Спортивный материализм
Другие

Бизнес придет на помощь

Бизнес придет на помощь
news-banner7
mobile-news-top

Казахстанский спорт хоть и развивается в основном силами государства и деньгами из госбюджета, однако все же бизнес иногда заходит в эту сферу. Для этого в стране и существуют механизмы государственно-частного партнерства: государство берет на себя вопросы педагогического, учебно-тренировочного характера, а бизнес – техническое сопровождение, сервисное обслуживание, оснащение инвентарем и оборудованием. Для крупного бизнеса это отличный вариант, поскольку им дается возможность поучаствовать в социально-значимых проектах, тем самым они могут претендовать на какие-либо налоговые преференции. По официальным данным, на начало октября прошлого года в Казахстане было заключено 615 договоров ГЧП в общей сложности на 1,6 трлн тенге. В разрезе отраслей, как оказалось, наибольшее количество проектов пришлось на сферу образования, здравоохранения, культуры, а также спорта. В новом материале Prosports.kz расскажет, в какие спортивные проекты предпочитает заходить бизнес и сколько денег они вкладывают.

Рабочий механизм

Уже к первому полугодию 2019 года, по данным Министерства национальной экономики РК, между бизнесом и правительством было заключено 48 договоров. Все они касались обслуживания, строительства и модернизации спортивных объектов. Кроме того, возникали случаи, когда в аренду предоставлялись помещения, например, бывшие производственные площади, которые частные партнеры отдавали под спортивные объекты, для ДЮСШ. Для того, чтобы привлечь бизнес в сферу спорта, мало просто разрешить что-то строить, главное – обозначить для бизнеса, какие выгоды они получат от этого. Ведь, как известно, отечественный спорт – убыточное дело. Тем более, спорт финансируется государством по остаточному принципу, нагрузку на госбюджет увеличить сложно, поскольку есть много других отраслей, где не хватает господдержки.

Интерес бизнеса к сфере спорта рос медленными темпами, поскольку долгое время не были понятны механизмы, по которым будет осуществляться ГЧП. К 2016 году появились первые очертания рабочей схемы. Бизнесменам дают возможность работать с готовым объектом, а государство берет в аренду помещение, размещает там воспитанников детских спортивных школ, предоставляет образовательную базу. То есть наблюдается четкое разграничение ролей – бизнес не лезет в воспитание, государство не занимается обслуживанием. Это выгодно обеим сторонам, поскольку в этом случае инвестору не нужно строить физкультурно-оздоровительный комплекс или футбольное поле с нуля (greenfield), а государству не нужно тратить деньги на содержание инфраструктуры.

Так произошло в 2017 году. В рамках ГЧП тогда был подписан договор между областным акиматом и ТОО «Тарланбатырлары» о сервисном обслуживании и организации тренировочного процесса по силовым видам спорта в Семее. Это был первый подобный проект для региона, кроме того, главой этого ТОО был олимпийский чемпион Бахтияр Артаев. «Это хороший пример государственно-частного партнерства. Тем более с участием олимпийского чемпиона. Компания выделит помещение, подберет квалифицированных тренеров, которые работают по новым методикам. Будут заниматься около 400 детей – совершенно бесплатно», – отметил тогдашний аким Восточно-Казахстанской области Даниал Ахметов. Контракт заключили на три года, государство обязалось компенсировать эксплуатационные затраты за счет бюджета.

Уже в 2018-м был реализован более крупный проект. В октябре того года был официально открыт новый теннисный центр в Актобе – проект в рамках ГЧП. Построили центр в одном из развивающихся районов Батыс-2, предполагается, что численность жителей в этом районе может достигнуть 300 тыс. человек. Внутри теннисного центра имеются четыре открытых и четыре закрытых корта, гостиница с 33 номерами, тренажерный зал, пресс-центр, кофейня и столовая. Кстати, гостиница и прочие коммерческие площади были построены, чтобы бизнесмены имели хотя бы какую-то возможность «отбить» вложенные деньги. Общая площадь центра составила 6,9 тыс. кв. метров. Всего на реализацию проекта потребовалось 2 млрд инвестиций, предприниматели вложили большую часть – 1,5 млрд тенге. Сегодня там занимаются более 500 детей.

Теннисный центр в Актобе

Теннисный центр в Актобе

Бакытжамал Габдрахимова, аналитик казахстанского центра ГЧП, в комментарии для 24.kz сообщила, что до 2022 года будет построено еще 100 физкультурно-оздоровительных комплексов. «Мы сами знаем, что строительство таких объектов требует очень много ресурсов из государственного бюджета. ГЧП стало бы идеальным инструментом для строительства этих физкультурно-оздоровительных комплексов, применив возможности частного партнера и за кратчайшие сроки создав 100 новых объектов», – отметила она. В целом заметно, что с 2016 года тема ГЧП в сфере спорта развивается и государство готово идти на уступки. Если в 2016 году было заключено три соглашения, то уже в 2017-м реализовано 18 проектов,
в 2018 году – 19 договоров.

Прозрачность и успех

Это как раз тот механизм сотрудничества, который позволит загрузить редко используемую спортивную инфраструктуру. Например, на балансе государства имеется стадион и спортивные объекты вокруг него – задействуется эта инфраструктура в лучшем случае пару раз за сезон. Для того, чтобы все оставшееся время износ не накапливался просто так, бизнесу представляется возможность самостоятельно управлять объектами, а главное – поддерживать функциональность. Тем самым можно сэкономить значительные объемы спортивного госбюджета. Однако стоит отметить, что в механизмах ГЧП до сих пор существуют коррупционные риски. Ведь в идеале ГЧП реализуется как форма взаимодействия государства и бизнес-сообществ, при которой интерес бизнеса в сотрудничестве с государственными органами власти в значительной степени доминирует над традиционной корпоративной стратегией.

ФОК

ФОК "Тарлан"

Однако заметно, что в Казахстане до сих пор актуален интерес к обретению роли активного рыночного контрагента, проводящего собственную рыночную политику. Активными проводниками такой политики в Казахстане выступают государственные компании и корпорации. И в этих условиях резко повышается вероятность коррупционных рисков, ограничивающих конкуренцию. В своем докладе доктор социологических наук Олег Рой отмечал, что частная компания идет на определенный риск участия в проекте, поскольку не обладает всей полнотой информации об условиях его исполнения. Кроме того, по его словам, участие в конкурсе на заключение государственного контракта вызывает у частной компании стремление к занижению реальных затрат на выполнение проекта. «Снизить степень риска эта компания способна не только за счет получения дополнительной информации об условиях реализации проекта, но и за счет предоставления своим партнерам дополнительных гарантий, обеспечивающих возможность компенсировать потери, вызванные нарушениями условий контракта или низкой эффективностью проекта», – отмечал он.

ФОК

ФОК "Тарлан"

Главным условием успешного соучастия частной компании в проектах ГЧП является доступность к освоению бюджетных ресурсов и благоприятный режим в получении кредитных средств на исполнение проектных задач. Однако чем более благоприятными представляются условия доступности бюджетных ресурсов для отдельной компании, тем более сложным становится механизм обретения ею прав на участие в проекте. В этих условиях приобретение права компании на участие в проекте ГЧП становится предметом коррупционной сделки. В дополнение к этому фактору можно отметить непрозрачность и непродуманность механизмов конкурсного размещения государственных заказов. Только когда государство снизит коррупционные риски и выстроит транспарентную систему взаимодействия, механизм ГЧП сможет стать одним из самых значимых для сферы спорта.

Источник: Prosports.kz Ошибка в тексте? Выделите и нажмите Ctrl+Enter
Комментарии