Спортивный материализм

«Тобол» в обойме

«Тобол» в обойме
news-banner7
mobile-news-top

Prosports.kz продолжает добиваться открытости бюджетов казахстанских футбольных клубов. За год нам удалось сформировать более цельную финансовую картину клубов высшего дивизиона, однако следует держать в уме, что теневые финансовые расходы возможны с большей долей вероятности. В тоже время можем привести показательный пример: директор «Тобола» Николай Панин рассказывал о том, что с недавних пор костанайский клуб выбрал стратегию прозрачности бюджета. «В этом году «Тобол» взял курс на открытость общественности, и мы не хотим лишних разговоров о нашем бюджете», – сказал г-н Панин.

О финансах костанайского «Тобола» мы и поговорим. На данный момент клуб располагается на третьем месте Казахстанской Премьер Лиги, но дистанция предвещает трудности. По большому счету, учитывая нынешние финансовые возможности клуба, цель удержаться в первой пятерке была бы максимумом. Однако в долгосрочной перспективе из Костанайской команды может вырасти серьезный конкурент для грандов казахстанского футбола. Все благодаря вложениям местной администрации – аким Костанайской области помог «Тоболу» построить серьезную футбольную инфраструктуру.

Результативная смета

На наш запрос о текущем бюджете «Тобол» Исполняющий обязанности руководителя Управления физической культуры и спорта Костанайской области Азамат Бегалин ответил, что на 2019 год бюджет футбольного клуба составил не менее 2,3 миллиардов тенге. Однако, по некоторым данным, государственный бюджет – не единственный источник финансирования.

Это очевидно по двум причинам: этого бюджета с малой долей вероятности хватило бы на то, чтобы поддерживать всю футбольную инфраструктуру на высоком уровне: академию, стадион, персонал, а главное – основной состав. Вторая причина – 50% активов клуба, по данным LS, было продано частникам еще в 2016 году. Тогда сделка осуществилась за 23,9 миллионов тенге – сумма выкупа доли. То есть источников финансирования, как минимум два – один транспарентный, т.е. государственный, другой, по-видимому спонсорский.

Но рассчитывать на серьезные внешние вливания в клуб не стоит, поскольку все клубы Казахстанской Премьер-лиги, кроме двух грандов, убыточные, и выставлены на приватизацию. Шанс того, что крупный игрок увидит в клубе большой потенциал и вложит пару миллиардов очень низкий. Чаще всего это делается по добровольно-принудительной просьбе, с определенными обязательствами. В то же время, но нашим данным, в 2017 году клуб получил спонсорской помощи на 727 млн тенге, если частные инвестиции пришли и в этом году, то актуальный бюджет клуба может составлять как минимум 3,5 миллиардов тенге.

Как именно приходит спонсорская помощь? Приведем пример: «За 2017 год спонсорская помощь составила 727 375 тыс.тенге, в том числе: от АО «Варваринское» получено 234 млн тенге; от ГУ Куат РГОФКиС - 350 млн; от ТОО «Кубок» получена спортивная экипировка на сумму 142 млн тенге. Отчетность клуба говорит о том, что выплаты производятся на основании письма-ходатайства клуба об оказании спонсорской помощи. Можем ли мы сказать, что клуб стоял с протянутой рукой – нет, держим в голове «добровольно-принудительные» просьбы.

Доход есть?

Поговорим о целевых расходах клуба. По последним данным депозитария финансовой отчетности Министерства финансов РК, за 2017 год клубу было выделено 3,1 миллиарда тенге на «подготовку основного, дублирующего составов областной футбольной команды «Тобол» и обеспечение деятельности футбольного центра». Однако основная часть расходов – заработные платы, они составили 2,2 миллиарда тенге или 70% суммы. Вероятно, лишь 30% остается на обеспечение академии и дубля «Тобола».

В том же году клуб закрыл займы на 180 миллионов тенге, годом ранее – 50 миллионов тенге – не ясно каким образом скапливаются долги. При этом по последним данным депозитария, клуб имел кредиторской задолженности на 169 миллионов тенге, однако не ясно – закрыты ли задолженности сейчас. Ясно одно – задолженности состояли в основном из обязательств перед тренерами и игроками. А вот агентские услуги обошлись костанайцам почти в 200 миллионов тенге, при том, что на приобретение игроков, согласно отчетности было потрачено всего 40 миллионов.

Самые большие затраты, которые мы обнаружили – налоговые выплаты, на них клуб потратил не менее 850 миллионов тенге. По нашим, самым грубым расчетам, учитывая самую минимальную налоговую ставку, денежный оборот в клубе мог составить как минимум 5 миллиардов тенге. Но опять же, мы не учитываем того, что налоги могли скопиться. При этом на 2017 год клуб получил нераспределенную прибыль в размере 330 млн тенге.

Какой доход мог получить клуб? Первое, что бросается в глаза – спортивная атрибутика. В 2017 году был заключен договор с магазином «My Sport» о реализации спорт.атрибутики: было передано товара на сумму 214 млн тенге. Чистая выручка с продажи составила 83 млн тенге. Остается вопрос – реально ли в тот год был куплен такой объем атрибутики?

Подведем итог: доход клуба на тот год составлял 3,8 миллиардов тенге, расход – 3,7 млрд. Итоговая прибыль составила всего 69 миллионов тенге, что уже хорошо – поскольку все говорит о том, что клуб убыточный, но отчетность показывает, что при правильном распределении средств и умном менеджменте казахстанский футбольный клуб может и зарабатывать. Хоть и 5-6% от всего оборота средств.

Что остается в сухом остатке? Костанайский «Тобол» на данный момент – сильная команда, с опытным тренером Владимиром Газзаевым. А сам регион - одна из самых перспективных областей в развитии детского футбола: кроме собственной академии в городе развиваются как минимум 4 частные. Это говорит о том, что администрация области, и города в частности, очень заинтересована в том, чтобы футбол для костанайцев оставался спортом номер один. Если «Тобол» продолжит побеждать в Высшем дивизионе при своем скромном бюджете, то костанайский кейс грозится стать показательным примером эффективных партнерских отношений между государством и коммерческим футболом.

Источник: Prosports.kz Ошибка в тексте? Выделите и нажмите Ctrl+Enter
Комментарии