Вундеркинд казахстанского гольфа
2017-й год для казахстанских спортсменов выдался довольно успешным и богатым на победы. В почетном списке героев минувшего года особое место, безусловно, занимает казахстанский гольфист Даулет Тулеубаев.
Так, прошлым летом Тулеубаев выиграл квалификационный турнир самого престижного любительского турнира по гольфу – U.S. Amateur и пробился в финальный раунд, став первым в истории гольфистом из СНГ, которому это удалось.
А в конце 2017-го Даулет был приглашен в команду Стэнфордского университета, за которую в свое время выступал знаменитый Тайгер Вудс. Отметим, что за право пригласить к себе казахстанского вундеркинда боролись ведущие университеты США: Принстонский, Гарвардский, университет Дьюка и еще с десяток учебных заведений. Но сам спортсмен остановил свой выбор на Стэнфорде и теперь будет представлять этот университет в соревнованиях Национальной ассоциации студенческого спорта (NCAA).
В эксклюзивном интервью «PROСПОРТ» Даулет Тулеубаев подвел итоги прошлого года, рассказал, почему выбрал именно Стэнфордский университет, и раскрыл некоторые детали своей подготовки.
– Даулет, какие ощущения остались от прошлого соревновательного сезона, как оцените его в целом?
– Я удовлетворен результатами, хотя испытывал чувство усталости по его завершении. Устал физически и морально, год был очень тяжелый. Главное – все цели, которые я перед собой ставил, были достигнуты.
– Например?
– Были как определенные турнирные задачи, так и долгосрочные цели, которые ставлю перед собой каждый год – профессиональный рост, повышение уровня мастерства. Когда растешь профессионально, ты чувствуешь это внутренне, скажем так, есть определенные индикаторы.
– Турнирные результаты можно отнести к таким индикаторам?
– У гольфистов есть специальный термин, которым называют твой лучший результат, показанный на турнире, – лоу-скор. В гольфе чем меньше у тебя скор, тем лучше. И в этом плане 2017-й год был для меня очень показательным, я два раза сумел улучшить лоу-скор. Например, в заключительный день на турнире Alameda Commuters Tournament показал минус девять, это был мой самый низкий скор, а на турнире USGA я улучшил свой показатель – минус десять. Это существенный сдвиг в моих результатах, который говорит, что на важных соревнованиях, а не только на тренировке или разминке, я могу показывать серьезные результаты.
– Сколько турниров вы сыграли в прошлом году и с какими результатами?
– Я сыграл 15 основных турниров. Из них девять из серии AJGA (American Junior Golf Association), почти все эти турниры, за исключением одного, серии Invitation. Это турниры, на которые организаторы сами приглашают 75 лучших игроков, и ты должен соответствовать определенному рейтингу. Также я сыграл три турнира серии USGA (United States Golf Association) и три турнира среди взрослых категории Amateur Golf. Плюс я выступал в турнирах школьной лиги. С прошлого года я учусь в Калифорнии в школе Harker. Эта школа участвует в лиге North California (NorCal), в которой соревнуются свыше 1500 школ. И в прошлом году школа Harker впервые выиграла эту лигу, а я получил награду лучшего игрока лиги. Я очень доволен, что помог своей школе добиться этой победы. Если говорить о турнирах AJGA, скажу, что это основная юниорская лига в мире, в которой выступают все ведущие юниоры. Все самые известные гольфисты, начиная с Тайгера Вудса, прошли через эту лигу. Я сыграл девять турниров этой лиги, два раза был в топ-5 и дважды в топ-10. Благодаря этим выступлениям я вошел в десятку лучших рейтинга Junior Scoreboard.
– Какой из этих стартов вы бы отметили особо?
– Наиболее рейтинговые турниры в мире – это серия PGA (Professional Golf Association). Эта организация проводит свой юниорский чемпионат, который называется Junior PGA Championship. Чтобы в нем участвовать, нужно пройти квалификацию либо занимать высокое место в рейтинге, чтобы тебя пригласили. Я выступал там по приглашению. Турнир проходит четыре дня, по их итогам я занял четвертое место. После третьего раунда я шел вторым, но в последний день у меня игра не совсем сложилась. Но четвертое место, считаю, тоже хорошо, завершил турнир с результатом минус 15. Junior PGA Championship является юниорским аналогом мейджора.
Также я занял второе место в AJGA Greenhorn Creek, в таких крупных турнирах, как Polo Classic, Taylor Made-adidas, Players, я тоже неплохо сыграл, был в десятке либо рядом.
Удачно для меня сложились и выступления в USGA (United States Golf Association). Эта организация проводит US Open среди взрослых, в финал которого я стараюсь попасть последние пару лет. В 2017 году я был наиболее близок к этой задаче: попал в группу Alternatives, мне не хватило одного очка, чтобы пройти в следующую серию Sectional. Alternatives означает, что если кто-то из прошедших в следующую стадию игроков не приезжает, то его может заменить участник из альтернативного списка. Но в этот раз все приехали, и у меня не получилось попасть.
– Но самого громкого результата вам удалось достичь, победив в квалификации U.S. Amateur...
– В первый день я сыграл минус десять, это был мой лучший скор. Второй раунд сыграл через полчаса с результатом минус пять. Потом я участвовал в финальной стадии, но там у меня не совсем сложилось так, как мы хотели. Позже проанализировали мое выступление и поняли, что основная моя ошибка была тактическая. Я играл очень агрессивно, хотя первые два раунда нужно было, наоборот, сыграть более консервативно, чтобы пройти в плей-офф. Мы поняли, что на таких турнирах чем ближе ты пытаешься атаковать флаг, тем больше риска. В силу своего возраста я сыграл агрессивно. В этом есть и плюсы, хотя я за это немного поплатился. Но в целом было здорово прочувствовать эту атмосферу, увидеть флаг Казахстана на этих соревнованиях.
Даулет Тулеубаев с легендарным капитаном, членом Зала Славы и главным тренером гольф-команды Стэнфорда Конрадом Рэем (слева) и ассистентом главного тренера Райаном Джеймисоном
– И год завершился для вас приглашением в команду престижного Стэнфордского университета.
– Это одно из моих основных достижений в прошлом году. Мне нужно было определиться, в какой университет я пойду. Для меня это было важно. На сегодняшний день я являюсь юниором, а юниорские турниры по рейтингу WAGR, к сожалению, относятся в основном к категориям C, D, B. За них дают меньше очков. Юниоры не могут участвовать в студенческих соревнованиях, пока не станут студентами вуза. А многие студенческие турниры относятся к категории А, и рейтинговые очки, которые ты там зарабатываешь, намного выше. Кроме того, важно попасть в сильную студенческую команду, которая имеет возможность участвовать в самых крупных и серьезных соревнованиях. Также я хочу совмещать учебу с гольфом, и с этой целью в прошлом году я перевелся в школу Harker, чтобы быть ближе к Стэнфордскому университету. Обучаясь в этой школе, я совмещаю учебу и спортивную деятельность. У меня высокие оценки в школе, потому что, когда ты поступаешь в серьезный университет, несмотря на твои спортивные достижения, оценки также играют важную роль. Исходя из моих оценок и успехов в гольфе, я получил приглашения от Принстона, Гарварда, университета Дьюка, университета Беркли и еще порядка 20 вузов. Многие из них предлагали полную оплату моего обучения, только бы я играл за них. Но я с самого начала мечтал попасть в команду Стэнфорда. Этот университет дает уникальную комбинацию образования и спорта. Стэнфорд выслал свое приглашение одним из последних, и я дал положительный ответ. Весь прошлый год поэтому и вышел напряженным: нужно было играть и играть, показывать результаты. Поэтому я очень доволен тем, что попал в эту команду.
– Кто вам помогает и поддерживает?
– Моя семья. Она моя команда поддержки. Основная нагрузка во время подготовки к соревнованиям и непосредственного участия в них ложится на плечи моей мамы Светланы. Она ездит со мной на все турниры, организовывает весь процесс – от заселения в гостиницу до тренировочного процесса и питания. Она мой основной менеджер и главный помощник. Кроме того, у меня есть старшая сестра Асель, она работает в Нью-Йорке. Она также помогает мне – бронирует билеты и гостиницы во время соревнований. Финансовой частью занимается мой папа Максат, иногда он также приезжает на турниры. Поэтому я говорю, что моя команда – это моя семья. За ведущими гольфистами обычно ходит целая команда из 5-6 человек – тренер, родители, фитнес-специалист, психолог. У меня такой возможности нет, но я и не жалуюсь. Без поддержки моей семьи мне было бы очень тяжело.
– А кто тренирует вас?
– Постоянного тренера у меня нет. Но раз в полтора-два месяца я езжу к известному специалисту Бутчу Хармону, который меня готовит. Ездить чаще не получается из-за учебы.
– Поддерживает ли вас Казахстанская федерация гольфа?
– С самого момента, как я начал играть, федерация меня поддерживала и поддерживает. Она способствовала моему участию в Challenge Tour и European Tour. Но, к сожалению, в последние два года у меня не получается приехать на Kazakhstan Open Challenge Tour из-за учебы. Я сильно переживаю из-за этого. Может быть, в этом году получится сыграть на European Challenge Tour, я чувствую ответственность перед федерацией, перед гольф-сообществом Казахстана. У меня постоянный контакт с руководством нашей федерации, большое им спасибо за поддержку. Пользуясь случаем, я хотел бы поблагодарить всех гольфистов Казахстана и болельщиков, которые следят за моими выступлениями и постоянно пишут слова поддержки в социальных сетях. Для меня эта поддержка очень важна.
– Даулет, почему вы выбрали именно гольф и кто вас привел в этот спорт?
– В гольф меня привел папа, который сам немного играл. А получилось все так. Моя старшая сестра Асель поехала на летние каникулы в Испанию, попрактиковаться в испанском языке. Моя сестра, кстати, свободно говорит на шести языках. Мы поехали все вместе, мне было 7-8 лет. Между гостиницей, где мы жили, и школой, в которой училась сестра, были поле для гольфа и гольф-магазин. Я все время туда заходил и в итоге купил себе детские клюшки. Когда мы вернулись домой, я пришел на гольф-поле, где играл мой папа. В тот день на поле как раз находился Серик Султангалиев (вице-президент Федерации гольфа РК). Он увидел меня и поинтересовался у папы, каким видом спорта я занимался. Папа ответил, что только шахматами, и Серик Султангалиевич тут же отреагировал: «Если он хорошо играет в шахматы, то и гольфист из него получится тоже хороший». С первого дня меня стал тренировать Константин Лифанов, так все и началось.
– С 2016 года гольф вошел в программу Олимпийских игр. Есть ли у вас цель выступить на Олимпиаде в Токио?
– Учитывая, что я буду учиться в Стэнфордском университете, возможностей для подготовки к Олимпиаде у меня больше. Команда Стэнфорда участвует во всех крупных турнирах, что дает мне возможность улучшать свой рейтинг. Вообще, существует два рейтинга для гольфистов: WAGR (World Amateur Golf Rating) и OGR (Official Golf Ranking). На Олимпиаду отбирают по рейтингу OGR. Перед Олимпиадой в Рио-де-Жанейро я понимал, что еще не готов играть на таком уровне в силу неопытности, да и по рейтингу не проходил. Но сейчас, я думаю, есть и время, и возможности хорошо подготовиться к Олимпиаде.