Axel jump
Зимние

Правила жизни Этери Тутберидзе

Правила жизни Этери Тутберидзе
news-banner7
mobile-news-top

На Олимпиаде в Сочи-2014, когда в мужском фигурном катании бронзу выиграл Денис Тен, среди девушек блистала 15-летняя Юлия Липницкая. Именно она стала открытием всей Олимпиады. Даже культовый голливудский режиссер Стивен Спилберг не остался в стороне после феноменальной программы Юлии под музыку из фильма «Список Шиндлера». Слава пришла и к тренеру Этери Тутберидзе, которая одно время была невостребованной. Но сейчас все изменилось. Под ее опекой теперь тренируются Евгения Медведева и Олимпийская чемпионка Пхенчхана-2018 Алина Загитова. Но их тренер всегда остается в тени, без особого желания общаясь с прессой. Тутберидзе полностью сосредоточена на своей работе и поэтому сторонится медиапространства. Кто же она на самом деле, эта великая и жесткая Этери Георгиевна?

Этери Тутберидзе родилась в 1974 году в многодетной грузинской семье пятым ребенком. Начинала свою карьеру в фигурном катании как одиночница, в дальнейшем перешла в танцы на льду. Она активно принимала участие в самых разных турнирах в СССР, но в начале 1990-х решила выступать в балете на льду.

Когда Этери исполнилось 18 лет, она задумала перебраться в США, чтобы раскрыть весь свой талант в ледовом шоу Ice Capades. Через пять лет Тутберидзе освоила и тренерскую деятельность. Но спустя четыре года вернулась домой, в Россию, где ее никто не ждал. Пришлось работать в цирке на льду, с оздоровительными группами на надувных катках. Сами понимаете, что зарплата была как минимум несерьезной.

Но затем все изменилось. 19 января 2014-го в Будапеште (Венгрия) на чемпионате Европы по фигурному катанию в составе сборной России на пьедестал попали сразу два ученика тренера: Юлия Липницкая (золото) и Сергей Воронов (серебро). В следующем месяце произошло вообще негаданное. На Олимпиаде в Сочи ученица Тутберидзе 15-летняя одиночница Юлия Липницкая стала олимпийской чемпионкой в командных соревнованиях. Но жизнь приучила многих к тому, что когда все налаживается, обязательно происходит отрицательный выброс. Так сказать, для баланса или уравновешенности, чтобы в будущем, справившись со всеми трудностями, ты стал сильнее и добился лучшего. Так произошло и с Тутберидзе. В ноябре 2015 года Липницкая перешла к новому тренеру Алексею Урманову, «зазвездившись» и утратив чувство субординации к Этери Георгиевне.

Сейчас 43-летняя Тутберидзе вспоминает те события с грустью. Но есть и повод для радости в лице ее новых звезд мирового фигурного катания.

Впервые поехала на тренировку на метро в пять лет. Позвонила мама, сказала, что отец не сможет меня забрать, поэтому я сегодня остаюсь дома. А я уже была готова, поэтому сказала, что не могу пропускать тренировку, и поехала сама. Мать чуть с ума не сошла.

В США нас поселили в гостинице под честное слово, но потом, когда хозяин понял, что денег от нас не дождется, переселили в детский лагерь. Питались по церквям, где мы могли бесплатно покушать после проповеди. Так прожили месяц.

Мы приехали в Оклахома-Сити. 19 апреля 1995 года в 9:04, находясь в гостинице, я спустилась вниз, чтобы умыться. Дальше – хлопок, волна, я начала думать, что надо куда-то прятаться, как нас учили в школепоступать при взрыве. Все происходило как в замедленной съемке: рядом упала плита, потом еще одна, сверху скатилась лестница. Все было как будто нереальным. Потом наступила тишина, затем – крики. Я посмотрела по сторонам и поняла, что мир изменился.

Юдзуру Ханю произвел неизгладимое впечатление своим катанием: как будто гвоздь забивал и забивал, пока не вбил до конца его шляпку.

Не люблю, когда разделяют тренеров на детских и взрослых. Когда читаю подобные вещи, у меня аж все кипит внутри.

Любой спортсмен соревнуется сам с собой. Он не выходит и не показывает чужой контент, чужой набор элементов. Он показывает свой, над которым работал. И теперь его задача показать свои программы, свой контент и свои артистические возможности. Он в любом случае соревнуется сам с собой.

Медведева сейчас не над всеми. Последний сезон многие девочки катались чисто. Слова о том, что Женя ТАМ, а остальные вообще нигде, не соответствуют действительности. Женя работает. Сколько она работает, чтобы свой уровень удерживать? Пока я не вижу ни одного человека, чтобы столько работал.

Спортсменов нельзя подвести под одну черту с современной молодежью, потому что они – другие. Они не те дети, которые ходят в школу и удивляют кого-то своим мышлением и поступками. Это спортсмены. Они живут спортом вместе со мной. Они живут музыкой. Они живут элементами. Это совершенно другие люди.

Я разрешаю родителям присутствовать на своих занятиях. Они сами видят отношение детей к тренировкам. Это самое главное.

Спорт – это такой маленький отрезок времени относительно всей оставшейся жизни… Не обязательно всем нужно быть фигуристами.

Я жесткий тренер от того, что дала спортсмену задание и хочу, чтобы он это задание выполнил? У меня из десяти человек выполняют задание только четверо. Я что, шестерых выгнала? Нет. Любой родитель, который любит своего ребенка, наверное, будет требовать, чтобы он хорошо учился, выполнял домашнее задание. Значит, он жесткий родитель? Или это просто родитель, который занимается своим ребенком? А если ничего не говорить, не требовать, а ребенок при этом не станет выполнять задание, не будет ходить в школу, то этот родитель – мягкий? Нет. Это ленивый родитель, который не хочет выполнять функции воспитателя, перекладывает их на школу. Так и здесь. Я просто выполняю свои функции – неленивого тренера. Поскольку заставить спортсмена, убедить его – это и есть работа.

Послушайте интервью моих спортсменов: у меня 90 процентов тренировки построено на шутках, а не на жесткости. Ни один мой бывший или настоящий ученик не назвал меня жестким тренером.

Маленькая девочка выходит на лед, а у нее на голове гнездо. Мне все равно, что она была в шапке, торопилась. Она всегда должна быть в форме. Это где-то, может быть, отражает то, как она дальше будет тренироваться. Вы, когда чувствуете себя красивой, ухоженной, наверное, и осанку будете держать, и пойдете другой походкой. А когда знаете, что выглядите не очень, то «сбросите» спину и пройдете так, чтобы вас никто не заметил. То же самое и на льду. Если девочки выходят и чувствуют себя красивыми, они так же тренироваться будут. И это должно быть всегда. Везде. Родители иногда беспокоятся: «Ой, в 13 лет она начинает подкрашивать глазки, реснички!» Ну и что? Пусть девочка чувствует себя красивой, женственной. Пусть она видит, что на нее уже засматриваются мальчики. Прекрасно!

У меня два высших образования: тренер и балетмейстер-хореограф. Правда, постановщиком на сцене я себя не видела. Хотя в институте приходилось этим заниматься. А как мне представить другую профессию, если я с четырех лет по собственной воле здесь. Это как раз тот случай, когда не родители привели, а я сама увидела и попросилась. С пяти лет сама ездила на каток. Понимала, что у родителей времени нет и все закончится тем, что в лучшем случае я пойду в музыкальную школу, как и все мои сестры. Я ее и окончила, но это совершенно не мое. Я за пианино даже не сажусь.

Есть в жизни и обычные бытовые дела – прибраться, постирать…

Раньше я обожала загорать, на солнце могла часами лежать. А сейчас у меня аллергия на солнце.

Когда-то давно на кануне дня рождения дочки Дианы меня завели в ювелирный магазин. И вот я вижу: кольцо, кольцо, кольцо, кольцо… Я говорю: не нужно, это все ерунда, должен быть один камень, но большой. А эта россыпь, этот песок ничего не стоит. Ну, меня сразу вывели оттуда…

Я перевела дочь Диану в танцы. У меня сердце кровью обливалось, когда она умоляла: «Не отдавай меня в танцы, дай мне еще полгода, и я докажу…» А при чем тут «докажу»? Она и так все элементы делала. Просто я как мать понимала, что не могу рисковать ее здоровьем, потому что эти падения могут потом аукнуться какой-нибудь серьезной травмой.

Ты лепишь спортсмена, создаешь, придумываешь тот образ, который не просто ему подойдет, а который он сможет передать в определенный момент. Вот Юля, музыка к кинофильму «Список Шиндлера». Я эту музыку полгода носила, включала на льду, чтобы наконец-то она на нее среагировала. Когда есть какая-то музыка, ты хочешь ее воплотить на льду, видишь, через кого это можно сделать, и когда у тебя получилось – вот от этого я получаю удовлетворение. Тогда ведь весь мир полюбил даже не столько Юлю Липницкую. Девочка в красном пальто – это был символ Олимпиады…

Обыкновенные у меня девчонки. А вот парни трудные. Один сложнее другого. Как раз мальчики, к сожалению, капризные, ранимые. И так к ним подходишь, и эдак. И обнимешь, и погладишь, и не знаешь уже, с какой стороны и на какой козе подъехать. Поэтому, наверное, и не показывают они результатов. Тренировка – это должен быть процесс, который так или иначе приносит удовлетворение обоим. Тогда и результат будет.

Я нормальный живой человек. Я больше всех волнуюсь.

Я хочу, чтобы моя дочь была счастлива. Это и есть мечта для меня.

Источник: По материалам МАТЧ ТВ и ФИС Ошибка в тексте? Выделите и нажмите Ctrl+Enter
Комментарии