Это ли революция?
Новоиспеченный президент Международного союза велосипедистов Давид Лаппартьен, избранный чуть более недели назад, сразу взял с места в карьер и исключил дисциплину «командная гонка» из программы чемпионатов мира по велоспорту. С того ли начал француз?
На специальной выборной конференции в норвежском Бергене Лаппартьен заявил: «Командная гонка пройдет в 2018 году в Инсбруке и в 2019 году в Йоркшире, но в 2020 по просьбе команд, эта дисциплина будет исключена из программы».
Давид разгромно победил своего конкурента англичанина Брайана Куксона – за него проголосовали 37 из 45 делегатов – и решил тут же поразить присутствующих, воплотив в жизнь просьбу большинства профессиональных велоколлективов.
Его посыл понять можно: завоюй симпатии большинства, применяя тактику дружелюбия и сговорчивости, а затем разделяй и властвуй. И бывший глава Европейского союза велосипедистов, еще не столкнувшись с реальными проблемами велоспорта, решил пойти в сговор с федерациями, которые объединились в союзы и дали ему 37 голосов.
В интервью Cyclingnews Давид Лаппартьен рассказал о том, что ожидал: за него проголосуют более 30 делегатов: «Прежде всего, я выиграл благодаря союзам велофедераций, а для получения 37 голосов было необходимо, чтобы за меня проголосовали представители федераций из разных стран мира».
А затем принял решение не в пользу командных гонок. И был прав.
Известно, что в годы, когда чемпионат мира проводился далеко от Европы, многие команды отказывались от участия в нем из-за значительных расходов. К примеру, в Дохе на старт командной гонки вышли лишь 8 женских и 17 мужских команд, причем только 8 из них были представителями Мирового тура. В этом году тенденция сильно не изменилась – прибавился всего один коллектив «слабого пола».
Понятно, что в последнее время бывший президент Куксон много обещал, но не делал. И федерации поверили тому, кто тоже пообещал и тут же что-то сделал.
«У них было ощущение, что за последние 4 года ничего не было сделано, что обещания появились только сейчас, когда наступил год выборов. Куксон увеличил расходы UCI, но только на администрацию, а не на национальные федерации. Они не были согласны с президентом и хотели перемен», - рассказал Лаппартьен.
По словам нового главы UCI, прежде всего необходимо улучшить экономическую модель, над которой должны вместе работать международный союз и все заинтересованные лица. И второе на что обратил внимание руководитель – это техническое мошенничество.
Механический допинг – факт зафиксированный. Но только в женском велоспорте и официально единожды. Но если сегодня об этом говорит сам президент, то подобные предпосылки есть и среди мужских команд. Скорей всего, дело в несовершенности методов обнаружения моторчиков на велосипедах, а значит нет уверенности в том, что все технические новинки не используются уже сейчас в гонках высшей категории.
По мнению некоторых специалистов, минитепловизоры, якобы способные найти подобный «допинг», с этим не справляются и современные средства термоизоляции сводят эту работу к нулю. Пожалуй, на это и намекнул Лаппартьен.
Также в разговоре Cyclingnews с Брайаном Куксоном тот отметил еще одну проблему, с которой предстоит столкнуться новому президенту. ASO – это вызов Давиду. Спортивная организация Амори – это отделение французской медиагруппы EPA, известное как организатор важнейших спортивных мероприятий. Долгие годы им принадлежит велогонка «Тур де Франс» и ралли «Дакар». Также они являются организаторами недельной гонки «Париж-Ницца», а также зубодробительной «Париж-Рубе» и «Льеж-Бастон-Льеж». В длинный список можно внести «Критериум Дофине», «Тур Катара», «Тур Омана» и «Флеш Валонь». К тому же, с недавнего времени ASO стала обладателем и испанской «Вуэльты».
«Это очень сильная организация, но они почти являются монополией, а монополия – не слишком хорошая вещь. Регуляторам не нравятся монополии, а UCI является своего рода регулятором. Думаю, для Давида это будет проблемой, ему придется балансировать между интересами ASO и других заинтересованных сторон. Это была одна из задач, которую я пытался решить, и этот вопрос не решен», - разъяснил Куксон.
Приятно, что бывший руководитель UCI сказал правду. Но ASO – это Франция, а Лаппартьен – француз. В этом случае сложно представить, чтобы новичок пошел против системы и остановил рост велосипедного монополиста.
Правда, думается, что многие будут ему аплодировать, если он поубавит пыл другого гегемона – британскую команду SKY во главе с Крисом Фрумом, который год за годом штампует титулы победителя «Тур де Франс». Недавно островитяне озвучили свой бюджет-2016, составивший 31 млн фунтов стерлингов (около 35 млн евро). Из неофициальных источников известно, что примерно такие же финансы у команды были заложены и на этот год. А зарплата Фрума за 12 месяцев составляет порядка 4,5 млн евро. Это самый богатый коллектив с самым высокооплачиваемым гонщиком в мировом велоспорте, которым во время правления Куксона в отличие от других команд позволялось многое.
Французские болельщики сильно недолюбливают велоконюшню, базирующуюся через Ла-Манш. Но сейчас им в помощь пришел свой человек, способный создать в системе PRO Team прообраз антимонопольного комитета. Теперь некоторую поддержку могут получить AG2R La Mondiale и FDJ из Франции? Это ли революция?