Особое мнение
Футбол

Как клубы с европейского дна зарабатывают больше «Астаны» и «Кайрата»?

Как клубы с европейского дна зарабатывают больше «Астаны» и «Кайрата»?
news-banner7
mobile-news-top

Несколько последних лет в футболе переполнены трансферными бомбами, а сам рынок все больше напоминает раздувшийся до немыслимых размеров мыльный пузырь. kz решил не ругать сложившуюся систему, а выяснить, откуда у условного «Вулверхемптона» 20 млн евро на молодого таланта из «Порту». А также узнать, как обстоят с этим дела в Казахстане.

Европейские клубы радуют болельщиков, осуществляя космические подписания, которые выводят их команды на новый уровень. Но футбол настолько сильно превратился в бизнес, что отныне игроков покупают только для того, чтобы получить новых фанатов с родины спортсмена.

Однако подобные подписания доступны лишь клубам из топ-5 лиг, плюс командам чемпионшипа. И FIFA пытается сократить разрыв между ними и остальным миром. Но безуспешно. Сильные мира сего все равно творят, что хотят, купаясь в финансах, словно Скрудж Макдак. Откуда у них такие деньги, ведь действует правило фэйр-плей? Ответ прост – бешенные телеконтракты.

Согласно ежегодным отчетам аудиторской компании Deloitte, изучающей финансовую деятельность футбольных организаций, 20 наиболее прибыльных клубов половину заработка получают как раз от ТВ. Спонсорские контракты, что удивительно, влияют на казну много меньше – всего на 42%. А заработок в дни матчей вообще смехотворен – только 9% от общей выручки.

Прогрессивная общественность давно твердит о том, что ТВ не просто в стагнации, а в полнейшем упадке. Касается это и спортивных вещателей, терпящих серьезные убытки. Именно поэтому они остервенело борются за право показа матчей. Лиги все прекрасно поняли – и взвинтили цены. Так, АПЛ по новому контракту зарабатывает на 70% больше, чем до этого, а Бундеслига оценила себя дороже практически в два раза.

Великобритания

Мы решили взять все Соединенное Королевство, так как телевизионщики платят не только английской премьер-лиге. Таковы условия контракта, заключенного с местными вещателями. Это соглашение стало рекордным: ранее подобных средств не получала ни одна футбольная лига в мире. Контракт был подписан в начале 2015 года после ожесточенных торгов.

Изначально британцы рассчитывали на 4,9 миллиарда евро. Но спрос на продукт оказался гораздо выше. Поэтому в ходе торгов, участие в которых приняли четыре компании – британские Sky и BT Sport, американская Discovery Network и катарская beIN Sports, — цена скакнула вверх. В итоге, английские медиамагнаты выложили почти 5,7 млрд.

Если добавить к ним 3,3 млрд от контрактов из за рубежа, то ясно, почему в топ-20 прибыльных клубов 8 – из АПЛ. Ведь в Англии одна из самых демократичных схем распределения доходов: 50% – поровну между всеми командами, 25% – в зависимости от места, занятого в чемпионате, а оставшиеся 25% зависят от ТВ-вещателя, который сам выбирает, кого ему показывать чаще.

А деньги от заграничных показов клубы АПЛ вообще делят поровну, чем, однако, остаются недовольны исторические лидеры лиги. Так, в 2015-м генеральный директор мерсисайдцев Иан Эйр заявлял: «В Куала-Лумпуре никто не подключается к Astro или ESPN, чтобы следить за матчами «Болтона». Или число таких людей крайне мало. Там почти все платят за трансляции премьер-лиги, чтобы наблюдать за встречами с участием «Ливерпуля», «Манчестер Юнайтед», «Челси» и «Арсенала».

Невероятный успех английским клубам приносит также законодательство, согласно которому бесплатные ТВ-каналы не имеют права транслировать матчи чемпионата. Даже ВВС остается довольствоваться дайджестом опасных моментов, который разрешено использовать лишь в новостных выпусках. Но и это выходит в копеечку – корпорация платит лиге десятки миллионов.

Не остались в стороне от масштабного «распила» и клубы шотландской премьер-лиги. Sky и ESPN заключили контракт не только с представителями местного элитного дивизиона, но и отдельно с «Рейнджерс», которые на тот момент болтались на самом дне из-за финансовых проблем. Американцы выплатят шотландцам 85 млн евро, условия сделки с британским вещателем неизвестны.

Испания

На Пиренеях отлично приживаются не самые толерантные режимы. Перешло это и на футбол. До сезона-2016/17 клубы Ла Лиги самостоятельно продавали телеправа. Поэтому львиная доля заработка принадлежала «Барселоне» и мадридскому «Реалу». Если гранды получали более 300 млн (45% общих средств), то аутсайдеры имели менее 20 млн.

Но с прошлого сезона действует новое трехлетнее коллективное соглашение. По некоторым данным, оно приносит всей лиге 983 млн евро в год. Половина этих денег распределяется поровну между всеми участниками, 25% – по результатам в чемпионате за крайние три сезона, оставшаяся четверть – в зависимости от финансовых показателей клубов.

Германия

Бундеслига, подобно АПЛ, развивается семимильными шагами. Так, немцы благодаря новому контракту увеличили поступления от телетрансляций почти в два раза. Если до старта сезона-2017/18 клубы Германии зарабатывали в общей сложности 628 млн евро в год, то отныне – 1,16 млрд.

Как и в Англии, трансляции и, соответственно, шикарный контракт здесь обеспечил Sky. Кроме него немного матчей было выделено для Eurosport и ZDF. Важное примечание: все три компании вещают только в Германии. Существенных поступлений из заграницы нет.

Необходимо отметить, что в Бундеслиге действует запутанная система распределения доходов. Она базируется на результатах команд за последние 5 (!) лет. Причем сезон сезону не ровень. Так, если за 2016/17 дается 40%, то за кампанию-2013/14 – всего 10%.

Италия

Серия А долго держалась в тройке лидеров по доходам от трансляций и уступит место Бундеслиге лишь в грядущем сезоне. Неизвестно, правда, что будет после окончания кампании-2017/18, когда истекает действующее соглашение. Возрождение «Милана» и «Интера» может привлечь телевизионщиков и заставит их отдать больше, чем нынешние 945 млн.

Несмотря на то, что в Германии схема распределения доходов непроста, итальянцы с их любовью к замудренным схемам переплюнули всех. Для начала 40% денег раздается поровну, 25% – в зависимости от количества болельщиков. Дальше смотрят на результаты команды за крайние пять сезонов – на это выделяются 15% средств. 10% распределяется с учетом исторических успехов клуба, 5% – по месту в последнем сезоне, еще 5% – исходя из численности населения города. Все это позволяет «россонери» и «нерадзурри» оставаться в топе, хотя последние их выступления совсем не впечатляют.

Франция

Меньше всех из топ-5 получает Лига 1. Действующее с прошлого сезона соглашение предоставляет французам 727 млн евро, что на 20% больше предыдущего контракта.

50% этих денег честно распределяется поровну между всеми участниками чемпионата, 30% – судя по результатам команд за последние пять лет, еще 20% – в соответствии со зрительской аудиторией, которая посмотрела эти матчи. В результате, лидер зарабатывает в 3,5 раза больше, чем аутсайдер.

Естественно, что этим лидером является «Пари Сен-Жермен». Однако парижане получают менее 60 млн евро в год от телевидения. Именно эти данные пыталась использовать «Барселона» и Ла Лига, стремившиеся удержать Неймара. Дело в том, что согласно исследованию Deloitte, ПСЖ – единственный клуб из топ-20 наиболее прибыльных, который имеет практически равное распределение между сферами заработка: ТВ-права, спонсоры и доход в матч-дэй (примерно по 30%). Поэтому несколько странной выглядит покупка бразильца за 222 млн.

Казахстан

Доходы от телетрансляций в КПЛ… Их просто нет. Как объяснили Prosports.kz источники в ПФЛК, лига не зарабатывает на показах матчей. Соответственно, не имеют дополнительного источника доходов и клубы.

Телевидение транслирует игры бесплатно, не платят за рекламу на ПФЛК-ТВ и спонсоры лиги. Появление их логотипов при показах матчей прописано в общем договоре и дополнительно никак не оплачивается. А директор Kazsport Павел Цыбулин обрисовал ситуацию так: «У нас те же условия, что и у ПФЛК-ТВ. Футболистам мы никогда не платили. Нам дают право снимать матчи за то, что мы их покажем».

Источник: Prosports.kz Ошибка в тексте? Выделите и нажмите Ctrl+Enter
Комментарии