КиберспортKZ
Киберспорт

Смартфон – новая площадка для киберспортсменов

Смартфон – новая площадка для киберспортсменов
news-banner7
mobile-news-top

Еще пять лет назад было сложно себе представить, что можно стать киберспортсменом, выигрывать в турнирах и иметь многотысячные армии фанатов держа в руках один лишь смартфон. Сегодня общемировой тренд развития мобильных приложений сформирован вокруг приложений массового потребления (Facebook, Instagram, WhatsApp), мобильные игры буквально дышат им в спину. Тем более, последние два года рынок мобильного гейминга показывает дикий рост - приток инвестиций в основной капитал к крупным разработчикам игр на телефон растет с каждым годом почти в 1.5 раза.

Этот тренд показывает не только безграничный коммерческий потенциал, но и обозначает плавное смещение интереса с компьютерных и консольных игр в сторону мобильных. Если привычный нам киберспорт развивался в аккурат с темпами развития мощностей компьютеров (процессоры новых поколений появлялись раз в 5 лет, на секундочку), то мобильный гейминг – это, во-первых, ежегодное обновление процессоров смартфонов, во-вторых – игроку не нужно находится в стационарном режиме, он может играть где угодно. Подстегивает рост начало запуска 5G-сетей (интернет-вещей) по всему миру, но об этом мы расскажем позже.

Драйвер рынка

Историю развития мобильных игр можно разделить на два периода: доисторический и новейший. В доисторический мы будем относить простейшие игры – они существует с того момента, на который пришелся рассвет эры телефонов. Каждый помнит «змейку» и тетрис – этот период продлился не очень долго, поскольку появился мобильный интернет – он дал возможность игрокам играть по сети, и естественно усилил аппетиты пользователей. Следующим шагом к современному мобильному геймингу был рост производительности, а также появление тачскрина. Время простейших игр пролетело быстро, однако до сих пор они остались самым ностальгическим объектом у фанатов.

Обзор рынка мобильных игр от NewZoo, 2018 год

Обзор рынка мобильных игр от NewZoo, 2018 год

С этого момента мы и переходим к новейшему периоду – сегодня мобильные игры принято разделять на два лагеря: адаптированные под смартфон компьютерные игры, или greenfield, то есть созданные с нуля, только для мобильных устройств. Адаптированные ПК-игры требует серьезного «железа», в то время как вторые – менее требовательны к производительности. Большей популярностью пользуются ПКшные игры, самые популярные из них – HearthStone, World of Tanks, PUBG Mobile, Fortnite Mobile и Clash Royal. По жанровому набору рынок мобильных игр более однообразен – самый популярный жанр по-прежнему баттл-рояль и моба. Разберем самые популярные жанры на примерах трех игр:

PUBG Mobile

Геймплей игры идентичен со своим старшим братом – ПК-версией PUBG: сто игроков появляются на карте, а остаться должен только один (либо команда из четырёх человек в командном режиме). Во второй половине 2018 года PUBG Corporation и Tencent сообщили, что игру установили свыше 100 млн пользователей, до этого показателя компания дошла всего за полгода – все дело в притоке аудитории с компьютерной версии. Кроме того, этот показатель не учитывает количество скачиваний в Японии, Корее и Китая. Азиатский регион не учитывается из-за того, что до этого версия игры PUBG Mobile в Китае не имела лицензии на выпуск игрового продукта и получения с него прибыли. Тогда компания Tencent (линцензиар) решила заблокировать игру, и тогда азиатским геймерам предложили альтернативу – игру Game for Peace, полный клон PUBG Mobile. Кстати, эта игра была одобрена Коммунистической партией Китая во многом благодаря ее патриотическому подтексту.

Интерфейс PUBG Mobile, Tencent, 2019 год

Интерфейс PUBG Mobile, Tencent, 2019 год

По данным комитета по онлайн-этике в Китае, в течение трех дней с момента запуска Game for Peace китайские игроки на платформе iOS потратили более 14 миллионов долларов, в среднем более 4,7 млн в день. Для сравнения, PUBG Mobile заработала в iOS всего за 2,2 млн долларов за тот же период времени, в результате доходы от реплики в шесть раз больше, чем у оригинала. NewZoo прогнозируют, что китайский видеоигровой рынок займет первое место в мире по объему, а совокупная выручка индустрии в стране составит 37,9 млрд долларов, из которых 23 млрд придутся на мобильные игры, еще 14,4 млрд — на ПК-игры, а 0,6 млрд — на консольные.

В игру играют 10 млн человек ежедневно. Кибеспортивная составляющая не отличается от компьютерной версии игры, мобильный гейминг в PUBG насыщен турнирами и ивентами. Так, например, в этом году на открытых чемпионатах по PUBG Mobile разыгрывают более 2 млн долларов. Но многие пользователи заявляют, что турнирный режим еще сырой и требует серьезных доработок, но даже с учетом этого – большие турниры по PUBG Mobile проводятся с периодичностью раз в месяц.

Hearthstone

Хотя эта карточная игра начала свою историю с ПК-платформы, сейчас более 60% компьютерной аудитории ушли в мобильный Hearthstone. По последним данным Blizzard количество скачиваний на конец 2018 года превысило отметку в 90 млн пользователей. Кроме того, эта мобильная игра имеет более взрослую аудиторию, что соответственно увеличивает покупательскую способность игроков. Поэтому в Heartstone в изобилии предлагаются платные продукты, которые дают игрокам игровое преимущество.

Коротко о принципах игры- коллекционная карточная онлайн-игра по мотивам вселенной Warcraft, главной целью игрока является сбор собственной карточной коллекции, которая пополняется путём покупок комплектов карт или получения их в качестве награды. Битва между игроками основывается на разыгрывании карт, используя которые нужно уменьшить количество здоровья оппонента до нуля.

Интерфейс Hearthstone Mobile, 2019 год

Интерфейс Hearthstone Mobile, 2019 год

Для крупных игроков на рынке мобильных телефонов Heartstone не представляет никакой коммерческой ценности из-за того игра не требует сильного «железа». Как киберспортивная дисциплина она тоже слабая, в основном из-за влияния фактора случайных эффектов карт на победу или поражение в матчах. Немецкий профессиональный игрок Адриан «Lifecoach» Кой также высказывал претензии к игре по причине излишней простоты и нетребовательности к умениям игроков.

Но всё же, создатели Heartstone пытаются максимизировать отдачу от своего мобильного продукта. К примеру, в прошлом году было проведено более 50 турниров с призовым фондом, превышающим 2 млн долларов. Как мы видим, с финансовой точки зрения турниры не привлекают большое количество рекламодателей, здесь разработчики ориентируются только на собственную аудиторию.

Clash Royal

Это самая кассовая мобильная игра последних трех лет. Жанр игры – RTS, то есть, стратегия в режиме реального времени. В долях всего сегмента мобильного гейминга Clash Royal захватывает 25% рынка. Вдумайтесь, только за первый год игра принесла своим создателям более миллиарда долларов, хотя принцип игры достаточно прост: игра строится на битвах, в которых вам нужно атаковать вражеские башни с помощью войск в виде карточек, а также оборонять свои башни от врага. Как сообщает Sensor Tower, выручка Clash Royale равномерно распределяется между Google Play и App Store — 51% и 49% соответственно. Самая большая доля заработка, около 30%, приходится на США. Ещё 10% приносят немецкие игроки, 7% — французские, 6,5% — китайские, 5% — корейские. Если говорить об общей выручке, то по последним данным она уже превышает 2 миллиарда долларов, т.е. не более 40 млн долларов ежемесячно.

Интерфейс Clash Royal, 2019 год

Интерфейс Clash Royal, 2019 год

Этой игре принадлежит абсолютный рекорд количества участников в одном киберспортивном турнире – 27 миллионов игроков, эта цифра не снилась даже «большому» киберспорту. В будущем, по заявлению разработчиков, планируется проведение «крупной лиги» - 36 команд сразятся друг с другом, где разыграют один миллион долларов. Что примечательно, эта игра изначально создавалась только для мобильных устройств, что делает ее в этом топе более особенной. При этом Clash Royale — только вторая по доходу игра от компании Supercell, у Clash of Clans месячная выручка достигает 70 млн долларов, а общая превысила 6 млрд.

Игры на вырост

В качестве примера мы привели три абсолютно разные мобильные игры, обладающие большим киберспортивным багажом. Отметим, что к стабильным мобильным играм, без высокого темпа роста, но и без снижения популярности мы можем отнести World of Tank (Blitz) и Mobile Legends.

Сейчас мы поговорим о потенциальных лидерах мобильного гейминга, о тех играх, которые только начали набирать оборот:

Fortnite – аналогично PUBG Mobile сфокусирован на аудитории, предпочитающей баттл-рояль, однако, что эти продукты и отличает, так это графика. В Fortnite она более детская, скажем, мультяшная, что существенно снижает средний возраст целевой аудитории. За 2018 год количество игроков в мобильную версию Fortnite (компьютерная – одна из самых популярных игр в мире) уже превысило 50 млн. Средний онлайн в сутки - 3,5 млн человек. Разработчики Epic Games за 2018 и 2019 год планировали потратить на проведение киберспортивных турниров более 100 миллионов долларов. Но как мы видим сейчас, создатели могли немного слукавить, последний год Fortnite Mobile концентрировался в основном на внутриигровых турнирах, без выхода в оффлайн. Пристально следим за этой дисциплиной, в среднесрочной перспективе мобильный Fortnite сможет приблизиться к показателям ПК-версии.

Мобильная версия нашумевшей Fortnite захватывает массы, 2019 год

Мобильная версия нашумевшей Fortnite захватывает массы, 2019 год

AutoChess – совсем недавно эта китайская модификация к легендарной Dota набрала 10 млн игроков в компьютерной версии игры AutoChess, а уже в конце первого полугодия 2019 года игра ушла в мобильную версию, куда и стекается вся ПК-шная аудитория. Реализацией игры занимается компания Drodo Studio, из компании обычных программистов, весь проект вырос в глобальный киберспортивный продукт. Уже сегодня на сайте игры можно найти анонс турнира по мобильной Auto Chess с призовым фондом 1,5 миллионов долларов. Формат и сроки проведения пока не объявлены, а главным спонсором выступит ImbaTV – известный китайский организатор киберспортивных турниров. Пока что игра доступна только на android-платформы, но уже за месяц работы игру скачало более одного миллиона пользователей.

В скором времени AutoChess сможет стать новым драйвером мобильного киберспорта, 2019 год

В скором времени AutoChess сможет стать новым драйвером мобильного киберспорта, 2019 год

В сухом остатке, выделим главное - отличие мобильного киберспорта от традиционного в том, что здесь значительно больше игроков, которые готовы участвовать в турнирах. «Это можно использовать и интегрироваться через любительские турниры, открытые для всех. Опыт участия обеспечит лучшее вовлечение и заставит игроков запомнить ваш бренд, а специфика мобильного киберспорта, при грамотной организации и хорошем продвижении, обеспечит охват. Стоимость интеграции при этом будет значительно меньше, чем в случае с крупным турниром, а сам охват можно локализовать (например, ограничив географию участников)», - говорит Юрий Бунин, коммерческий директор M19.

Зарубежный рынок мобильного гейминга уже кишит киберспортивными командами, в то время как в Казахстане наступает самое начало развития сегмента. Непременно, развитие будет, и, в скором времени мы услышим о казахстанских турнирах и новых игроках. Для бизнеса здесь главное – успеть запрыгнуть в набирающий скорость поезд, а для игроков – успеть адаптироваться к мобильному интерфейсу.

Источник: Prosports.kz Ошибка в тексте? Выделите и нажмите Ctrl+Enter
Комментарии