Омари Тетрадзе: Меня бесило, что футболисты «Тобола» не выкладывались!

Омари Тетрадзе: Меня бесило, что футболисты «Тобола» не выкладывались!
news-banner7
mobile-news-top

Экс-тренер костанайцев в эксклюзивном интервью Prosports.kz рассказал о «беспределе» в команде, а также вспомнил свою карьеру в сборной России, «Роме», где играл с Тотти, а также не согласился с Андреем Аршавиным относительно будущего.

– Омари Михайлович, с чем связано, что до последнего времени ваша команда мало пропускала в чемпионате Казахстана, а затем все изменилось?

–Прежде чем я принял «Тобол», я внимательно изучил, как команда выступала в прошлые годы. Первое, что мне сразу бросилось в глаза – очень много мячей пропускали и при этом мало забивали. Пропускали около 40-45 мячей в чемпионате. В этом году до последнего матча с «Кайратом» пропустили в общей сложности 10 мячей. Затем ситуация изменилась. Столько внимания мы уделяли обороне, и смотрите, в каких ситуациях нам залетали мячи – со стандартов. Что касается «Кайрата», то в открытый футбол играть с этой командой – катастрофа для всех. Передо мной стояла изначально задача: наладить игру в обороне, конечно, уделяли внимание атаке. Я считаю, что атака – это импровизация. Мы работали над определенными комбинациями, потом с тренировочного процесса переносили конкретно на игру. Но не всегда это получалось.

– С грузинским специалистом Кахабером Цхададзе поддерживаете отношения, особенно когда приезжали в Алматы?

– Да. У нас очень теплые отношения. И когда находился в Костанае, мы все время созванивались, поздравляли друг друга.

– В бытность футболистом, вы сходились с ним на поле?

– Мы играли в одной команде. В «Динамо» Тбилиси, в московском «Динамо». В «Анжи» вместе были тоже.

– Один вопрос по вашему выступлению за сборную России. В матче с Люксембургом вы получили роковую травму. Это правда, что ваша супруга даже выбежала на поле, когда все это произошло?

– Было такое. Я уже вроде за полем был.

– Она все время с вами была?

– Все время не отходила от меня. Даже когда меня оперировали, семья всегда рядом находилась. Дочка тогда у меня совсем маленькая была, несколько месяцев.

– Она потом в «Ютубе» не просматривала тот эпизод матча?

– Нет. Не позволили.

– Травма много перечеркнула грандиозных планов?

– Можно и так сказать. Все равно я благодарен судьбе и Всевышнему, что после такой серьезной травмы я смог вернуться в большой футбол. Мне не удалось сыграть в чемпионате Италии, как хотелось. Два года отыграл в греческой лиге. Потом вернулся обратно в Россию и завершил свою карьеру.

– Слышал, что вы жили в многонациональном районе и всегда болели за разные сборные.

– Наши наших обыграли (смеется). Это было в Грузии, когда играл в «Динамо» из Тбилиси. Когда кавказское дерби проходило, или с «Араратом» или «Нефтчи» Баку встречались. Полстадиона болеет за одну команду, вторая половина – за других. Грузия – многонациональная страна: армяне, греки, грузины, русские, и все вместе живут в двориках, как в Италии. Утром, когда грузин умывается на улице, подходит к нему армянин и спрашивает: «Гоги, Гоги, ты видел вчера, как наши наших обыграли?» (смеется).

- «Тоболу» реально решить задачу: выиграть бронзовые медали в этом сезоне?

- «Москва не сразу строилась». Решить задачу третьего места легче всего. Легко забраться на вершину. Гораздо сложнее удержаться. Сегодня есть «Кайрат» и «Астана», они держат марку. Все время соревнуются, кто из них займет первое и второе место. Я не хотел создать команду-однодневку. Сегодня решили задачу, а завтра все развалили. Вспомните 2010 год. «Тобол» стал чемпионом. В 2011 году команда развалилась. И понеслось. Прошло столько времени, 7 лет, и теперь «Тобол» хочет попасть в тройку призеров. Это стимул, он должен быть. Нужно донести это до футболистов, до их мозга, что это не детский сад. Не просто так ставят задачу. Они должны в первую очередь хотеть. Должна быть у клуба философия. И под эту философию нужно приглашать футболистов, которые будут выкладываться и вносить лепту в успех клуба.

«Некоторые игроки почувствовали, что можно выйти на одной ноге и выиграть матч»


– «Ордабасы», «Иртыш» могут претендовать на места в еврокубках, но при этом они легко относятся к Кубку Казахстана.

– Это самый короткий путь в еврокубки! Что касается вылета «Тобола» из Кубка, то скажу следующее. Чтобы решать такие высокие задачи, нужно поддерживать свой имидж. Некоторые игроки почувствовали, что можно выйти на одной ноге и выиграть матч. Была недооценка соперника и переоценка своих возможностей. Это самое страшное. И за это мы поплатились. А что в чемпионате? Хочу – играю, не хочу – не играю. Выкладываться-не выкладываться – тоже вопрос желания. И это меня бесило! Ни один тренер, ни один психолог не настроит футболиста, как сам футболист настроит самого себя. Он должен сам хотеть. Порой мы разговаривали в индивидуальном порядке. Но в глазах видел пустоту. Ему это неинтересно. Говори ему, а он будет делать так, как считает нужным для себя. Потому что он «великий».

– Может, на самом деле стоит в контрактах клуба прописывать опции о снижении спортивного мастерства?

– За такое контракт должен наполовину снижаться, как минимум. Такой пункт должен быть. Я бывший профессиональный футболист. И как главный тренер тоже выкладываюсь на поле. Но я не должен заставлять футболистов выкладываться, тренироваться – это их работа. Я не должен умолять, чтобы мои подопечные играли. За это они получают зарплату. Вот в чем разница между европейским профессионалом и постсоветским. Наш футболист если подписывает контракт, то он удовлетворяется. Он может купить себе машину, квартиру, девушку пригласить в ресторан, в ночных клубах пропадать, но он не думает о завтрашнем дне. У него пенсия уже выписана на год. А европеец, когда подписывает миллион, думает, как эту сумму удвоить или утроить. Начинает работать над собой. В Европе все знают, какие есть дисциплинарные меры, и стараются не нарушать правила. Да, есть вещи, где мы можем закрыть глаза. Мы тоже были молодыми. Но это не должно повлиять на команду. Условно Иванов заявил мне, что он великий футболист. Ну пусть мне тогда докажет на футбольном поле, но не на словах. Проблема в том, что они получают деньги. А они должны зарабатывать. Разница большая между получением и заработком.

– Люди из категории «слышат, но не слушают» – это местные или иностранцы?

– Я не смешиваю эти понятия. Говорю в целом. Легионер должен быть выше местного на десять голов. И тот же местный молодой парень должен брать пример с легионера: как вести себя в быту и на тренировке. Может, тогда он станет великим.

– К сожалению, многие клубы КПЛ просто осваивают бюджеты. «Тобол» не из этого списка?

– Если все команды будут ставить серьезные задачи, и руководство будет требовать их выполнения, например акимы, то это принесет пользу. Так и должно быть. Клубы не должны осваивать бюджет. Как только все клубы начнут выполнять высокие задачи, сразу и чемпионат вырастет. Мне было приятно выйти на поле «Кайрата». Газон, стадион, атмосфера – все идеально. Это должно быть в приказном порядке для других клубов. Вот тогда казахстанский футбол с каждым годом будет процветать, двигаясь вперед.

«Тотти мог что-то ляпнуть, но это не говорит, что он дурачок»


– Вы поиграли в «Роме» и просто невозможно не спросить про Тотти, который завершил карьеру. Какое впечатление Франческо производил на вас в то время?

– В 1997 году, когда я играл в «Роме», Тотти был очень молод. Тренировался с основной командой. Был период, когда его хотели отдать в аренду в «Парму». Но в последний момент передумали. Парень он веселый, как и все итальянцы с Юга. Всегда держал себя в форме. Профессионал с большой буквы. Он сам себя готовил к тренировкам и матчам. Может кто-то и считал его дурачком, но это не так. Он очень умный, образованный. Парень с юмором. Он мог что-то ляпнуть, но это не говорит, что он дурачок.

– Как близко вы с ним общались?

– Очень тесные отношения. В клубе не было разделений. Все время были вместе. Ужинали семьями. Чтобы все это понять, нужно пожить в таком клубе.

– Самый яркий эпизод с участием Тотти?

– Сейчас «Рому» возглавил Ди Франческо. У его жены был день рождения, и он все сюрприз хотел сделать супруге, втихаря. Подходит молодой Тотти и говорит: «твою мать. 40 лет, а ты все сюрпризами живешь!». А поразило меня его отношение. За полтора часа приходил на тренировку. Вроде 19 лет, а приходил в числе первых. Пойдет покачает мышцы в тренажерном зале. Попьет кофе. На тренировку когда выходили, разминка уже была ненужна. Вся тренировка проходила час или час и десять минут.

– В то время вы уже предполагали, что перед вами растет великий игрок?

– Тогда еще не было такого, но видели, что потенциал есть, и все ждали. И сейчас в Казахстане ждут многих молодых. Ждут, ждут и никак не дождутся. 28 лет, а все ждут, когда он вырастет.

– Когда «Рома» в 2001 году выиграла скудетто, поздравили ребят?

– Тогда я был в Греции в ПАОКе. Послал поздравление в Рим.

– На ваш взгляд, почему Тотти так и не решился попробовать себя в другом клубе?

– Он сам «романист». Всю свою жизнь играл в «Роме». Очень тяжело найти футболиста такого уровня, который столько лет выступал бы в одном клубе, хоть и были у него предложения.

– Когда вы в последний раз были в Италии?

– Как уехал, больше не возвращался.

– В отпуск летаете в Грецию?

– Последний раз с семьей были в Египте. Все прошло нормально. Закаляемся (улыбается).

– В завершение хотелось бы узнать о шансах сборной России на ЧМ-2018?

– Россия – хозяйка турнира. Главного тренера сборной Черчесова знаю как тренера и как человека. Очень общительный, квалифицированный. Надеюсь, с его приходом команда скажет наконец-то свое слово. Проблемы есть у сборной России. Огромная страна с огромным потенциалом, но всегда чего-то не хватает.

– Аршавин говорил, что сказка на ЕВРО-2008 больше никогда не повторится.

– Где-то я с ним не соглашусь. В то время была молодая плеяда, которая порадовала нас, особенно в матче с Голландией. Надеюсь, что придет время и Россия скажет свое слово. Надеюсь, и Казахстан это сделает!

Источник: Prosports.kz Ошибка в тексте? Выделите и нажмите Ctrl+Enter
Комментарии