Серые кардиналы

Серые кардиналы

Все мы зрители спортивных событий, мы знаем о спортсменах все. Они на виду, они – узнаваемые лица. Но есть в спорте настоящие «серые кардиналы», от действий которых чуть ли не полностью зависит итоговый успех. Так называемые сервисмены, люди, которые всегда в тени, работающие тогда, когда все остальные отдыхают.

После успешного финиша мы часто слышим слова благодарности от спортсменов своим сервисменам. За то, что они хорошо подготовили лыжи, и намазали правильную смазку. Но не все так просто дается этим людям, чтобы подготовить победную пару лыж для лыжника или биатлониста.

От этого человека зависит половина успеха в гонке

Издревле, как только человек научился кататься на лыжах, перед ним встала проблема скольжения. Ведь надо, чтобы лыжи не только хорошо катили вперед, но и не соскальзывали назад при подъемах. Изначально для этих целей использовались шкуры животных (кстати, сейчас в некоторых малых народах севера это до сих пор практикуется). Но, во-первых, это очень дорого – мало кому захочется покупать оленью шкуру только для того, чтобы использовать ее на лыжах; во-вторых, непрактично. Да, скольжение улучшается, но не намного; и в-третьих, шкуры очень быстро изнашиваются, что опять же, непрактично. С приходом в мир пластиковых лыж проблема скольжения обострилась, ведь для пластика хорошее скольжение справедливо в обе стороны. Вот тут в дело вмешались сервисмены – люди, которым приходится решать эту проблему.

Для начала определимся с терминами. Сервисмен – это человек, который не просто подготавливает и ухаживает за лыжным инвентарем, а еще и определяет по погоде чем и как надо обеспечивать наилучшее скольжение и удержание на данном снегу. Неудивительно, что они работают в тесной связке с синоптиками, ведь погода, как и снег, бывают очень разными. Нередко встречается слово «смазчик», имея ввиду, что этим людям большую часть работы приходится натирать лыжи, но это не совсем правильно. Работа сервисмена-профессионала имеет намного больший спектр, нежели просто натирание лыж.

 

По снегу – как посуху?

Чтобы больше понять суть работы сервисмена, вернемся к проблеме скольжения. Важно, чтобы на трассе лыжи хорошо скользили вперед, и практически не съезжали назад на подъемах, да еще и позволяли спортсмену толкнутся и получить импульс для движения вперед. Но сделать поверхность одновременно и скользкой и нет практически невозможно. Поэтому тут приходится идти на компромисс. Как обеспечить оптимальный баланс этих двух составляющих? Вот какая задача стоит перед сервисменами. Вы никогда не замечали на профессиональных лыжах ложбину? Она называется центральная колодка. Вот именно она и является ключевым элементом в решении этой проблемы. Смазка для лыж делиться на две категории – смазка скольжения и смазка держания. Из названий наглядно понятны их назначения. Смазку скольжения наносят на основную скользящую поверхность лыжи, а смазку держания в эту ложбину, тем самым обеспечивая оптимальное скольжение на ровных участках вперед и держание лыж при скольжении назад.

Существует еще масса тонкостей в этом непростом деле. Сами мази делятся на множество категории: они бывают жидкие и твердые, в виде мази или даже порошка. Некоторые вещества наносятся только под воздействием тепла (например, парафины), для которых используется специальный утюг (который, кстати, очень дорогой), разогретый до 160 градусов. При этом нередко выделяются ядовитые вещества и работать приходиться в защитных масках. Перед тем, как нанести смазку, рабочую поверхность надо как следует очистить, что, учитывая, что для защиты от пыли на лыжи накладывается парафин, требует немало усилий и времени. Их комбинации сводятся к поиску оптимального скольжения на каждой определенной трассе, не говоря уже о погоде. А для этого нужно заранее знать о погоде, снеге и трассе.

Обкатка лыж - важная часть подготовки

Примеряем на себя

Поиск смазки это основная, но только видимая часть работы. Для того, чтобы найти оптимальное решение нужно проделать немало другой работы. На качество скольжения имеет влияние абсолютно все – начиная с погоды и заканчивая молекулярной структурой снега. Поэтому подъем у сервисменов в день гонки происходит обычно ранним утром – часов в шесть или даже раньше. Первым делом, они изучают погоду – чего надо ожидать от матушки природы в ближайшие часы. Потом собирают данные о структуре снега на трассе. Для этого они обходят весь маршрут и берут пробы, смотрят и внимательно изучают трассу. Снег тоже бывает разным – мягким или жестким, мокрым, сухим и даже искусственным. Все это влияет на выбор смазки. На основе собранных данных сервисмен подготавливает несколько вариантов смазки, наносит их на лыжи и встает на них. Проверяется все просто – на время. На каких лыжах один и тот же человек быстрее – та комбинация смазки лучшая. Но процесс, называемый обкаткой лыж, тоже не так прост. Обычно это пар 20 лыж с разными вариантами смазки. Для того чтобы их проверить и обсудить с коллегами, найдя нужный вариант, уходит не один час. К началу гонки у каждого спортсмена должны быть подготовлены минимум две пары лыж с разной смазкой для определенных условий.

Специальный утюг для нанесения смазки может стоить тысячи долларов

Нет и единого рецепта смазки для каждого случая. Тут работа сервисмена сравнима с творчеством. В сочетаниях и комбинациях нет границ, только существуют ограничения на некоторые вещества, которые использовать в смазке нельзя. В остальном же – полная свобода действий. Если вариант найден, то профессионал подготовит пару за пять минут, но правильность выбора может показать только сама гонка и ее результаты. А сервисмены тоже люди и им свойственно ошибаться. Ошибка, которая может стоить победы. Так что люди, которые редко попадают в кадр, это очень важная составляющая лыжной или биатлонной команды.

Снимаем макияж

Не стоит думать, что с окончанием гонки работа сервисмена окончена. После того, как спортсмен отдал лыжи ими снова надо заниматься. Снять «макияж», как сами выражаются сервисмены. Лыжи надо обработать, удалить смазку и нанести защитный слой парафина, чтобы поверхность не пылилась. Вот и получается, что вставать надо в пол шестого, а ложиться в полночь. Причем на следующий день все начинается сначала. Именно от работы этих людей процентов на 50 зависит успех в гонке. Далеко за примерами ходить не надо – быстрейший гонщик в биатлоне француз Мартен Фуркад несколько раз становился жертвой ошибок сервисменов, что стоило ему побед.

Как и любой другой обслуживающий персонал, сервисмены часто забываются. А зря. Недаром, есть такая поговорка «Супергероя делают таковым не его суперспособности, а его команда». Это справедливо и в спорте.

Ошибка в тексте? Выделите и нажмите Ctrl+Enter
Комментарии
;