Футбол

Равшан Ирматов: «Настрой всегда позитивный»

Равшан Ирматов: «Настрой всегда позитивный»

Эксклюзивное интервью корреспондента «PRОСПОРТ» с арбитром международного класса – Равшаном Ирматовым.

Справка PROСПОРТ:

Равшан Сайфиддинович Ирматов (Узбекистан) – рефери ФИФА с 2003 года.

Родился: 9 августа 1977 г. В г.Ташкент. Узбекская ССР, СССР.

Рост: 183 см. Вес: 73 кг.

Выступал за клуб 1-й лиги чемпионата Узбекистана «Газалкент». Получив серьезную травму с футболом, как игрок, закончил в 19 лет. По совету отца Сайфиддина Ирматова, Равшан начал заниматься судейством, где быстро прогрессировал. В 23 года отсудил свой 1-й матч в высшей Лиге чемпионата Узбекистана. В 2003-м стал рефери ФИФА. В этом же году работал на юношеском чемпионате мира (до 17 лет), а в 2007-м на молодежном чемпионате мира (до 20 лет). В 2008-м году судил финальный матч клубного чемпионата мира между английским «Манчестер Юнайтед» и ЛДУ (Эквадор). В 2011-м работал на финальных матчах Кубка Азии между сборными Японии и Австралии и клубного чемпионата мира «Сантос» - «Барселона». В 2012-м судил игры олимпийского футбольного турнира в Лондоне.  На чемпионатах мира в ЮАР (2010 г.) и в Бразилии (2014 г.) отсудил 9 матчей, став рекордсменом мира по этому показателю. Сегодня на счету Ирматова 119 международных матчей, на которых он показал 408 желтых карточек, 27 красных, и 14 раз назначал пенальти. Четырежды (2008, 2009, 2010 и 2011) признавался лучшим арбитром на Азиатском континенте. В главном мировом рейтинге футбольных рефери по версии сайта: Worldreferee.com Равшан Ирматов сегодня  занимает 1-ю строчку с 7,7 баллами. Николо Риццоли с 7,4 баллами делит 3-е место с еще шестью арбитрами.

Звезда узбекского рефери ФИФА Равшана Ирматова ярко вспыхнула на футбольном небосклоне 11 июня 2010 года в Йоханнесбурге, когда ему доверили судейство матча открытия африканского мундиаля ЮАР – Мексика. Тогда, в Африке, в свои 32 года, Равшан оказался самым молодым арбитром среди всех судей, работающих на чемпионате.

Помимо матча открытия он еще четыре раза выводил команды на поле. Да какие команды – в 1/4 финала Аргентину с Германией и в полуфинале - Уругвай с Нидерландами! В Бразилии послужной список Ирматова увеличился еще на 4 матча, позволив ему достичь мирового рекорда – 9 матчей в финальных турнирах. До него за все времена лишь три рефери ФИФА отсудили по 8 игр. И есть надежда, что это еще не предел – если вспомнить о возрастном цензе, то улыбчивый судья из Ташкента еще может поработать на чемпионатах мира 2018 и 2022 годов! Договоренность об этом интервью была достигнута с Ирматовым, когда он еще находился в затянувшейся командировке в Бразилии в ожидании очередных назначений на матчи самого яркого спортивного события этого года. Написал на e-mail Равшану короткое письмо с пожеланием удачи и с просьбой об интервью. Предвидя его занятость, и немалую популярность на всем постсоветском пространстве, на ответ особо не рассчитывал. Однако через пару дней он ответил словами благодарности за поддержку и непременным согласием поговорить по завершении чемпионата. Ну, а когда чемпионат закончился, в планах Ирматова появился отдых на Иссык-Куле, и мы договорились с ним связаться в начале августа. В конце июля на узбекских сайтах появилась информация о торжественном церемониале в ташкентском музее Олимпийской славы по случаю награждения Равшана Ирматова, цитируя строки из Указа Президента Узбекистана Ислама Каримова: «Орденом «Эл-юрт Хурмати» («Уважение народа и Родины» - Прим.авт.) за большой вклад в дело укрепления независимости страны, ее экономической мощи, роста национальной духовности и культуры, заслужившие своим трудом, научной, общественной работой, трудолюбием и патриотизмом уважение и авторитет общественности». От имени Президента Узбекистана ему был подарен автомобиль Chevrolet Malibu, а от ФФУ -  вручен почетный знак Федерации футбола Узбекистана за весомый вклад в развитие и прославление футбола Узбекистана. В общем – после кропотливой и непростой работы вполне заслуженные почести и фанфары. Встреча с Ирматовым произошла в Ташкенте в те дни, когда  футбольная общественность Узбекистана проводила мемориальные памятные мероприятия, посвященные 35-летию с гибели в авиакатастрофе 1979 года  того легендарного «Пахтакора».

- Равшан, от всех читателей «PROСПОРТ Казахстан», позволь передать поздравления с высокими наградами и подарком от Президента и с твоим недавним днем рождения.

- Спасибо большое. Я был тронут такому вниманию Ислама Абдуганиевича Каримова, которое он уделил нам и нашему скромному вкладу в футбол. Ведь помимо высоких государственных наград и щедрых подарков, мы получили массу положительных эмоций, стимулов и энергии для дальнейшего роста и усовершенствования своего профессионального уровня.

- Теперь к делу. Расскажи подробней о своих бразильских впечатления, о своей работе на чемпионате..

- В принципе подготовка была такой же, как и перед ЧМ в ЮАР. Проект начинается за три года до старта мундиаля. Готовиться к борьбе за попадание на чемпионат мы начали в 2011-м году. Сначала собрали лучших судей-кандидатов со всего мира. Было очень много занятий, семинаров, тренингов и турниров, где мы старались показать все свои лучшие качества и способности. Поэтому, каждый семинар, каждая игра, да что там игра, каждый эпизод были очень важны. Вы же знаете, что судья может все 90 минут отработать хорошо, и лишь один момент способен загубить всю его карьеру. Поэтому от нас требовалась максимальная концентрация и отдача буквально по всем аспектам требований ФИФА, А это включало в себя технические, физические, медицинские и психологические показатели. По всем этим направлениям нужно было постоянно демонстрировать свою стопроцентную готовность. Конкуренция, разумеется, была колоссальная. В итоге для работы на чемпионате были отобраны 25 главных и 8 резервных арбитров.

- А как в Бразилии была организована работа судейского корпуса ФИФА?

- Все судьи жили в Рио-де-Жанейро в одном отеле вместе с делегацией ФИФА, в которую входили многочисленные инструкторы с руководством судейского корпуса, а на игры разъезжались за день или два до матча. Бразилия – страна большая. До некоторых городов приходилось по 5 часов лететь. После игр мы все возвращались в Рио, на свою «базу» и продолжали дальнейшую подготовку. С нами работали лучшие инструкторы мира – тщательно разбирались действия судейских бригад  после каждого матча, вплоть до мельчайших эпизодов, где указывались наши ошибки и просчеты. Для всего судейского корпуса это неоценимая практическая школа. Обстановка была очень доброжелательная, как в большой и дружной семье – все искренне переживали друг за друга. Тренировались мы в футбольном центре Зико, где были созданы идеальные условия для работы. Одним словом - все было на высочайшем  уровне.

- В различных СМИ писали, что ты был одним из кандидатов на арбитраж финального матча между Германией и Аргентиной. Когда твоей фамилии не оказалось в списках рефери, работавших на полуфиналах, многие предполагали, что твои шансы как представителя Азии на судейство финала увеличились, ведь в двух последних матчах мундиаля встречались команды из Европы и Южной Америки…

- Раньше, при назначении судей, ФИФА всегда придерживалась нейтралитета между континентами. А перед началом бразильского чемпионата нас собрали и объявили, что все мы профессионалы и независимые люди, и теперь наша континентальная принадлежность не будет учитываться в качестве первоочередного критерия при назначении на матчи. Так что предыдущее негласное правило отменили в этом году. И мне кажется, что это правильно. Мы ничуть не расстроились, что нас не назначили на финал, а были рады за итальянскую бригаду, желая им удачи. Все видели, как Николо Риццоли отлично отсудил финал с участием европейской команды, с чем мы все его и поздравили после матча.

- Сборная Узбекистана, как никогда была близка к выходу в финальную стадию чемпионата – для исторического прорыва всего одного очка не хватило. Узбекистан на мундиале представляли вы с Расуловым ( Абдухамидулло Расулов – помощник Ирматова во всех матчах в качестве судьи на линии – Прим.авт.). Поделись своим прогнозом – когда сборная Узбекистана все-же пройдет в финальную стадию мирового чемпионата, ведь юношеские и молодежные команды там уже регулярно участвуют?

- Я верю, что это скоро непременно произойдет. В деле развития узбекского футбола наш Президент и правительство оказывают немалую помощь и поддержку. Вы посмотрите, как за последние 6-7 лет улучшилась вся футбольная инфраструктура. Построены и продолжают строиться новые стадионы, футбольные поля и площадки. Для подрастающей смены создаются все условия для занятий и роста. Огромное внимание уделяется обучению тренеров всех уровней, ведь как сказал один известный товарищ: «Кадры решают все». Этот большой труд потихоньку начал приносить свои плоды. Наши юноши и молодежь уже выступают на чемпионатах мира, причем достаточно успешно, как правило, с выходом из группы.. Трудно сказать, стало бы все это возможным, без деятельного и системного руководства нашим футболом президента ФФУ Мираброра Зуфаровича Усманова, который и сам много проработал в правительстве независимого Узбекистана. Я очень надеюсь, что наша национальная сборная пройдет в финальный турнир мирового чемпионата 2018-го года, и подарит праздник всему 30-миллионному узбекскому народу. Мы уже все заждались этого долгожданного дня.

- В твоей яркой карьере более 100 международных матчей. А есть ли такие игры, которые особенно врезались в память?

- Из всех международных игр, особняком стоят встречи мирового чемпионата. И каждый проведенный матч на этом уровне – это большое событие в жизни любого арбитра. Наверное, одну игру все же можно выделить – это  матч открытия ЧМ-2010 ЮАР-Мексика. Очень уж все неожиданно было. Мы были самой молодой бригадой, еще ни разу не судившими встречи на таком уровне а в судейском корпусе были арбитры, которые приехали работать на свой третий чемпионат. Помню, 6 июня, когда эту новость нам сообщили в присутствии всего судейского корпуса, то все сидели молча, словно не веря своим ушам. И только после того, как повторили еще два раза, раздались аплодисменты.  А на следующее утро пресс-атташе принес мне целую пачку распечаток с броскими заголовками газет, где было много негатива в наш адрес. Типа: «Кто такой Ирматов? Откуда он? Узбекистан –  это где?», и так далее.. Еще до игры мы почувствовали давление со стороны мировых СМИ, это было на грани психологической атаки. Матч открытия всегда определяет уровень судейства на чемпионате, можно сказать, задает тон и ставит определенную планку. И эта колоссальная ответственность легла на наши плечи. Мы, разумеется, сильно волновались, но в нашем деле самое главное – обуздать свои нервы и эмоции. Многие не верили, что мы успешно справимся с этой игрой, и как бы с опаской посматривали в нашу сторону. Но мы вышли и отработали, как положено, без каких-либо нареканий. Все прошло почти идеально. Конечно, этот матч запомнится мне на всю жизнь.

- Бытует мнение, что чем выше класс играющих команд, тем легче их судить..

- Согласен. В таком случае легче читать игру - чем выше класс футболистов, тем меньше брака в игре, тем происходящее на поле, более предсказуемо. Можно заранее занимать определенную позицию, ближе к игровым моментам, предвидя направление передачи или развития атаки, к примеру.. Когда же техника у игроков слабая, в игре всегда появляются элементы непредсказуемого хаоса, что, естественно, затрудняет, арбитраж.

- Как ты чувствуешь себя в ранге рекордсмена мира?

- Да, нормально (улыбаясь), хотя это я и не сразу понял. Когда наша бригада получила назначение на матч Нидерланды – Коста-Рика, то ко мне стали подходить коллеги и поздравлять. Но у нас это обычная практика – поздравлять друг друга  с назначением на игры. А тут, чувствую, что-то не так, как-то по-особенному поздравляют, о каком-то рекорде все говорят. Ничего не могу понять. Все объяснил инструктор из Уругвая Хорхе (Ларрионда – Прим.авт.), который обняв меня произнес: «Равшан, ты побил мой рекорд. Теперь у тебя 9 матчей, а у меня было 8». Ни о каких рекордах я разумеется тогда не думал, а концентрировался на предстоящей работе. Но, приятно, конечно, что такое произошло.             

- Равшан, а ты никогда не вспоминал русскую пословицу о том, что чем выше взлет, тем жестче  падение..  Ведь в таком очень сложном и непредсказуемом деле, как судейство, увы, таких случаев немало?

- Пословица эта мудрая и правильная. Сейчас к судьям повсюду ощущается повышенное внимание. Если раньше спрашивали, типа: «Кто с кем и где играет?», то сегодня один из первых вопросов: «А кто судит?». Мы всегда находимся под пристальным вниманием болельщиков, специалистов и прессы. С одной стороны, это заставляет нас находиться в постоянном тонусе. Ошибки случаются у всех –  у тренеров, футболистов, судей, и даже у журналистов (улыбается). Ведь все мы  – живые люди. От ошибок никто не застрахован, и я в том числе. Футбол постоянно развивается, растут скорости. Арбитр в игре должен находиться на расстоянии 10 метров от мяча. В среднем рефери пробегает за матч до 15-16 километров. 90, а порой и 120 минут проходят в колоссальном напряжении. Частота его сердечных сокращений увеличивается до 180-200 ударов в минуту. В среднем судья за матч расходует до 2000 килокалорий, теряя в весе по 3-4 килограмма. Во время своего движения мы еще должны следить за движением мяча и игроков, и принимать решения в доли секунды, учитывая при этом 6-7 критериев. Нередко арбитр обращается и к своей интуиции. Каждый матч – это стресс для организма. В таких экстремальных условиях не допустить на поле даже малейшей ошибки, крайне сложно. После игр я стараюсь тщательно изучить и проанализировать свои ошибки, с тем, чтобы не повторять их впредь. Поэтому, я настроен всегда позитивно и никаких, трагедий из-за ошибок не делаю. Убежден, что каждый человек имеет право на ошибку. Главное, чтобы они были не умышленными.

- В сегодняшнем футболе крутятся огромные деньги, и зачастую цена победы неимоверно высока, а от действий, или, скажем так, симпатий судьи, как известно, зависит немало… Здесь в ход идут все средства в том числе звонки, визиты, реже нажим и давление, а порой и прямые угрозы.. Читал, что уже давно, где-то в Южной Америке, разъяренные фанаты сожгли дом футбольного арбитра. Тебе не приходилось сталкиваться с подобным?

- К счастью, со мной ничего подобного никогда не было. Судья, как впрочем, и журналист, должны быть всегда объективны. Футбол велик в своей простоте, здесь ничего не скроешь. А если уж судья ведет себя предвзято, то он обманывает всех – футболистов, болельщиков – тысячи и тысячи людей. Да и журналист, если не будет объективен и честен, то обманет уже не десятки и сотни тысяч, а миллионы людей. А в Южной Америке – немало горячих голов. Я тоже читал, что где-то там, даже своего футболиста застрелили (Защитник сборной Колумбии Андрес Эскобар был убит 2 июля 1994 г., после матча ЧМ с командой США, в котором он забил гол в свои ворота – Прим.авт.). Слава богу, мы живем в спокойном государстве, и проблем такого рода у нас не бывает.

- Расскажи о своей семье, которая тебя, наверное, больше видит  по телевизору, чем дома…

- Это уж точно (смеется). Мои самые главные болельщики – мои дети, двойняшки Билол и Ясмина. Им исполнилось по четыре годика, и они уже многое понимают. Несмотря на позднее время начала телетрансляций из Бразилии, они не спали, а ждали, когда увидят папу по телевизору. После того, как это происходило, были масса детских восторгов и радости. Часто звонил им из Бразилии, и с огромным удовольствием выслушивал, как они дома за меня болели.

- Ты ощущаешь свою немалую популярность в своей повседневной жизни?

- Конечно, не без этого.. Везде узнают, просят автографы, или сфотографироваться на память. Я к этому отношусь нормально и доброжелательно, в общем, с пониманием. Если люди просят уделить им немного времени для фото или автографа, то стараюсь никому не отказывать, даже если очень спешу. Звездной болезнью как-то не страдаю и принимаю все это как приятные заботы.

- А от наших собратьев по цеху – журналистов тебе, пожалуй, тоже достается?

- Достается - звучит немного грубовато. Я с большим уважением отношусь к нелегкому ремеслу журналистов. Конечно, обращений и вопросов от них поступает немало. Также стараюсь по возможности никому не отказывать в просьбах об интервью, но всем угодить, естественно, не получается – у меня и вправду бывает не так уж и много свободного времени. Постоянные тренировки, разъезды, матчи. Когда шла подготовка к чемпионату мира, меня, к примеру, не было в Узбекистане около семи месяцев.

А  ведь еще имеются и негласные рекомендации ФИФА, призывающие судей к ограничению контактов с представителями масс-медиа. Если, допустим, какие-либо ваши  слова преподнесут по-другому, в ином контексте, а таких случаев масса, то это может привести к непониманию и скандалам. Поэтому – лучше обезопасить себя.

- Если бы судьям разрешалось после матча меняться футболками с игроками, то с кем из футболистов ты поменялся бы?

-Пожалуй, с Арьеном Роббеном. Он выдающийся футболист и очень простой в жизни человек,  без малейших признаков «звездности». Помню, перед матчем Нидерланды – Коста-Рика, я к нему подошел и сказал: «Арьен, - ты очень большой игрок. Тебя любят миллионы болельщиков за твою игру и голы, но не за симуляцию». После первого тайма, Роббен, оказавшись рядом, пошутил, что собирался симулировать, но всегда видел меня рядом. Я засмеялся и ответил, в таком случае он  непременно получил бы желтую карточку.

- Расскажи о методике применения новшества на ЧМ-2014, – каким образом рефери, не заметивший, как мяч со встроенным чипом пересек линию ворот, получал информацию о голе?

- Во-первых, никаких чипов в мячах не было, а были 14 видеокамер, направленные на каждые ворота. Это целая техника – Hawk-eye называется. Всем судьям – главному, резервному и помощникам - перед игрой выдавались специальные часы, и после каждого забитого мяча через эти часы моментально, в течение секунды приходила информация в виде сигнала - вибрации и появляющейся надписи на циферблате: GOALL! Все это работало безупречно.

- Если б от Равшана Ирматова зависели все правила футбольной игры, то какие изменения ты бы внес, или ничего б менять не стал?

- На мой взгляд, сегодняшние правила сбалансированы и почти идеальны. Здесь, как в священной книге, нельзя ничего прибавить, и ничего убавить. Пожалуй, единственно, где еще можно подискутировать, это фол последней надежды в штрафной площади, когда нарушителю показывают красную карточку и назначается пенальти.

- Что бы ты пожелал своим казахстанским коллегам?

- В 2010-м году мне довелось судить на прекрасном стадионе «Астана Арена» товарищеский матч сборных Казахстана и Омана. С тех пор у меня сложились очень хорошие отношения с казахстанцами Александром Мазманяном и Олегом Соколовым из Астаны. А с рефери из Кызылорды Акмалем Холматовым связывает многолетняя дружба. Пожелал бы казахстанскому футболу дальнейшего развития и роста, а казахстанским арбитрам успехов как на внутренних, так и на международных аренах!

- Равшан, спасибо за интервью, и удачи тебе в этой далеко не простой профессии!

- Спасибо. Пользуясь случаем, хочу через вашу газету передать свои слова благодарности тем казахстанцам, которые болели и переживали за нашу бригаду в Бразилии.  

Сергей Архипов. Фото автора. Алматы-Ташкент-Алматы

Ошибка в тексте? Выделите и нажмите Ctrl+Enter
Комментарии
;