Экспертное мнение

«Не хотелось бы стать командой-лифтом». Константин Горовенко – о настоящем и будущем «Мактаарала»

«Не хотелось бы стать командой-лифтом». Константин Горовенко – о настоящем и будущем «Мактаарала»
news-banner7
mobile-news-top

Главный тренер «Мактаарала» Константин Горовенко вернулся со стажировки в «Зените» и в эксклюзивном интервью корреспонденту Prosports.kz Владимиру Жаркову поделился своими впечатлениями от увиденного.

С разговора о командировке в Сакнт-Петербург и началась наша беседа с Горовенко, который оказался на редкость увлекательным собеседником.

- Константин Александрович, как возник вариант со стажировкой в «Зените»?

- Любой тренер хочет побывать в серьезном европейском клубе. Тем более, при обучении на категорию Pro у нас есть пункт об обязательной стажировке за рубежом. Поэтому это не только желание, но и условие. Мы пробивали несколько вариантов, думал отправиться в ФК «Сочи», но там не договорились. Можно было попробовать поехать в «Динамо» Тбилиси, но в итоге все сложилось с «Зенитом».

- Это клубное руководство договорилось или федерация постаралась?

- Нет, это мои личные контакты. Я позвонил Василию Галямину (аналитику «Зенита», бывшему переводчику «Кайрата» - прим. Prosports.kz), сказал, что мне нужна стажировка. Он ответил, что без проблем мне ее организует. Буквально через два дня перезвонил, сообщил, что Семак (главный тренер «Зенита» - прим. Prosports.kz) и служба безопасности клуба все одобрили, можно приезжать.

- И каковы впечатления?

- Это, конечно, большой клуб! Даже по меркам Европы. Высочайшая организация, все нюансы продуманы, очень большой штаб тренеров, ассистентов, других сотрудников. При этом все специалисты грамотные и квалифицированные, у каждого своя сфера ответственности. Все работает, как часы. Хотя некоторые вещи меня, если честно, удивили.

- Слушаю внимательно.

- Я ожидал, что увижу какой-то невероятный тренировочный процесс, а оказалось все достаточно просто. Мне объяснили, что клуб играет два раза в неделю, поэтому почти нет времени тренироваться – практически вся работа идет только на восстановление и на тактику. Особенно когда легионеры возвращаются из своих сборных в клуб после дальних перелетов – при мне Сердар Азмун и Вильмар Барриос только немного размялись, поиграли в квадрат и закончили занятие.

- Чем вы там занимались, если вкратце?

- Можно было провести стажировку общего ознакомительного характера, проанализировать структуру клуба, а можно - приехать с какой-то конкретной целью. Например, тесно пообщаться с тренером по физподготовке или подробнее поинтересоваться нюансами проведения предсезонных сборов. А у меня получилось совместить – я и ознакомился, и много общался – особенно с Василием Галяминым и Анатолием Тимощуком.

- «Кайратовское» прошлое вспоминали?

- Разумеется! Тимощук внимательно следит за чемпионатом Казахстана, поддерживает контакты, в курсе всех событий и, конечно, болеет за «Кайрат». Он очень положительно отзывается о времени, проведенном в нашей стране, с любовью вспоминает Алматы. Меня, конечно, Анатолий узнал, провел экскурсию по базе, показал все кабинеты, подробно рассказал о том, как устроен клуб.

- С Сергеем Богдановичем Семаком удалось пообщаться?

- Да, удалось. Мы общались за день до матча «Зенита» с «Нижним Новгородом». Он меня принял в своем кабинете, наша беседа продлилась часа 3-4 и наверняка шла бы еще дольше, если бы я сам не встал из-за стола, почувствовав, что пора заканчивать (смеется). В основном, общались с ним о клубном менеджменте, я задавал ему вопросы про управление тренерским штабом, распределение функций, селекцию, общение с руководством, СМИ – как выстроить положительный образ тренера.

Кроме того, он мне рассказал об особенностях общения с легионерами – все же мастера, хотят играть и забивать, но количество мест в составе ограничено, поэтому каждому надо объяснить, почему он выходит на поле или остается на скамейке запасных.

- Насколько сильно уровень организации и инфраструктуры «Зенита» отличается от клубов КПЛ. Они вообще сопоставимы эти уровни?

- Ни для кого не секрет, что у «Зенита» мощный спонсор, поэтому клубу доступны любые ресурсы, которые имеются на рынке. Так что там – все самое лучшее, и это приносит результат.

А вот клубная база, думаю, даже чуть меньше, чем у «Кайрата», но уютная, компактная, чистая, аккуратная. На ней 4 или 5 полей – все натуральные и отличного качества.

- После Санкт-Петербурга, наверное, непросто возвращаться к реалиям «Мактаарала»?

- Конечно, увиденное в Санкт-Петербурге произвело на меня серьезное впечатление (смеется). Но я принимаю наши реалии, не отвергаю их, нельзя открещиваться от своего, родного. Надо двигаться вперед, развивать футбол. Если получится что-то улучшить в «Мактаарале», буду счастлив.

- Судя по этим словам, вы остаетесь на посту главного тренера команды?

- Сейчас ожидаем подтверждения от руководства области о финансовой состоятельности клуба. Надеюсь, все будет хорошо, хотелось бы остаться. Но жизнь тренера такова, что нельзя загадывать наперед, нужно принимать те условия, которые есть сейчас, при этом всегда быть готовым к смене декораций. Дай бог, все получится, и я продолжу работать здесь.

- Нет страха перед дебютом в КПЛ?

- Опасения есть, глупо это отрицать. Но, возможно, это чувство опасения и двигает нас вперед. Мы очень не хотим ударить в грязь лицом, но я понимаю, что нам придется невероятно трудно, большинство наших игроков не имеет опыта выступления в Премьер-лиги, пока нет определенности по комплектованию на будущий сезон. Но я верю в работу, верю в дисциплину, верю в свою команду!

- Есть ли у «Мактаарала» свои козыри перед старожилами Премьер-лиги?

- Не хотелось бы стать калифом на час или командой-лифтом. Сейчас трудно сказать, какие у нас козыри, пока что у нас в избытке только энтузиазм и желание проявить себя. Но только сезон покажет нашу состоятельность.

- Без раздумий приняли «Мактаарал» посреди сезона, когда из него ушел штаб Вахида Масудова?

- Открою небольшой секрет: звонок из «Мактаарала» мне поступил еще прошлой зимой, в январе меня уже приглашали на пост главного тренера. Но тогда я оказался – ждал предложений от клубов КПЛ, надеялся найти работу в Премьер-лиге. Но, просидев полгода без дела, я без раздумий принял повторное предложение руководителей «Мактаарала», через две минуты нашего разговора я уже ответил согласием.

- Вас еще не называют «пожарным», вы ведь уже не впервые беретесь за дело по ходу дистанции и достигаете серьезных целей?

- Не называют, но у меня самого уже возникало такое чувство, ведь уже дважды получилось так, что принимал дела в разгар сезона и хорошо финишировал. Но хочется быть не «пожарным», а иметь возможность заниматься комплектованием состава, полностью готовить команду к сезону, поработать 2-3 года на одном месте и добиться результата. Но в обоих случаях мне повезло со штатом единомышленников. В том числе, это касается и руководителей «Мактаарала» - Мейржана Есенгараева и Серикбая Утегенова.

- С вашего позволения, давайте вернемся к событиям почти годичной давности. Почему вы ушли из «Шахтера», который вывели в еврокубки?

- Конечно, не очень хочется ворошить прошлое, это уже пройденный этап. Я со стопроцентной уверенностью говорю, что был готов продолжить работу в «Шахтере», сыграть с «горняками» в Лиге конференций. Я не отказывался от этого, просто в Караганде выбрали другого тренера. Но ничего страшного, жизнь продолжается.

- А что за непонятная история была с возвращением в «Жетысу»? Вы ведь уже даже провели фотосессию в тренировочном костюме «семиреченцев», а потом внезапно покинули талдыкорганскую команду.

- Я ведь до «Шахтера» отработал в «Жетысу» два с половиной года, талдыкорганская команда была для меня семьей. Тогда я приехал на базу клуба, был уверен, что вернусь, что все получится. Пресс-атташе меня сфотографировал, но немного поторопился выставить снимок в соцсети, сделал это без моего ведома.

А потом вышло так, что через 2-3 дня я поговорил с руководством «семиреченцев», мы не нашли общих точек соприкосновения, и я уехал. Я не увидел четкой линии поведения, что от меня требуется, какие цели и задачи у «Жетысу» стоят на сезон, каким образом она будет комплектоваться. Я изначально был поставлен в очень неудобные условия, поэтому честно сказал, что не смогу помочь. Я не выдвигал никаких финансовых требований, просто попросил возможности собрать хорошую команду, но не получил нужных гарантий. Мы спокойно расстались.

- Несмотря на довольно молодой для тренера возраст, вы уже успели поработать в нескольких клубах как высшего, так и второго по силе дивизионов казахстанского футбола. Какая главная разница между лигами? Где проще работать тренеру?

- Первая лига – она тоже интересная, там есть своя интрига, свой сценарий. 4-5 команд постоянно борются за повышение в классе. Конечно, общий уровень исполнителей заметно ниже, чем в КПЛ, там больше молодежи или тех, кто уже завершает карьеру. Приходится больше времени уделять тактике.

Что касается работы тренера, то в Первой лиге заметно ниже давление, а в КПЛ всегда на тебя давит результат, болельщики, руководство, СМИ. Зато там игроки выше классом.

Фото: ФК «Жетысу», ФК «Мактаарал», из личного архива Константина Горовенко

«Не вижу препятствий для нашего выступления в Премьер-лиге»

Видео. Директор «Мактаарала» сдержал свое обещание и побрился налысо

Казахстанские специалисты прошли стажировку в «Зените»

Наставник «Мактаарала» стал лучшим тренером сезона-2021 в Первой лиге

Источник: Экспертное мнение Ошибка в тексте? Выделите и нажмите Ctrl+Enter
Комментарии