Никита Панасенко: Я простой парень из Талгара

Никита Панасенко: Я простой парень из Талгара

Казахстанский велосипедист Никита Панасенко стал автором двух сенсаций на стартовых этапах Кубка мира по треку. Уроженец Алматинской области принес Казахстану победы в Польше и Великобритании, выиграв золотые награды в гонке по очкам и скретче.

Корреспондент Prosports.kz поговорил с триумфатором прошедшей недели сразу по прилете того на Родину.

– Перелет домой оказался очень сложным, было много стыковок, ожиданий по пять часов, - начал беседу Панасенко. - Поэтому сейчас я чувствую себя не в своей тарелке. Но главное – результат. До дома добраться – это дело времени. Там была работа, а здесь будет отдых.

– Кто первый поздравил вас с победой в Прушкуве и Манчестере?

– Первым оказался мой коллега по команде, он сделал это в WhatsApp. Я даже не ожидал, что ребята смотрят. А в Манчестере на допинг-контроле первая была Елена Рябовол – наш координатор.

– Старший тренер сборной Казахстана Владимир Бушанский назвал ваше выступление феноменальным. А как охарактеризуете его сами?

– Для меня лично оно стало большой неожиданностью. Я не буду говорить, что я встал с кровати, сел на велосипед и просто выиграл. Я готовился, планировал и акцентировал свое внимание на групповой гонке, но никогда серьезно не отмечался на столь высоком уровне. Да, был в десятке на Кубке мира и дважды на первенстве планеты, но о тройке, честно говоря, даже не думал.

– Известно, что вы изменили свою программу подготовки к важным стартам. В чем ее особенность?

– Я стал уделять большое внимание своим недостаткам. Плюс заострил особое внимание на спортивном питании: диета, специальная еда и напитки. С одной стороны, это мелочи, но именно из них вытекают результаты.

– Если я вас правильно понял, то вы в пример ставите систему питания гонщиков из профессиональных шоссейных команд? Больше углеводов, пасты, смеси и специализированные напитки? До этого вы этим не занимались?

– Именно так. До этого я кушал то, что дают. Особо не привередничал. Я простой парень из Талгара (смеется), поэтому особых предпочтений в еде не было. А в этом году решил попробовать диету, которая была рассчитана на удержание веса. Никогда раньше его не скидывал. Теперь подошел к этому глобально, в комплексе, до мелочей. Если не удается попасть в профессионалы, значит, нужно стать профессионалом внутри себя.

– Похоже этому поспособствовало ваше участие в континентальной шоссейной команде Astana City?

– Да, это уровень. Они могут позволить себе то, что вы не увидите в трековых коллективах. Просто – это не тот статус. И катаясь с такими ребятами в шоссейных гонках, я подглядел их серьезный подход к делу. Пообщавшись с ними и прочитав тонну литературы по спортивному питанию, я решил испытать все на себе.

– Видится, что победа в Манчестере далась вам намного сложнее, нежели в польском Прушкуве. Скретч – это своеобразный велосипедный покер: здесь мало обладать недюжинной силой, необходимо мыслить и просчитывать ходы. На что пошли вы ради победы?

– Это была разыгранная партия, и сыграла тактика, так как со мной в заезде участвовали ребята гораздо выше моего уровня. Я действовал с позиции «темной лошадки», и меня не сразу восприняли всерьез. Конечно, на меня обратили внимание после первого этапа Кубка мира, но все равно была недооценка. Во многом это и стало моей козырной картой. Они потратили больше сил, и в какой-то момент я просто пошел ва-банк, атаковал из последних сил, и за мной смог зацепиться только англичанин (Джон Мод. – Прим. авт.) за 8 кругов до финиша. Для чемпионата мира – это слишком ранняя атака, но я решил пойти на риск и победить, чем довольствоваться местом в восьмерке. Мы изначально сработались с британским гонщиком, и я сделал ставку на него. Прошла! А на финише в моих ногах оказалось больше мощи – я опустил голову и помчался.

– Обе ли победы для вас равнозначны?

– Так и есть. Это два разных вида, и не стоит их сравнивать. Такой успех на Кубке мира – толчок, чтобы работать дальше. Но это не предел.

– Две победы практически гарантировали вам участие на чемпионате мира в следующем году. Но, как известно, вы универсал. В каких дисциплинах вы еще сможете набрать необходимое количество очков, чтобы расширить географию выступления на главном старте года?

– Два первенства планеты в моем активе уже есть, но там я участвовал только в групповых гонках. Надеюсь, что тренерский штаб и на этот раз поставит меня туда, я буду готовиться. Через неделю-полторы я готов приступить к этому: сначала на чемпионат Азии, а потом и мира. Еще есть групповая гонка медисон – еще реально насобирать рейтинговых очков и попасть в топ-16, чтобы поехать в Нидерланды. Сейчас наша пара идет на 17-м месте. Любой старт, даже если он плохой, это все равно хорошая тренировка, опыт, который не заменить ничем. Я считаю, что всегда нужно стартовать те гонки, которые вне зависимости от результата у тебя есть возможность проехать. Для спортсмена нет ничего лучше гонки.

– Тем не менее гонка по очкам и скретч не входят в программу Олимпиады. Есть ли желание попробовать себя в других видах?

– Есть виды на то, чтобы развивать командную гонку – это паритетный вид на Олимпийские игры. Также нельзя забывать и об омниуме – дисциплине в трековом велоспорте, включающей в себя состязания по нескольким видам гонок на треке. С 2012 года она на Олимпиаде, и если делать ставку именно на нее, то необходимо тренировать именно омниум. На этих этапах Кубка я не мог участвовать в этой дисциплине, потому что мне не хватало рейтинговых очков. Большую часть сезона я проехал за шоссейную команду Astana City и не мог их получить. Данный олимпийский вид, к сожалению, выпал из моего графика.

– В этом году у вас заканчивается контракт с Astana City. Будете ли вы его продлевать или полноценно вернетесь на трек?

– Продлевать контракт мы не будем. Это не моя прихоть. Мы поговорили с руководством, тренерами и приняли решение вернуться обратно в трек и продолжать работу в этом ключе. Слава богу, что все получается.

– Если привести в пример Артема Захарова: он способен кататься за Astana Pro Team и показывать высокие результаты в треке. Для вас этот пример показателен?

– Так и есть. В целом это мировая практика. Те гонщики, которые выступают на треке, практически все крутят педали и за континентальные, проконтинентальные и протуровские шоссейные команды. Но, к сожалению, я пока не в PRO, и мне необходимо стремиться туда. Но пока меня вернули на трек.

– В одном из своих интервью знаменитый велогонщик Марк Кавендиш отметил, что добился высоких результатов на шоссе только благодаря треку. Что для вас ближе по духу – первое или второе?

– Лично я не разделяю велоспорт на шоссе и трек. Для меня он единый организм. Ты в первую очередь гонщик вне зависимости от того, в каком виде тебе предложат выступить за нашу страну. Крутить педали за Казахстан – это уже гордость. К примеру, в западных странах гораздо престижнее выступать за свою страну, потому что клубов много, а сборная – одна. Я исхожу из того, что мне скажут мои тренеры – шоссе или трек, не важно. Главное – понимать задачи. Работая в Astana City, я не ставил себе задачу победить, важнее было окунуться в атмосферу профессионалов и подготовиться к зимним выступлениям на треке. Думаю, что результат налицо.

– Вам всего 25 лет, и вы не застали «лихие 90-е», которые очень негативно повлияли на развитие казахстанского спорта. В нулевые уже появился велобренд «Астана», и многие ребята, наблюдавшие за успехами команды, пошли в велосипедные секции. Большинство видело себя на шоссе, но вы выбрали непопулярный трек. Я хочу понять: почему?

– Я попытаюсь вам ответить. Если честно, то в этом сезоне я задался вопросом: «А не бросить ли мне спорт и тем ли я вообще занимаюсь?». В прошлом году у меня был большой спад, были низкие результаты и все не складывалось. Вырисовывалась очень плачевная картина. Поэтому пришлось пересмотреть свое отношение к сложившейся ситуации. И первый вопрос, который я себе задал, был такой: а зачем я вообще занимаюсь? для чего я пошел в спортивную школу, что меня мотивировало? И я вспомнил, что в детстве я получал от этого удовольствие: не важно, насколько мне было тяжело и как сильно я проигрываю старшим ребятам по физике и личной подготовке. Мне просто хотелось садиться на велосипед, надевать каску и перчатки. Но со временем я забыл об этом и стал относиться к этому как к банальной работе – все стало обыденностью и рутиной. Я потерял дух соперничества и решил все поменять. Теперь я с желанием встаю на зарядку, сажусь на велосипед и еду на вечерние тренировки. И не важно, на треке кататься или на шоссе – велосипед один.

– Раз вы получили новый импульс и хотите продолжать, чего вы хотите добиться в спортивной карьере?

– Меня мотивирует профессиональный велоспорт: я хотел бы дорасти до уровня команд Pro Team, но при этом не забывая про велотрек. Потому что все это работает в комплексе: если убрать трек, то порушится все. Это придумано не мной, а всемирно известными гонщиками, такими как Вивиани и Кэвендиш.

Ошибка в тексте? Выделите и нажмите Ctrl+Enter
Комментарии
Для того, чтобы оставить комментарий, или