С давних времен, как только был изобретен двигатель внутреннего сгорания, человечество загорелось гонками. Раньше это были лошади и колесницы, теперь гонки вышли на иной уровень. Сколько же видов гонок существует? Чтобы их перечислить не хватит и всего номера нашей газеты. А вот о наиболее престижных мы можем рассказать вполне. 

Итак, какие виды автогонок, помимо Формулы 1, которую называют Королевой автоспорта, считаются наиболее престижными? Ответить на этот вопрос непросто, однако, руководствуясь своим собственным мнением, мы выделили несколько серий. Это, разумеется, классическое ралли World Rally Championship (WRC), чемпионат мира среди кузовных автомобилей World Touring Cars Championship (WTCC), серия суточных гонок 24 Le Mans, а так же еще несколько менее значительных, но не менее зрелищных гоночных серий.

 

Асфальт, гравий и снег

Классическое ралли или как его теперь именуют WRC, в современном облике появилось в 1973 году, когда Международная автомобильная ассоциация (FIA) взяла под свое крыло независимое соревнование Международный чемпионат мира по ралли для производителей. Как ясно из названия, в этом соревновании всегда принимали участие самые знаменитые автомобильные марки планеты. Так повелось, что в ралли принимают участие сильно доработанные серийные автомобили, прошедшие омологацию (то есть производители обязаны выпустить определенное количество гражданских версий). Хотя, специально для WRC машин не создается, а берется обычный автомобиль и полностью переделывается в гоночный (как правило к названию и марке присоединяется индекс WRC). Так в свое время победителями в ралли становились такие культовые машины как Toyota Celica, Subaru Impreza, Mitsubishi Lancer, Peugeot 206, Ford Escort, Audi Quattro и множество других машин. Все то, что приходилось дорабатывать на гоночных машинах в ралли, со временем переходило и на серийные модели. Допустим, регулируемая подвеска перекочевала на обычные дороги как раз с раллийных спецучастков.

Какая разница, что под колесами?

Как таковых, команд в WRC нет, но есть производители. То есть две машины марки Citroen принадлежат этому производителю и представляют его интересы. Помимо заводских команд в ралли есть и частные гонщики, которые за свои деньги приобретают машины, переделывают их и гоняются наравне с заводскими машинами.

Чемпионат WRC, как и Формула 1, состоит из отдельных этапов, носящих имя страны (вроде ралли Испании или ралли Японии) или определенное название (ралли Акрополис (Греция), ралли Тысячи озер (Финляндия)). Проводятся они по всей планете и география ралли куда шире Королевы автоспорта. Гонки проходят не по замкнутому кольцу, а на дорогах общего пользования, по которым машине надо добраться из пункта А в пункт Б. Каждый этап делиться на 3-4 дня, за который каждый экипаж (в машине должны находиться пилот и штурман) по очереди пройти от 15 до 25 спецучастков (СУ) и несколько километров по дорогам общего пользования, чтобы добраться от одного финиша к старту следующего спецучастка. Впрочем и сами спецучастки проводятся по обычным дорогам, которые на время гонки перекрываются. Единственное исключение – суперспецучасток. Специально построенный трек (обычно это замкнутая кольцевая трасса) на стадионе или на действующем треке. На этом отрезке спортсмены соревнуются парами на выбывание. Машина, показавшая наименьшее время по сумме всех отрезков и получает титул победителя ралли и 25 очков в свою копилку. Покрытие тоже бывает разным, в зависимости от места проведения гонки: асфальт, гравий (или грязь) и снег (лед). Иногда ралли может быть смешанным, то есть часть спецучастков проходит по асфальту, а часть – по гравию, что создает дополнительные трудности для команд.

Отдельно хочется сказать о штурманах. Перед стартом каждого ралли, маршрут гонки несколько раз проезжается участниками для ознакомления. Это обычные дороги и потому нужно изучить каждый поворот, каждую яму и особенность покрытия. Вся информация записывается штурманом в стенограмму, которую он и читает пилоту во время гонки. По каждому из СУ позволяют проехать всего два раза, причем соблюдая все правила дорожного движения.

Такие прыжки в ралли - не редкость

По ходу гонки машины могут пройти 15-минутное техобслуживание, но только после прохождения определенного количества СУ и под строгим контролем комиссаров гонки. В конце каждого дня команда получает возможность еще 45 минут доработки и ремонта, после чего все машины отправляются в парк, куда никого не допускают до следующего утра.

Самым титулованным гонщиком в WRC является француз Себастьян Леб. Вот уже восемь сезонов подряд с 2004 года и по сей день он и его «Ситроен» непобедимы. До него больше всего титулов было у финна Томми Мякинена, который завоевал 4 титула на Misubishi Lancer. В сезоне 2012 года прошло уже семь этапов из 13 и на пяти победу праздновал Леб. Еще по одной победе в активе у финна Ярри Маати-Латвалы и норвежца Матча Осберга. Вполне вероятно, что у Леба будет и девятый чемпионский год подряд.

 

По кругу…

Кузовной чемпионат мира WTCC является самым престижным для машин с закрытыми колесами (то есть, исключая Формулу 1 и прочие похожие серии). Как и в классическом ралли, в WTCC соревнуются серийные машины специально подготовленные для кольцевых гонок. Еще одно сходство в том, что тут команды-производители машин и много частных пилотов (независимые команды, среди которых идет отдельный подсчет очков). Календарь и география WTCC очень похожа на Формулу 1 и некоторые гонки проводятся на одних треках. В WTCC участвую такие марки как BMW, Chevrolet, Honda и Лада.

Эта серия очень молода – в нынешнем формате она появилась лишь в 2005 году, когда как до этого было множество национальных кузовных чемпионатов объединенных только несколькими гонками носившими статус Европейского чемпионата. Лишь когда FIA стала поддерживать этот вид и вывел эту серию за пределы Европы (в частности этапы проводились в Японии, Бразилии и Марокко), он стал набрать популярность и престиж.

Шевроле доминирует в WTCC

Формат серии прост: серия состоит из отдельных этапов, которые проводятся в разных странах мира. Каждый этап включает в себя две гонки, которые проходят в один день – воскресенье. Стартовый порядок в первой гонке определяет квалификация, старт производится с ходу (то есть машины на малой скорости выстраиваются в стартовую решетку согласно результатом квалификации и как только с машины безопасности дают отмашку зеленым флагом на сарт-финишной прямой, все начинают ехать в гоночном режиме). Старт второй гонки производится с места и положение гонщиков определяют результаты первого заезда. Первые восемь финишеров стартуют в обратном порядке, остальные согласно занятому месту.

Система начисления очков практически идентична раллийной. Это обусловлено тем, что оба чемпионата проводятся под эгидой FIA. В WTCC присутствуют Абсолютный и Независимый (частный) зачёт. В Абсолютном зачёте борются заводские команды (зачёт марок). Участвуют в нем и независимые команды и пилоты, но поскольку возможности частников ограничены, специально для них был создан Независимый зачет Yokohama Trophy. Сделано это было, чтобы сохранить в чемпионате присутствие частников, так как они составляют практически половину всего пелетона. С 2010 года введены новые зачёты. Зачёт новичков чемпионата Rookie Challenge, в котором участвуют только те пилоты, которые проводят свой первый сезон в WTCC, а также зачёт быстрых кругов Fastest Lap Trophy, поддерживаемый одним из спонсоров WTCC. В сезоне 2011 года с приходом турбодизельных моторов объёмом 1.6 литра введён новый зачёт Jay-Ten Trophy, для автомобилей подготовленных по старой спецификации S2000 с 2.0 литровыми двигателями.

На данный момент в WTCC царит гегемония Chevrolet. Ее пилоты фактически непобедимы, а машины намного быстрее конкурентов, коими являются BMW и SEAT. Француз Иван Мюллер и его партнеры по команде Chevrolet британец Роберт Хафф и швейцарец Алан Меню занимают первые три строчки общего зачета. В ближайшем будущем не видно машину, коротая бы смогла обогнать на трассе светло-голубой «Шевроле Круз».

Примечательно, что именно в WTCC первыми пришли российские гонщики. На данный момент в чемпионате участвует команда Лада и есть российский пилот – Алексей Дудукало. Успехи россиян пока скромны, но тот факт, что на прямой Лада 2110 оказалась быстрее BMW 3 серии – уже из области фантастики. Однако в WTCC это так, своими глазами видел.

 

На выживание

Суточная гонка на французском треке в Ле Мане породила целую серию гонок на выносливость. Здесь уже не так важно чистое время прохождение как выносливость машины и людей. Ведь побеждает не тот, кто первый пересечет финишную линию, а тот чья машина за сутки пройдет наибольшее количество километров. На данный момент в серию входит пять треков – в Ле Мане, СПА-Фарнкоршам (Бельгия), Брно (Чехия), Альгавре (Португалия) и Доннингтон (Великобритания). В каждом из них за сутки гонщики должны проехать не менее 1000 км. Помимо этого существует Западно-американская серия Ле Ман, в которой по тем же правилам участвуют пилоты из США, Канады и Мексики.

В гонке участвует большое количество машин – около 50. Они делятся на классы: Гран-туризмо GT (серийные машины с доработками) и специальные прототипы Ле Ман LMP (уникальные машины собранные только для участие в этом марафоне). Каждый класс делиться на подклассы – в GT по весу и мощности, в прототипах – по типу топлива (бензиновый или дизельный). Все участвую в гонке одновременно, победитель определяется в Абсолютном зачете и в каждом классе отдельно.

Audi - впервые победитель гонки на дизельном моторе

В серии Ле Ман свои правила – квалификация состоит из двух сессии – дневной и ночной, а старт гонки проводится с хода. Во времена открытых автомобилей гонщики выстраивались напротив своих машин на другой стороне трассы и по команде судьи бежали к машинам, запускали двигатели и стартовали. Многие гонщики не торопились пристегивать ремни, делая это после нескольких кругов, на первом пит-стопе или не пристегиваясь вовсе, что зачастую приводило к тяжелым травмам при аварии. Конец такой практике положил Жаки Икс в 1969 году. Считая, что стартовать так небезопасно, он повел себя не так, как все пилоты. Вместо того чтобы бежать к машине, он не спеша шел (причем его чуть не сбили несколько соперников, успевших стартовать), также не спеша он занял место в болиде. Он внимательно и тщательно застегнул ремни безопасности, и стартовал, таким образом, с существенным отставанием. Несмотря на это, он выиграл гонку, тогда как некоторые даже погибали как раз из-за того, что не пристегнулись. Эти обстоятельства привели к тому, что на следующий год все гонщики стартовали по команде уже сидя в машине пристегнутыми.

В настоящее время используются экипажи из трех пилотов, но до 1970 года в составе одной команды нельзя было иметь более чем двух гонщиков. Сейчас количество часов, проводимых гонщиком в кокпите подряд, ограничено.

Как и в Формуле 1 FIA продолжает ужесточать меря безопасности и постоянно меняет правила в угоду этой цели. Коснулось это и гонки в Ле Мане, когда трек был реконструирован, чтобы снизить скорость прохождения круга.

 

Машины будущего

Как ни странно, за океаном автоспорт любят не меньше, чем в Европе. Но там у них свои чемпионаты и самым популярным считается Национальная Ассоциация гонок серийных автомобилей (National Association of Stock Car Auto Racing или NASCAR). Создал ассоциацию (да и саму серию) Билл Франс-старший в 1947 году, объединив в одну серию несколько любительских чемпионатов. Три самых крупные серии NASCAR – NASCAR Sprint Cup Series, NASCAR Nationwide Series и NASCAR Camping World Truck Series. Серии проводятся и за пределами США. Идею Франса ни одна спортивная организация не поддержала, но он не сдался и вскоре сделал чемпионат одним из самым популярных спортивных событии в Северной Америке. Семья Фарнс до сих пор владеет всеми правами на серию NASCAR. Высокие призовые, плюс небольшие затраты и способствовали росту популярности серии. В ней принимали участие и именитые гонщики и новички, которые на равных могли сражаться со звездами.

NASCAR по поулярности трансляций превосходит даже НБА и НХЛ

Первоначально в серии использовались серийные машины, однако специфические нагрузки и гоночные требования все больше изменяли облик машин. К сегодняшнему дню от серийных машин остались только названия, в остальном это совершенно другие машины. Сток-кары носят имена серийных автомобилей, однако не похожи на них даже внешне. В основе автомобилей лежит трубчатая стальная рама. Заводы (сейчас это – Dodge, Ford, Chevrolet и Toyota) поставляют командам только блоки цилиндров, и некоторые другие детали – все остальное, включая каркас и внешнюю металлическую обшивку, команды строят сами. Моторы V8 мощностью от 770 л. с. и выше.

В 2007 году NASCAR начал переход на Автомобили Будущего (Car of Tomorrow). На этих автомобилях двигатели выполнены по ещё более жестким спецификациям, с фиксированным расстоянием между цилиндрами, что делает их фактически одинаковыми. Однако отдача их осталась прежней. Даже некоторые внешние параметры строго ограничены требованиями безопасности. В 2010 г. NASCAR начала постепенно улучшать эстетический вид СОТ. Начиная с весеннего этапа в Мартинсвилле, вместо антикрыла стали использовать стандартный спойлер. В 2011 г. должен поменяться внешний вид передней части. В 2013 году, передняя часть претерпит ещё больше изменений, что даст индивидуальный вид для каждой автомобильной марки.

Всего в календаре NASCAR 36 этапов, не считая двух престижных внезачетных гонок на треке Daytona International Speedway – самой знаменитой трассе, построенной специально для NASCAR. Это Budweiser Shootout и Sprint All-Star. Система подсчета очков в этой серии сложна. Победитель получает 185 очков, За второе место дают 175 очков, далее, со второго по шестое – с шагом в 5 очков, с седьмого по 11-е – с шагом в 4 очка, и с 12 места - с шагом в 3 очка, до последнего, 43-го места, за которое дается 35 очков. Однако всего очки в зачет владельцев машин получают 54 участника — 11 не вышедших на старт, но занявших в квалификации места с 44-го по 54-е получают от 32 до 3 очков. Кроме того, дополнительно даются 5 очков каждому, кто смог лидировать хоть один круг, а также 5 очков тому, кто лидировал больше всех.

 

Эпилог

Разумеется, на вкус и цвет товарищей нет и описанные выше серии не являются эталонами автоспорта. Есть и множество других зрелищных и быстрых серий, но именно WRC, WTCC, NASCAR и 24 Le Mans – наиболее престижны в современном автоспорте.

 

Интересные факты:

В классическом ралли отдельным этапам дают красивые имена. Так, ралли Финляндии носит сразу два неофициальных названия – ралли Тысячи озер (из-за местности, где прохладит гонка изобилует мелкими озерами) и ралли Тысячи прыжков (из-за огромного количества холмов на которых машина на большой скорости прыгает, причем зачастую сразу в поворот).

Именно на гонке 24 часа Ле-Мана было положено начало такой традиции как душ из шампанского. В 1967 Дэн Герни и А. Дж. Фойт выиграли гонку. Когда Герни получил на подиуме бутылку шампанского, то увидел внизу главного администратора Форда Генри Форда II, владельца команды Кэрролла Шелби, которые ранее предсказали провал. Герни встряхнул бутылку и облил всех поблизости, установив таким образом традицию, которая воспроизводится во всём мире уже более 40 лет.

Plymouth Superbird - звезда гонок и кино

Анимационный фильм «Тачки» основан на правилах серии NASCAR и даже один из персонажей фильма и его авария были взяты с реальных событий. Речь о гонщике Ричарде Петти и его знаменитом Plymouth Superbird. Он так же проиграл чемпионский титул, попав в аварию за поворот до финиша. В фильме его прототип – гонщик Кинг.

Серия NASCAR и ее гонка «Дайтона 500» является вторым по популярности спортивным событием в США, уступая лишь финалу NFL (Национальной футбольной лиге) и обходя такие лиги как НБА и НХЛ.

 

Цифры:

410. На трассе в Ле Мане один из прототипов развил скорость более 410 км в час. После этого FIA начала политику по повышению безопасности в Ле Мане.

13. Финские пилоты – абсолютные рекордсмены как по количеству чемпионских титулов в WRC – 13 (в период 1981—2002), так и по количеству чемпионов мира – 6 (Ватанен, Миккола, Салонен, Канккунен, Мякинен и Гронхольм).

22. Совсем немного не хватило Пьеру Левегу, чтобы выиграть 24 часа Ле Мана. Пилот провел за рулем бессменно 22 часа и только поломка дросселя и усталость (он все же заснул за рулем) не позволили ему финишировать.

55. Обычно в 24 часах Ле Мана принимают участие только 50 машин, но в 2008 году было сделано исключение – к старту допустили 55 экипажей.