Корреспондент Prosports.kz анализирует ситуацию с лимитом на легионеров КПЛ.

«В Казахстане есть хорошие футболисты, но они также должны себя развивать. Если бы убрали лимит, тогда было бы намного легче – они были бы в реальной конкуренции. Нигде в Европе нет ограничения на легионеров», – эти слова Стоилов произнес в марте 2017 года, будучи тренером «Астаны».

Возглавив национальную сборную, болгарин оказался в ситуации, когда лимит на легионеров, наоборот, выгоден для формирования его команды. И сейчас Стоилов уже высказывает недовольство отсутствием игровой практики некоторых кандидатов в сборную, которые порой проигрывают конкуренцию в клубах иностранцам.

Как ни крути, в «Кайрате» и «Астане» результат во многом делают иностранцы. Если ужесточат лимит, показатели того же столичного клуба в еврокубках могут пойти на спад. В то же время лимит – искусственное ограничение, которое далеко не всегда приводит к прогрессу молодых футболистов, а скорее, наоборот, расхолаживает их. Кайрат Боранбаев приводит пример России, но главный успех россиян в XXI веке (бронза на ЕВРО-2008) пришелся на поколение, которое выросло без лимита.

Мотивацию Кайрата Советаевича понять очень просто: он, конечно, беспокоится за результаты сборной, но прежде всего его волнует родной клуб. И это нормально, давайте не забывать, что Боранбаев прежде всего бизнесмен. «Кайрат» вложил огромные деньги в развитие детско-юношеского футбола и хочет получить отдачу как можно быстрее. Поэтому ему лимит неудобен, там хотят внедрять как можно больше своих игроков и сделать так, чтобы остальные клубы также не были настолько зависимы от легионеров. Быть белой вороной алматинский клуб не может (хотя уже пытается, пусть и на локальном уровне, а именно в Кубке Казахстана-2018, где играли исключительно казахстанцы), ведь результат тоже важен, именно из-за этого клуб пытается подкорректировать лимит всего чемпионата. Также Боранбаев, безусловно, прав относительно качества легионеров в клубах второй шестерки. Но тогда скорее надо ограничить их в заявке, нежели на поле, потому что когда в запасе сидят еще четыре иностранца – это действительно перебор и нерациональное использование бюджета.

Но еще раз обратимся за примером к России, где на данный момент действует аналогичный нашему лимит 6+5 (6 иностранцев, 5 россиян). Что из этого вышло за прошедшие десять лет? Обнаглевшее поколение, которое бьет людей стульями, в среднем зарабатывая от 2 до 4 млн евро, и совсем не желает играть дальше родной РПЛ. Показательно, что в России со следующего сезона лимит будет изменен, терпение закончилось, премьер-лига переходит на формат 10+15 в заявке (10 легионеров, 15 россиян) без ограничения на поле.

Ужесточение лимита в Казахстане может еще больше повлиять на контракты казахстанцев, а они и без того несколько завышены. То есть мы можем столкнуться со всеми проблемами, которые преследовали тот же российский футбол.

Краткий вывод таков: лимит на поле ужесточать нельзя, лимит в заявке стоит сократить или как минимум убрать функцию с возможностью дозаявки двух легионеров, которая к тому же обязывает платить 70 млн тенге (пусть клубы лучше тратят эти деньги на свои школы).

Кайрат Боранбаев, председатель наблюдательного совета ФК «Кайрат»: