Б.Турсынбаев: Огромная честь представлять Казахстан на Олимпиаде
Отец казахстанской фигуристки Элизабет Турсынбаевой в эксклюзивном интервью Prosports.kz рассказывает о нелегких временах становлении юной звезды, знакомстве с Брайаном Орсером и Этери Тутберидзе, а также указывает на путь развития фигурного катания в Казахстане.
- Вы получили образование юриста, но в Москве работали бизнесменом. Образование помогло вам?
- Естественно. Я учился, когда существовал еще Советский Союз. Был сильнейший преподавательский состав. Все выпускники ВУЗа сейчас работают в престижных компаниях, достигли определенных высот. Практически все – известные люди Казахстана. В бизнесе всегда полезно иметь хорошую базу и знания. Именно это мне помогло развиваться в Москве в качестве бизнесмена, - рассказывает Байтак Турсынбаев.
- В те времена процветал рэкет, да и сама Россия и уж тем более Москва славились криминалом. Насколько опасным было то время, когда родилась Лиза?
- Непростой период в истории России. Было очень сложно. Но мне повезло, у нас сильная семья, команда друзей-единомышленников. Все сложности преодолевались сообща.
- Как проходило воспитание и формирование Элизабет, дабы уберечь ее от негативного влияния?
- Москва – огромный мегаполис с обилием соблазнов. На наших глазах многие семьи не выдерживали. Всякое случалось. В первую очередь мы сами должны были быть примером для детей. Много работали и в тоже время понимали, как важно детям дать в Москве хорошее образование, научить ремеслу, предоставить точки опоры, чтобы в жизни они могли реализовать себя. Отдали Лизу в музыкальную школу, в спорт, при этом она еще отлично училась.
-Просмотр фильма «Клеопатра» в роддоме повлиял на имя вашей дочери. Почему ваша супруга так часто смотрела именно этот фильм?
- Моя супруга Падишахан очень любит исторические фильмы. Где-то в подсознании она мечтала, чтобы дочь стала такой же сильной и успешной. Имя определяет судьбу человека. Мы хотели, чтобы наши дети добились высоких результатов в жизни.
- Почему именно фигурное катание было выбрано как решение проблем со здоровьем Лизы?
- Лиза в детстве очень много болела. Было даже такое время, что отправляли ее к родственникам на целый год. В это время сына Тимура отдали в школу фигурного катания. Когда уже Лизу забрали, решили отдать ее также в эту школу. Было сложно, с первого раза не брали, т.к. детей, желающих кататься, было очень много. Но мы верили в свою дочь, насколько она сильная, трудолюбивая и целеустремленная. И когда второй раз ее выгнали, пришлось идти к первому тренеру (смеется). Просили хотя бы временно потренировать дочь. Тренер брала с нас расписки, что если отчислит Лизу, то мы не будем иметь претензии. Но за три месяца тренеры разглядели потенциал, оставив ее в секции. Далее она была определена в спортивную группу и впоследствии стала одним из лидеров.
- Можете назвать один из переломных моментов в карьере дочери?
- Август 2005 года. Забирал ее от родственников, и она мне на чистом казахском уже говорит: «Папа, больше не оставляй меня надолго. Я хочу с вами в Москве жить и буду делать все, что хотите». Возможно, тот проведенный год в деревне в горах в сложных условиях поспособствовал ее развитию. На каток она уже выходила как на праздник. И у нее все получилось. Лиза сама по себе маленькая, и в группе была самой маленькой (улыбается). Ирина Борисова Страхова (детский тренер) всех строила по росту. Лиза, как вы понимаете, была последней (улыбается). Ей часто кричали: «Элизабет, на место!». А она стояла и молчала. Может, на самом деле за год забыла русский язык (смеется). Тренер берет Лизу за руку и отводит в конец ряда. Как только Ирина Борисовна проходит половину дороги в обратном направлении, Лиза начинает бежать в самое начало. И так несколько раз. И вы знаете, Лиза отвоевала первое место (улыбается). Хватка лидера дала о себе знать. А мы боялись, что опять выгонят ее. Лиза - единственная девочка с той секции, которая сейчас выступает на международном уровне. Когда проездом находимся в Москве, то нас всегда встречают, принимают, причем все тренеры, с которыми мы работали. Это все отголоски успешных 8 лет, проведенных в Москве.
- Как проходил процесс перехода в казахстанское фигурное катание?
- Когда она тренировалась в Москве, я уже на тот момент возил Тимура на казахстанские соревнования. В 9 лет он выиграл республиканский турнир. Затем и Лиза подтянулась. Участвовали на Спартакиаде, в Кубке Казахстана. Побывали в разных городах на детских турнирах. Помню, один раз Лиза заняла второе место. Но мы не стали разбираться (улыбается). Второе, так второе. У нас была цель, чтобы дети знали Казахстан.
- Власти Кызылординской области сразу обратили на вас свое внимание?
- В 2013 году Лиза в официальном турнире стала чемпионкой Москвы. И ее включили в сборную города, а затем России. На тот момент ее тренером была Этери Георгиевна Тутберидзе. Это один из сильнейших тренеров современности. Мы прошли ее школу, которая тоже сыграла важную роль в становлении Элизабет. В это же время мне поступило предложение поработать в Астане. Был период, когда мне нужно было часто жить в Казахстане. В то время на должность председателя агентства по делам спорта и физической культуры РК был назначен Ерлан Кожагапанов. Нам было предложено перейти в сборную Казахстана. Ерлан Токтарханович помог в поисках спонсора и всячески нам помогал. Были шансы и в России, учитывая лидерские качества Лизы, но мы решили выступать за свою страну. Начались переговоры с федерациями и школами, чтобы никто не остался обиженным. Нам предоставили возможность тренироваться в Канаде.
Огромную роль в переходе сыграл и аким Кызылординской области Кушербаев Крымбек Елеуович.
- Что можете сказать о Кожагапанове, который потом возглавлял республиканскую федерацию футбола?
- Я считаю, Кожагапанов – сильным менеджер. Он болеет за спорт. О нем могу сказать только положительное. Образованный человек, работал на разных должностях. У меня были сомнения с переходом Лизы из России, ведь там все складывалось для нее удачно. Мы переживали, найдутся ли спонсоры, и Кожагапанов в этом деле нам помог. Душой мы хотели выступать за Казахстан. Но вы должны понимать, насколько фигурное катание – затратный вид спорта. Недавно прочитал о его назначении на должность вице-министра культуры и спорта. Рад этой новости, поздравляю его с новым назначением. Он многое сделал для казахстанского спорта и еще сделает.
- Все же насколько дорогостоящее удовольствие – заниматься фигурным катанием?
- Все первые соревнования, переезды – все было за свой собственный счет. Лететь с двумя детьми – большие затраты, с учетом сколько соревнований проходило за год в Москве и Казахстане. Вообще, все зимние виды спорта дорогостоящие. Когда видишь успехи детей, то уже ничего не жалко. Каждый год новые программы, новые костюмы. У меня было несколько машин, и было такое время, когда приходилось их продавать, чтобы платить. Весь спорт был на шее родителей. Многие талантливые дети по этой причине уходили из фигурного катания, просто было очень затратно тренироваться дальше. Проблем всегда хватает: нужно искать хороший лед для тренировок, большой спорт – это всегда травмы и болячки. Постоянно носим с собой медицинские аппараты. Это большая комплексная работа, в которой участвует государство, тренеры, родители и сама Элизабет.
- С какими проблемами вам приходилось еще сталкиваться на пути становления дочери?
- В мае 2013 года Лиза была травмирована. Помню до сих пор, как со спортшколы нас увозила карета скорой помощи. После лечения решили выступать за Казахстан.
На пути становления спортсмена проблем всегда много: это могут быть финансовые проблемы, и с организацией тренировочного процесса, само выступление на соревнованиях отнимает много физических и моральных сил. И надо еще правильно восстановиться. Важно сохранить позитивный микроклимат и быть готовым психологически преодолевать проблемы.
- Чем сейчас занимается ваш сын Тимур?
- Мы отдали Лизу в фигурное катание только благодаря Тимуру. Он успешно катался, тренерам нравилась его пластика, движения, понимание сложнейшего вида спорта. Лиза последовала примеру брата и вошла в красивый мир фигурного катания. Если бы не Тимур, нам может и в голову не пришло бы Лизу туда отдать.
Сейчас Тимур учится в Астане в спортивном колледже-интернате олимпийского резерва им.Мунайтпасова. В этом году заканчивает обучение. Он всегда радуется успехам сестры. Представляет ее интересы на многих турнирах. Фигуристам очень важно чувствовать поддержку, особенно когда рядом близкий человек. Они даже учились в одном классе – это мы так постарались (улыбается). У них много общего.
- Какой тренер Лизы больше всего повлиял на ее профессиональный рост?
- У Лизы всегда были хорошие тренеры: Елена Борисовна Страхова, Дубинская Наталья Петровна, Кудрявцев, Тутберидзе. Этери Георгиевна – сильнейший российский тренер сделала многое для становления Элизабет. Лиза тренировалась в одной группе с Медведевой и Липницкой. Лизу там называли киллером (смеется). С Дудаковым часто консультируемся. Сейчас канадская бригада тренеров во главе с Брайаном Орсером. Все они нам помогают.
- Расскажите о знакомстве с тренером Брайаном Орсером?
- Узурова Куралай Рахатовна (старший тренер фигурного катания РК) посоветовала написать Орсеру, который подготовил многих звезд. Я написал ему в тот же день, приложил ссылку с прокатами Элизабет. Через три дня пришел ответ: «Приезжайте в любое время, и я приму вас». Так перебрались в Торонто. Одно время жили в гостинице, снимали также квартиру. С первых дней включились в тренировки. Наступила другая жизнь.
Помню первый день встречи с Орсером. Зашли в кафе. Попили кофе, пообщались. Сначала он не поверил, что мы из Казахстана. Но когда узнал, что мы прошли сильнейшую российскую школу и увидел катание Лизы, заверил, что будет тренировать ее.
- Ваша дочь тренируется в группе специалиста, который выращивает олимпийских звезд. Что это для вас значит?
- Мы счастливы, что катаемся у такого знаменитого тренера. В группе очень много сильных фигуристов, а это всегда особая энергетика. Но без собственного труда, подготовки и желания, успеха не добиться. Канадская школа отличается от российской. Каждый из нас все полученные знания пропускает через себя. За все время Лиза приобрела колоссальный опыт, который побуждает ее каждый день максимально тренироваться.
Лиза - прекрасная скрипачка, умеет еще играть на пианино. Обладает хорошим слухом, поет отлично. Фигурное катание – это спорт, связанный с искусством. Это помогает даже с выбором не только программы, но и музыкальным сопровождением.
- Сложно ли сотрудничать с тренером, когда взгляды порой разделяются?
- Здесь в первую очередь должно быть взаимное доверие: мы доверяем тренеру, а он – нам - родителям. Мы делаем одну работу и у нас одна цель.
Мы стараемся придерживаться всех указаний. Если с чем-то не согласны, то все компромиссно решается. Меня радует, что канадские тренеры доброжелательны к нам. Совместная конструктивная работа может привести к успеху.
- Юниорский Гран-при или чемпионат Казахстана: что сильнее на данный момент?
- На Гран-при выступают очень сильные спортсмены со всего мира, но чемпионат Казахстан тоже поднимается. Надеемся, что у нас появятся сильные тренеры и фигуристы.
- Долго переживали о том, что произошло в Дебрецене, когда Лиза упала и из носа пошла кровь, а программу нужно было откатать?
- Все были в шоке. Долгий перелет, недосып – все это могло отразиться на ней. Мы видели, что с Лизой все хорошо. Когда остановили программу, врачи предложили сняться с турнира. Мама глазами спрашивает: «Как ты, Лиза?». А та моргает, что все хорошо - «Ну все, иди катайся».
- Какой из международных стартов самый непредсказуемый и сложный как для фигуристов, так и для родителей?
- Сложно сказать. Каждый турнир по-своему неповторим и непредсказуем. Многое зависит от перелета, от состояния здоровья, как ты подошел к старту. Сейчас в фигурном катании слабых нет. Главное - не попасть в функциональную яму.
- Если бы Элизабет участвовала на Универсиаде в Алматы, смогла бы выиграть золотую медаль?
- Мы всегда стремимся к золоту. Мечтаем выступить на международном турнире в Казахстане. В 2011 году на Азиаде Элизабет в 11 лет катала только показательную программу. Возраст. На Универсиаде мы не прошли опять по возрастным критериям, не хватило нескольких недель.
- На Азиаде-2017 ваша дочь выиграла бронзу, а на ЧМ вошла в ТОП-10. С какими чувствами встретили эти достижения?
- Мы были рады бронзовой медали. Боролись за золото, но это спорт. Конкуренция сильная. А то, что Лиза вошла в ТОП-10 лучших фигуристок мира – это значимое событие для всего Казахстана. Впервые в истории страны выиграли две лицензии на Олимпиаду – это дорогого стоит! Мы всегда хотим достичь максимального результата.
- Расскажите, как ваша супруга помогает взращивать будущую олимпийскую чемпионку?
- Падишахан – и мама, и психолог, и тренер. По образованию она педагог и психолог. Сейчас параллельно получает спортивное образование. Она изучила всю технику скольжения Лизы и знает все нюансы. Помогает Лизе с выбором программы. Даже выезжая на какие-то соревнования без тренера, я уверен, что наша мама сделает все как положено. Последний пример – турнир в Минске, на котором Элизабет заняла первое место.
- Поддерживаете ли вы отношения с Денисом Теном, и каковы ваши прогнозы по его выступлению на Олимпиаде-2018?
- С Денисом часто пересекаемся и с его мамой. Участвуем на одних турнирах. Мы – одна команда и представляем Казахстан. Денис уже герой. Он получил свои медали. Он проделал сложный путь. Он талантливый и трудолюбивый спортсмен. На Олимпиаде желаем ему успешных прокатов, чтобы он был в числе лидеров.
- С какими чувствами ждете самого главного старта в жизни?
- Для нашей семьи огромная честь представлять Казахстан на Олимпиаде. Мы будем стараться. Это была наша мечта. Эмоции переполняют. Сейчас ведем планомерную подготовку. Уверен, все будет хорошо – мы выйдем на пик формы к данному старту.
- У Лизы есть определенный рацион питания? Какое ее любимое блюдо, и что ей нравится из казахской национальной кухни?
- Она старается правильно питаться. Казахская кухня тоже нравится. По своей структуре она мало кушает. Элизабет сама вкусно готовит. Может любое блюдо подать на стол. После тренировок старается радовать нас, когда есть время. Кексы, тортики, пироги – все умеет готовить. Угощает нас, а сама не кушает (улыбается).
- Поддерживаете ли вы отношения с фанатами Лизы, ведь у нее даже есть своя фан страничка в соц сетях?
- У нее есть фанаты по всему миру. Даже среди своих близких много искренних болельщиков, и все хотят с ней встретиться. Надеюсь, все позитивные встречи с болельщиками еще впереди. Отношения поддерживаем через сети и иногда устраиваем показательные выступления в Кызылорде.
- Вторая квота на Олимпиаду на ваш взгляд, кому должна достаться?
- Будет выбирать тренерский состав. Пусть поедет достойная девочка, мы будем только рады.
- Когда в казахстанском фигурном катании начнут появляться звезды уровня Медведевой, Загитовой, Ханю и Хави Фернандеса? И что для этого нужно делать уже сейчас?
- Это молодой вид спорта в нашей стране. Звезды появляются в тех странах, где фигурное катание имеет богатую историю. Там сильные федерации, хорошие школы, проходят турниры, населения этих стран живут фигурным катанием. И у нас все это будет, только нужно время.
Да, многие родители увозят детей тренироваться заграницу. Это труд родителей и помощь государства. Для Казахстана нужна отдельная федерация фигурного катания. Нужно заниматься этим видом спорта, устраивая международные турниры в стране. При этом нужны мощные спонсоры. Знаю многие семьи, которые не могут позволить себе, чтобы их ребенок занимался, ведь коньки дорогие, как и костюмы, и сами тренировки. Несмотря не на что, работа ведется, и фигурное катание в стране развивается.