Легенда "Спартака". Он жил и работал в Казахстане

Легенда "Спартака". Он жил и работал в Казахстане
news-banner7
mobile-news-top

Кому из болельщиков старшего поколения не известна фамилия братьев Старостиных, представителей знаменитой футбольной династии? Николай, Александр, Андрей и Петр, все в прошлом отличные футболисты, были одними из главных организаторов создания спортивного общества «Спартак».

Досье:

Николай Петрович СТАРОСТИН (род. 13 (26) февраля 1902, Москва — 17 февраля 1996, Москва) — советский футболист и хоккеист, основатель московского «Спартака». Заслуженный мастер спорта СССР (1934), Герой Социалистического Труда (1990). Чемпион РСФСР 1932, 1934 гг. Чемпион СССР 1928, 1932 гг. За сборную СССР сыграл в 6 неофициальных матчах, забил 1 гол.

Сейчас вряд ли кто помнит, что один из ярких представителей этой фамилии, легендарный Николай Старостин жил и работал в Казахстане. В своей книге «Большой футбол», написанной в послевоенные годы живым, образным языком, младший брат Андрей Старостин вспоминает, как в 1935 году Николая вызвало к себе высокое начальство с просьбой организовать добровольное спортивное общество, которое сумело бы объединить всех физкультурников. В тот памятный вечер на квартире Николая Петровича в Москве собрались почти все футболисты команды со своими женами.

За чашкой чая начался разговор о создании нового общества и возник спор о его названии, команда в прежние годы называлась «Красная Пресня», «Дукат», «Пищевик». И тогда Николай сказал: «Нам нужен девиз, отражающий лучшие качества спортсмена, мужество, волю к победе, ловкость и силу. Всем этим обладал вождь римских гладиаторов Спартак. Давайте его именем и назовем наше общество. Эта идея всем пришлась по душе». Николай Старостин, выступал не только за «Спартак», но и сборные команды Москвы и СССР, ему было присвоено звание заслуженного мастера спорта.

В довоенные годы спартаковцы дважды становятся чемпионами страны, завоевывают серебряные и бронзовые награды. Успехи «Спартака» не давали покоя главе НКВД и общества «Динамо» Лаврентию Берия, сталинские репрессии, правдиво описанные в романе Александра Солженицына «Архипелаг ГУЛАГ» не обошли стороной и братьев Старостиных, по ложному доносу в марте 1942 года они были арестованы и высланы в разные места. Николай Петрович сначала оказался в Ульяновске, затем в Комсомольске-на-Амуре, а после окончания войны по этапу был переведен в Казахстан, город Акмолинск (ныне Астана).

В 1950 году впервые заставил говорить о себе карагандинский «Шахтер», приняв участие в первенстве ВЦСПС в Одессе и Донецке с участием 16 команд, где горняки заняли 4-е место. В те уже далекие годы первым тренером «Шахтера» был бывший узник Карлага, политзаключенный Петр Герасимович Попов. Именно под его руководством в 1939 году московский «Спартак» сделал дубль, став чемпионом страны и обладателем Кубка СССР.

По свидетельству очевидцев летом 1952 года более двух месяцев в ссылке в Караганде находился и Николай Старостин. В те годы в шахтерской столице тренировал боксеров «враг народа», чемпион страны в легком весе Густав Кирштейн, играющим тренером футбольной команды «Динамо» был ссыльный из Баку Евгений Гетте.

Своими воспоминаниями о встречах с Николаем Старостиным в Караганде недавно поделился с корреспондентом «РRОСПОРТ» участник Великой Отечественной войны, бывший нападающий и ветеран команды «Шахтер» Сергей Афанасьевич Стрельцов: «После окончания войны мне пришлось служить в Германии еще четыре года, потом вернулся домой и в 1952 году работал директором стадиона «Динамо». Николая Петровича Старостина помню очень хорошо, он жил на поселении в нашем городе без права выезда, это был настоящий интеллигент в хорошем понимании этого слова. Одет был в строгий серый костюм, обязательно при галстуке, к незнакомому человеку всегда обращался на «Вы». В областном ДСО обсуждался вопрос о назначении Старостина в Караганде старшим тренером команды «Динамо», но его неожиданно перевели сначала в Акмолинск, а затем в Алма-Ату. Зимой под Новый год он снова приезжал к нам из южной столицы с командой по хоккею с мячом».

В восьмидесятые годы прошлого столетия после выхода в свет в Караганде нескольких календарей-справочников по футболу и хоккею, у автора этих строк завязалось знакомство и переписка с известным футбольным статистиком из Алма-Аты, бывшим игроком «Кайрата» к, сожалению уже ушедшим из жизни, Михаилом Исаевым. Вот что он писал мне о Старостине в одном из своих писем: «Николай Петрович в Алма-Ате жил в районе Тастака на правах ссыльного. Несмотря на солидный возраст зимой играл в хоккей с мячом на левом краю нападения под № 11 за наше «Динамо», особенно дружил с ведущим игроком Григорием Петровым. Летом Старостин тренировал сборную юношескую команду республики по футболу перед участием во всесоюзных соревнованиях. Через год Николая Петровича перевели тренером во взрослую команду «Динамо», которая принимала участие в чемпионате СССР в классе «Б». В другие города он не имел права выезжать, а старшим тренером динамовцев в те годы был сначала Георгий Бедрицкий, затем бывший нападающий сборной Румынии Аркадий Хохман. Под руководством Старостина тренировались и играли такие известные в будущем в Казахстане футболисты, как Борис Еркович, Владимир Котляров, Андрей Чен-Ир Сон, Владимир Болотов, Борис Каретников, Николай Кожевников, вратарь Геннадий Денисов. Однажды Старостину выдали специальное разрешение в комендатуре на выезд для проведения товарищеской игры во Фрунзе (ныне Бишкек – Прим. Аат.). Николай Петрович после игры в гостинице почти всю ночь рассказывал нам о довоенной поездке сборной Москвы в Турцию, о том, что на обратном пути их теплоход «Чичерин» на Черном море попал в сильный шторм и едва не затонул».

После смерти Сталина, 11 лет ссылки и полной реабилитации Николай Старостин вернулся домой, долгие годы продолжал работать начальником команды «Спартак», скончался в возрасте 94 лет и был похоронен в Москве на Ваганьковском кладбище.

Ошибка в тексте? Выделите и нажмите Ctrl+Enter
Комментарии
;