Чингиз Есенаманов: «Хотел бы попробовать себя в большом футболе»
Игрок АФК «Кайрат», а также вице-капитан сборной Казахстана по футзалу дал развернутое интервью Prosports.kz
– Чингиз, новый год настал, расскажи, как ты его встретил?
– Я поехал в Караганду, там увиделся со всеми родными. Был очень рад, потому что в город не приезжал около года. И эти две недели в Караганде подарили классные ощущения, каждый день ходил по гостям.
– Есть какие-то особенные традиции у вас на Новый год?
– Особенных нет, просто обычно собираются четыре семьи, и мы встречаем Новый год у мамы дома и еще иногда у дяди. Ну и по традиции праздничный стол, салют и так далее.
– Насколько сложно возвращаться после отпуска в работу?
– Чего уж скрывать – тяжеловато. Первые тренировки дались непросто, но это были необходимые нагрузки.
– Иногда после праздников люди приезжают с лишним весом, у тебя такое бывало?
– Нет, у меня нормально, я даже, наоборот, сбросил два килограмма, потому что приболел немного. И в целом, как я вижу, у всех нормально с весом, поскольку в этом плане все строго. Еще помогло то, что у нас были индивидуальные задания на период отпуска, которые мы выполняли.
«Пару лет назад я сыграл в Астане в большой футбол, в любительской лиге»
– Если отталкиваться от старта твоей спортивной карьеры, ты ведь начинал в большом футболе?
– Да, в восемь лет я пошел на секцию большого футбола, там тренировался с командой на год старше, потому что группу моего года так и не набрали. В общем, мне оказалось непросто, я был маленький, на соревнования меня не брали, тренер мне всегда говорил, что мне нужно играть в команде своего года. Тем не менее, я старался туда ходить, мне нравилось. Но в то же время меня всегда звали в футзал, тренер говорил мне, что надо попробовать, а их комплекс находился как раз возле моего дома, туда все ребята с моего двора ходили. В итоге я попробовал, тоже понравилось, и начал чередовать большой футбол и футзал, ходил в две секции одновременно. Но потом какое-то время играл только в футзал, а в 14 лет решил вернуться в большой футбол, вроде пошло неплохо, но затем все-таки вернулся в футзал, там было как-то привычнее.
– После этого в большой футбол не тянуло?
– Каждый год говорил себе, что надо еще раз попробовать, но календарь футзальный стал настолько насыщенным, что уже не получалось думать о чем-то другом. А так пару лет назад я сыграл в Астане в большой футбол, в любительской лиге.
– Заметили, что ты из футзала?
– Да, говорили, что обработка мяча другая. Но честно говоря, когда я на первую игру вышел, то не мог толком привыкнуть к мячу, все-таки я давно не играл в большой футбол, но потом решил доказать самому себе прежде всего, потренировался недельку, и уже нормально было.
– Миша Першин рассказывал нам в интервью, как он в своем безудержном карагандинском детстве развлекался, цепляясь за бампера машин. У тебя были такие развлечения?
– Ну да, мы же одного года с Мишей. Да и у нас весь двор был футболисты, даже девчонки играли.
«Фелипе за четыре месяца меня поставил на ноги, хотя мне говорили, что потребуется шесть-семь месяцев для восстановления»
– Как ты оцениваешь прошлый год? Он у тебя выдался сложным, ты пережил тяжелую травму, но при этом помог сборной Казахстана добиться исторического достижения.
– Считаю главный итог прошлого года – это бронза на ЕВРО-2016. Медаль с этого турнира у меня дома висит на самом видном месте, и все гости в первую очередь разглядывают именно ее, да я и сам то и дело на нее поглядываю, чего уже скрывать, очень приятные ощущения от того ЕВРО, даже несмотря на мою травму. Тем более сейчас для меня это пройденный этап, да, восстановление было непростым, но все уже позади.
Кроме того у нас в прошлом году был чемпионат мира, считаю, что и там мы сыграли достойно, проиграв только испанцам и будущим чемпионам мира аргентинцам.
– Опять же Миша Першин рассказывал, как в отборе на этот самый чемпионат мира, в стыковом матче с Польшей он в знак поддержки надел твою футболку после финального свистка, а ты, по его словам, чуть не заплакал в тот момент. Правда такое было?
– Действительно, я смотрел игру в больнице, прошло несколько дней после операции, и я, конечно, не знал, что Миша так сделает. Когда увидел футболку на нем, действительно глаза были на мокром месте. Я его, конечно, поблагодарил за такой жест.
– Ты ведь восстанавливался с физиотерапевтом Фелипе, который раньше работал в АФК «Кайрат», а сейчас трудится в футбольном клубе «Кайрат»?
– Да, он хороший специалист, сильно мне помог, он за четыре месяца меня поставил на ноги, хотя мне говорили, что потребуется шесть-семь месяцев для восстановления. Я не любитель работать в «тренажерке», но этот период я как раз проходил там, по три часа каждая тренировка, и когда в последний месяц, наконец, началась работа с мячом, я почувствовал облегчение.
– Ты же занимался на базе футбольного «Кайрата»?
– Все верно, мы проходили реабилитацию с Бруно Соаресом, он тоже порвал крестообразные связки. Еще с Ермеком Куантаевым познакомились, у него была проблема с голеностопом. В общем, со многими тренировался, не так чтобы стали друзьями, но общались.
– В футбольный «Кайрат» не захотелось после этого?
– Было такое (смеется ). Вообще когда я тренировался с некоторыми игроками, то не заметил сильной разницы, мне понравилось на большом поле, но просто тренеры меня не знают, никто не зовет. Но это не значит, что я хочу сменить футзал на футбол, просто хотел бы попробовать себя в большом футболе.
«Лео будет тяжелее играть против нас, чем нам против него»
– Предстоящий апрель станет месяцем больших испытаний и больших турниров. Сборная Казахстана сыграет отбор на ЕВРО-2018, а «Кайрат» начнет борьбу в Финале четырех Кубка УЕФА. Как справиться с такой нагрузкой в один месяц?
– Будет очень сложно, во-первых, потому что большая нагрузка ляжет на местных игроков «Кайрата», а во-вторых, в соперниках будут сильные команды. В том же отборе на ЕВРО я думаю, к нам теперь станут иначе готовиться, отношение к сборной изменилось после прошлогодних успехов. Хотя если честно, играть в статусе аутсайдера было легче, соперники не воспринимали нас серьезно, выходили расслабленными.
– Есть большая вероятность, что в Финале четырех вы так или иначе встретитесь со «Спортингом», где на правах аренды выступает Лео. Насколько непривычно будет играть против него?
– Ну, для меня все-таки более-менее привычно, потому что я много раз выходил против него будучи игроком «Тулпара». Да и тут надо расценивать с точки зрения профессионализма, каждый будет выполнять свою задачу. Но думаю, Лео будет тяжелее играть против нас, чем нам против него и «Спортинга» (улыбается).
– Как на ЕВРО, так и на чемпионате мира нас остановили испанцы. Они просто сильнее или нам где-то не хватило удачи?
– У испанцев есть класс, но я считаю, разница в прошлом году между нашей сборной и Испанией заметно сократилась, никто не спорит, они победили заслуженно, но им было непросто. А раньше мы проигрывали им просто без шансов, они были как машина, которая закатывала нас. А вот в последней игре в Колумбии у нас уже возникли шансы победить, особенно когда находились в большинстве, жаль, что не воспользовались.
– Ты был в составе «Кайрата» на клубном чемпионате мира в Бразилии и в составе сборной на Кубке мира в Колумбии. Где тебе понравилось больше в плане быта в этих странах?
– Бразилия чуть более цивилизованная и адаптированная к современному миру страна. В Колумбии все-таки видно, что народ еще не так давно пережил громкие события, хотя в том же Медельине достаточно красиво. В целом Южная Америка это особый колорит, очень отличается от того, что мы видим в Европе.
– Форс-мажоров не случалось за этот период?
– Нет, но в Колумбии нас предупреждали, что поздно вечером лучше не гулять по улицам, потому что опасность остается. Но мы все равно иногда выходили, потому что три недели в одном отеле невозможно провести.
«Всегда стараюсь быть на позитиве, и окружающим это нравится, зачем «грузиться» лишний раз?»
– Надо сказать, что ты редкий из местных, что как бразильцы, всегда позитивен, отмечаешь голы танцами. В тебе что-то есть такое южноамериканское, да?
– Я действительно всегда стараюсь быть на позитиве, и окружающим это нравится, зачем «грузиться» лишний раз? Мне кажется, самому легче, когда думаешь о чем-то хорошем, улыбаешься, шутишь, я такой везде и со всеми. А когда мы с Дауреном Нургожиным живем в одном номере, там вообще все время смех стоит. Отмечать голы оригинально я тоже люблю, это нравится публике. Но вообще я казах, а не бразилец (смеется).
– Ты уже придумал новый танец, чтобы отпраздновать один из голов?
– Кстати да, придумал, но теперь надо понять, в каком именно матче его исполнить.
– Давай поговорим про связку тренеров Какау-Алесио. Они выглядят очень разными, первый довольно позитивный, открытый, второй более сдержанный, согласен?
– Да. У Какау есть эмоции, но он добряк сам по себе, а вот Алесио более жесткий, не зря же защитник в прошлом, если он что-то сказал, то так и должно быть.
– Твой бывший тренер Амиржан Муканов недавно сказал, что Есенаманов и Нургожин играют не в свой футзал в «Кайрате» и что он не ждет от вас феерии в ближайшее время. Тебя задели эти слова или нет?
– Сразу скажу, что к Амиржану Абзаловичу я отношусь как к отцу, он нас растил, душу вкладывал. Это его мнение, я знаю, что он зачастую говорит жестко, хотя при личной встрече он чуть более позитивен. Наверное, ему немного обидно, он хочет, чтобы мы постоянно играли, но мы относительно недавно перешли в «Кайрат» и для нас это тоже нелегко, потому что мы всю жизнь играли в одном клубе.
Доля правды в его словах есть, наша четверка играет в более оборонительном стиле, но на 100% согласиться с Амиржаном Абзаловичем я не готов.
– У тебя когда-нибудь были предложения от зарубежных клубов, и в целом есть ли желание попробовать себя в другом чемпионате?
– Желание, конечно, есть, но реальных предложений никогда не поступало. Был один вариант, когда я еще играл в «молодежке», звали в Румынию, но я даже не стал рассматривать, я еще слишком молодой был, и контракт действовал с «Тулпаром». Но попробовать себя в сильной лиге хотелось бы, в Испании или Италии например.
Кстати еще вспомнил, в Беларусь звали, но я тогда думал, что их чемпионат не сильнее нашего, а сейчас, оказывается, у них 17 команд в лиге, плей-офф, и мне рассказывал один игрок, что около десяти клубов примерно одного, хорошего уровня.
«Есть карагандинская высшая лига, там 12 команд, они могли бы спокойно играть в Чемпионате Казахстана, но у них нет желания выходить из региона»
– Тебе как уроженцу Караганды должно быть особенно обидно, что в чемпионате сейчас всего пять команд и среди них нет представителя из твоего родного города?
– Да, у нас ведь большая страна, и климатические условия такие, что комфортнее играть в футзал на протяжении 6-8 месяцев. В той же Караганде действительно все играют в футзал, много команд.
– Каких-то сдвигов по восстановлению профессиональной футзальной команды в Караганде нет?
– Вот когда последний раз ездил, спрашивал, все говорят, что никаких движений в эту сторону не видно. Там есть хорошая молодежная команда «Тулпара», выступает в чемпионате области, но им даже не говорят, будет ли что-то в будущем. Хотя у нас есть карагандинская высшая лига, там 12 команд, и мне кажется, они могли бы спокойно играть в Чемпионате Казахстана, но у них нет желания выходить из региона.
– У тебя два сына, старший уже занимается в академии АФК «Кайрат», он сразу хотел играть в футзал или пришлось уговаривать?
– Он хочет играть в большом футболе, но ему сейчас нравится в футзале, и мне кажется, что на таком раннем этапе лучше развивать технику, ребенку не нужны физические нагрузки в такой период, и эта практика повсеместная, в той же Бразилии именно так – сначала футзал, потом большой футбол. А вообще я за то, чтобы дети в целом занимались спортом, необязательно футзалом или футболом.
– Но сыну нравится футзал сейчас?
– Да, очень. Он сейчас в первый класс пошел, когда я его забираю с последнего урока, он уже сидит готовый, в форме, ждет тренировки.
– Как думаешь, что произойдет раньше: сборная Казахстана по футболу выйдет на чемпионат мира или сборная Казахстана по футзалу выиграет чемпионат мира?
– Тут сейчас главное никого не обидеть. Мне кажется, в нашей премьер-лиге неплохой уровень, и рано или поздно сборная попадет на ЧМ. Хотя не знаю, что произойдет раньше, мы, конечно, «выстрелить» тоже вполне способны.