. Мотивировано соглашение развитием, как футбола, так и бизнеса. БК Олимп, например, спонсирует трансляции Чемпионата Европы и Английской премьер-лиги на казахстанском телевидении.
Представители КФФ и букмекерской конторы "Гол+Пас" встретились для подписания договора о сотрудничестве
Вероятнее всего, спортивные клубы смогут постепенно замещать бюджетные средства частными лишь после ряда перестановок, которые должны инициировать регуляторы. А пока, казахстанские букмекеры будут и дальше вливать средства в российские спортивные организации – и делается это для того, чтобы иметь возможность выйти на новый потребительский рынок.
Конечно, тяжело осуждать букмекерские конторы, а винить их в коммерческом интересе тем более. Спонсирование букмекерами начало популяризировать лишь недавно, поскольку эта отрасль проходила долгий период отрицаний – так, британские букмекеры (William Hill) стали первооткрывателями в области спонсирования спортивных клубов, и начали открываться деятельности лишь в 2014-2015 годах. Ранее азартная сфера деятельности шла порознь со спортивным менталитетом.
Сейчас, с приходом понимания, что большой спорт и коммерция понятия из одной системы координат – интерес клубов к средствам от букмекеров увеличился. Казахстанский спорт имеет большой потенциал, ведь с приходом частных средств, при правильной политике менеджмента букмекер получит не только рекламу, но и дивиденды от результатов.
Но пока диверсификация букмекерского бизнеса путем рекламы, единственная мотивация вложения средств в продвижение спорта: одно дело, когда букмекер повышает градус интереса к спорту, другое – когда он дает толчок к развитию. Поэтому самым целесообразным выходом из этой ситуации было бы создания специальных законодательных поправок, в рамках которых букмекеров бы так же обязали спонсировать профессиональный спорт, другого выхода из ситуации нет.