Элизабет Турсынбаева: Мне нужно хорошо откатать программы
Казахстанская фигуристка в интервью Prosports.kz рассказывает о задачах на Олимпиаду и планах на будущее.
– Элизабет, мы уже разговаривали с твоим отцом на эту тему, но теперь хочется услышать тебя. Что нужно, чтобы фигурное катание начало прогрессировать в Казахстане?
– В стране много ледовых арен, но все они сданы под массовое катание. Возможно, здесь недостаточно льда. Не хватает тренеров. Многое зависит от самих детей – хотят ли они кататься, от родительской поддержки. В России, к примеру, ледовые дворцы полностью отданы для фигурного катания, для тренировок. В Казахстане же все отдано под массовое катание или еще под что-то.
– В России есть Федерация фигурного катания.
– Да, точно. Нам нужна Федерация фигурного катания!
Байтак Турсынбаев: В Алматы есть Федерация фигурного катания, но это местная федерация, городская. На данный момент есть Федерация конькобежного спорта. До этого президентом был Крылов, и большая работа велась по конькобежному спорту. Помощь была для фигуристов – бронировали отели. 14 декабря 2017 года прошло собрание. Болат Жамишев был избран новым президентом Национальной федерации конькобежцев Казахстана. Фигурное катание как вид спорта перевели из дирекции штата национальных команд в НОК (Национальный олимпийский комитет). Изменения мы уже чувствуем. Теперь будет так, как везде. Национальный союз конькобежцев Казахстана будет развиваться. Скажем так: пришли серьезные люди, которые заинтересованы. Фигурное катание в стране есть, оно развивается, пусть не такими семимильными шагами, но уже есть свои фигуристы. Мое мнение: нужны энтузиасты, которые могут вытащить этот вид спорта на новый уровень.
Элизабет: Я готова помогать тоже в этом, потому что у меня есть большой опыт. Я тренировалась со многими специалистами. Я знаю, что такое подготовка, знаю все азы. Возможно, в будущем я могла бы этим заниматься и помогать здесь спортсменам.
– После Сочи-2014 был зафиксирован всплеск желающих заниматься фигурным катанием. Представляешь, что произойдет, если ты выиграешь олимпийскую медаль?
– О, да! Думаю, это уже началось. Я вижу, как многие спортсмены уезжают за границу тренироваться, у них есть мотивация расти.
Падишахан Султаналиева: Как только Лиза вышла на мировой уровень, она завоевывала квоты на Гран-при. Сейчас Лиза принесла стране две лицензии на Олимпиаду. Для многих это стимул заниматься фигурным катанием. От Казахстана ведь кто-то может поехать на Олимпиаду. Такое происходит в истории Казахстана в первый раз, это уже случилось! Для этого нужно очень много работать и не быть ущемленными. Нужно говорить самому себе: я ничем не хуже, я могу подняться. И нельзя сдаваться. Мелкие неприятности, как болезнь или травма, – это у каждого фигуриста, как у нас сейчас.
– Элизабет, какие у тебя отношения с Айзой Мамбековой?
– Мы дружим, она очень хорошая девочка. У нее тоже есть опыт, она выступала на международной арене. Она уверена в своих силах.
– Ты считаешь ее своим конкурентом?
– (пауза). Она старается, развивается.
P.S. Мы обрадовались, когда ей досталась вторая лицензия. Мы ее очень любим, она у нас добрая, хорошая. Она всегда катается под казахскую музыку. Мне это очень нравится.
Элизабет: Она и меня поддерживает. Я всегда рада видеть ее, когда мы пересекаемся на соревнованиях.
– Олимпийские игры – это совершенно другая среда. Звезды могут разваливаться, а те, на кого не ставили и не обращали внимания, достигают максимума. Можешь реально оценить свои шансы на Олимпиаде?
– Я не смотрю на звезд. Мне нужно хорошо откатать программы. Олимпиада – радостное событие для всех атлетов. Для меня это будет большой опыт.
– В прошлом году на Гран-при Франции по оценкам ты преодолела порог в 200 баллов. Насколько это важное событие в твоей жизни в преддверии Олимпийских игр в Пхенчхане?
– Я была безумно рада, что у меня получилось хорошо откатать программу. Я получила высокие баллы и считаю, что это была заслуженная оценка. Фигурное катание – особый вид спорта, это не борьба и не бокс. Форму набирать здесь намного сложнее. Это очень долгий процесс, в который включены многие факторы: начиная от того, как ты спишь, и заканчивая тем, как ты тренируешься. Надеюсь, когда я залечу травму после Олимпиады, я смогу более серьезно работать, не отвлекаясь на боли.
– И тогда все медали Олимпиады впереди?
– Да (смеется).