Футбол

11 августа – день памяти и скорби

11 августа – день памяти и скорби

11 августа 1979 года – самая трагическая дата в истории советского и узбекского футбола. В этот субботний день где-то в небесах на высоте 8400 метров в районе украинского города Днепродзержинск в 13 часов 35 минут произошла жуткая авиакатастрофа. Два авиалайнера ТУ-134 по какому-то немыслимому и роковому стечению обстоятельств, не сумели разминуться в бескрайнем небесном океане, столкнувшись друг с другом. Погибли все пассажиры и экипажи этих злополучных рейсов – всего 178 человек. На борту рейса Ташкент – Гурьев – Донецк – Минск летела в столицу Белоруссии на календарный матч чемпионата СССР с местным «Динамо» команда ташкентского «Пахтакора». Второй лайнер направлялся из Челябинска в Кишинев.

В те годы мне довелось жить и работать в Узбекистане, поэтому и стал непосредственным очевидцем ниже описываемых событий.

Помнится, в тот день был праздник – Всесоюзный день физкультурника. Во всех городах необъятной страны проходили праздничные мероприятия – соревнования по многим видам спорта, показательные выступления ведущих спортсменов, различные фестивали. А уже ближе к вечеру, когда ташкентская жара передавала свою эстафетную палочку опускавшимся сумеркам, по городу поползли зловещие слухи о страшной гибели своей любимой команды..

На следующий, уже воскресный день, несмотря на отсутствие интернета и сотовой связи, которых тогда еще не было и в помине, слухи эти отнюдь не затихали, а напротив, расширялись и множились. Но в это никак не верилось – да как же такое возможно!! – погиб народный «Пахтакор»… Не может, не может этого быть!! Никогда!!

Телефонный звонок в отдел футбола Спорткомитета Узбекской ССР нещадно уничтожил последнюю надежду: « Да, это правда. Вся команда погибла», – убитым голосом сообщил собеседник на другом конце провода.

 

 

Советская пресса хранила гробовое молчание – тогда было не принято нарушать спокойствие своих граждан сообщениями о разного рода катастрофах и катаклизмах. И только газета «Физкультурник Узбекистана» опубликовала информационное сообщение от гибели «Пахтакора», напечатав фотографии погибших в черной траурной рамке. Правда, позже некоторые газеты, такие как ташкентская «Правда Востока» и «Советский спорт» (Москва) все же напечатали короткое сообщение ТАСС о происшедшей трагедии.

В те дни 35-летней давности весь Ташкент, да и Узбекистан узнал, что такое всенародное горе. Даже сегодня, спустя столько лет с тех дней, полных беспросветной печали и слез, все это очень тяжело вспоминать.. Помню, у здания Спорткомитета УзССР, в котором находился и республиканский отдел футбола, каждый день собиралась огромная молчаливо-угрюмая толпа, в основном мужиков, с воспаленными и мокрыми глазами, на потемневших от горя лицах у большинства из них. На стенде у входа были прикреплены не один десяток телеграмм со всех концов света со словами сочувствия и поддержки. Даже нью-йоркский «Космос», где в то далекое время завершал свою блистательную карьеру великий Пеле, прислал из-за океана искренние слова соcтрадания.

 

 

Такая же картина была и на ташкентском Боткинском кладбище 18 августа после торжественных в своей неутешной печали похорон. Нескончаемый, двухсторонний людской поток из плачущих мужчин и женщин, в направлении к свежим могилам, утопающих в цветах, и обратно. И повсюду – слезы, слезы, слезы… В книге известного ташкентского журналиста и писателя Владимира Сафарова «Крылья памяти» дважды упоминается, что в последний путь «пахтакоровцев» провожали более миллиона человек. Наверное, это были самые многолюдные похороны за всю историю земной цивилизации.

В те дни вышел приказ Спорткомитета СССР, где всем командам высшей лиги рекомендовалось в качестве помощи откомандировать в Ташкент по 1-2 футболистов. Этот же документ гарантировал «Пахтакору» сохранение места в высшем эшелоне советского футбола, независимо от результатов команды в течение 3-х лет. Несостоявшийся матч в Минске, запланированный на 13 августа, как и встречу с «Кайратом» в Алма-Ате 18 августа перенесли на более поздние сроки. А уже 23 августа в Ереване состоялся первый календарный матч нового «Пахтакора», куда и стягивались новобранцы команды, спешно формируя обновленный состав. «Арарат» ту игру выиграл – 3:1. 27 августа ташкентцы принимали на своем поле «Динамо» из Тбилиси. Известно, что сразу по прилету в ташкентский аэропорт грузинская команда в полном составе отправилась на кладбище, где по воспоминаниям очевидцев, динамовский лидер Давид Кипиани, не скрывая нахлынувших слез тихо промолвил : « Разве мы сможем в такой день выиграть у «Пахтакора».. Когда перед началом игры, диктор дрожжащим от волнения голосом стала перечислять имена и фамилии погибших «пахтакоровцев», все 50000 зрителей встали в едином порыве, склонив головы вниз. Многие из них навзрыд плакали. В эти минуты буквально физически ощущалось, как над чашей огромного стадиона непомерно-тяжелым грузом повисло неутешное черное горе.. «Пахтакор» ту игру выиграл -2:1. И, даже если «Динамо» в том матче атаковало не очень настойчиво и азартно, то все эти парни из Тбилиси по-человечески достойны даже не аплодисментов, но оваций, вкупе с низким поклоном. Так начиналось время нового «Пахтакора». Но, это уже другая история…

11 августа 2014 года Ташкент вспоминал пережитое в те страшные дни. С утра у памятника «Пахтакору», что на одноименном стадионе собрались болельщики разных поколений и возрастов, футбольные ветераны, журналисты и тренеры. Выступавшие на траурном митинге говорили о незаживающей ране, несмотря на ушедшие годы, вспоминали ребят, подчеркивая их высокий профессиональный уровень и самобытность игры.

После возложения цветов, выделенные клубом автобусы повезли собравшихся к месту последнего кладбищенского приюта этих дорогих многим сердцам людей. И вновь скорбные слова у недавно отреставрированного мемориального комплекса с застывшей в броске фигурой вратаря, навечно отлитого в бронзе. Когда поминальные речи утихли и огромные охапки цветов у подножия обелиска и надгробых плит заполыхали в лучах щедрого ташкентского солнца радужным многоцветьем, многие пошли поклониться могилам великого ташкентского бомбардира Геннадия Красницкого, и не менее великой спортсменки Веры Дуюновой – двукратной олимпийской чемпионки по волейболу. Они так и упокоились навсегда рядом в паре десятков метров от «пахтакоровского» мемориала…

А когда люди стали неспешно расходиться, утирая повлажневшие глаза, корреспондент PROСПОРТ, включил свой диктофон, предварительно попросив собеседников вернуться памятью в прошлое.

Алла Тазетдинова – кинодокуметалист, вдова тренера «Пахтакора» Идгая Тазетдинова:

«Эта боль уже не утихнет никогда. Мы скорбим, храня священную память уже 35 лет. Тяжело говорить и вспоминать. Жизнь разделилась на «до» и « после»… Особенно в первые годы после катастрофы мы жили в ожидании чуда – каждый звонок в дверь оставлял пусть и наивную надежду на это чудо.. Казалось, что все происходящее – какой-то нелепый сон.. Вот, сейчас проснешься, откроешь дверь, и все будет как раньше… Но чуда не случилось, хотя сердце никак не верило и сопротивлялось.. Сегодня мы опять здесь собрались, чтобы поклониться их великому таланту, их молодости, их стремлению прославить свой город, свою Родину на футбольных полях. Тяжелую боль утраты в какой-то мере смягчала моя с давняя дружба с алматинскими «кайратовцами». Мы помним и благодарим Тимура Сегизбаева, Куралбека Ордабаева, Мишу Гурмана, Сеильду Байшакова которые и сегодня работают на нише развития казахстанского футбола, за то что они время от времени приезжали к нам на мемориальные турниры с командой ветеранов «Кайрата». Хочу от всего сердца поблагодарить известного казахстанского журналиста Гения Тулегенова, который инициировал тему сооружения памятника на месте гибели наших ребят в украинском селе Куриловка. И не только на словах, но и на деле – искал средства на этот памятник, отсылая письма с просьбой о помощи в футбольные клубы, которые участвовали в чемпионате СССР 1979 года, обращался к казахстанским предпринимателям и бизнесменам. Во многом, благодаря неустанным усилиям этого неравнодушного человека, нам все же удалось открыть памятник на Украине 4 августа 2009-го года. Он и сегодня здесь, с нами – оставил все свои неотложные дела и прилетел из Алматы. Еще раз, огромное спасибо всем казахстанцам, которые не прошли мимо нашего горя..»


 

Ветеран « Пахтакора» Туляган Исаков:

«В те дни я был в Москве, где лечился после травмы. Ты можешь себе представить, мое состояние, когда я узнал об этом – ведь только что играл с ними и ежедневно общался.. Я сразу же, хоть и был на костылях, улетел в Ташкент. Приезжаю к себе, а возле дома стоит толпа болельщиков, которые пришли на мои похороны. Представляешь? .А на дороге автобусы с чимкентскими, таджикскими номерами.. Они ведь не знали, что меня в том самолете не было.. Это судьба.. Не случись у меня этой травмы, мы бы сейчас с тобой не разговаривали, и я бы навеки остался там, с ребятами.. А та команда была способна на очень многое, мы мощно набирали обороты. Не случись этой трагедии, мы могли бы оказаться тройке лучших команд страны. В команде почти все ребята были из местных. Из приезжих были только Саша Корченов – из Казани, москвич Коля Куликов, Юра Загуменных из Владивостока и Витя Чуркин – воспитанник чимкентского футбола, его и похоронили в Чимкенте. Тогда чувство патриотизма были не то, что сегодня. Я Володи Федорова как-то спросил: « А что ты в Киев не едешь, ведь тебя сам великий Лобановский приглашает? А Володя говорит: «Я здесь вырос, здесь заиграл, и пока «Пахтакор» не станет чемпионом Союза, никуда отсюда не уеду». Вот такие были ребята.. Это сегодня перспективная молодежь бегает из команды в команду – туда, где чуть-чуть больше дадут, а в наше время такого не было».

 

Ветеран «Пахтакора» Нуретдин Амриев :

«После этого несчастья в Душанбе приехал Туляган Исаков – тогда я играл за «Памир» и юношескую сборную СССР, и позвал в Ташкент. Я сразу же, без раздумий согласился и оказался в составе первого призыва нового «Пахтакора». Из других команд прибыли Валерий Глушаков («Спартак». Москва), Зураб Церетели из «Торпедо» (Кутаиси) «Динамо», Толик Соловьев из московского «Торпедо»,Володя Нечаев из одесского «Черноморца», в том же году чуть позже приехал Дима Огай из «Кайрата», кстати, а где он сейчас?

– Работает главным тренером «Кайсара» в Кызыл-Орде.

– А у тебя нет его телефона?

– К сожалению, нет.. Но, при желании найти можно..

– Найди, – прошу. Давно его не видел, хотя бы по телефону поговорить.

– Хорошо. Найду непременно.

Так вот, Дима был тонким игроком,- мог умный пас отдать. Отыграл в «Пахте», если не ошибаюсь 4 или 5 сезонов. Еще позже приехали братья Мачаидзе из Тбилиси, Андрей Якубик и Леша Петрушин из московского «Динамо» - тоже сейчас работает в Казахстане. Все 35 лет я в этот день, несмотря на то, что сегодня живу и работаю в Самарканде, приезжаю сюда к могилам ребят поклониться их праху».

 

Маргарита Литвинова (бард из Москвы – автор песни о «Пахтакоре»-79):

«Песня памяти команды «Пахтакор» живет уже десять лет. Я семнадцать лет прожила в Ташкенте и давно дружу с Аллой Сергеевной (Тазетдиновой – Прим.авт.) В 2004-м она попросила меня написать песню в память о ребятах, и я что-то буркнула типа: «Попробую»,не зная, конечно, смогу ли, и что получится в итоге. Но произошло нечто удивительное – слова и музыка были написаны буквально сразу, на одном дыхании, будто мною правила какая-то неведомая сила свыше. Потом эта песня вошла в документальный фильм, снятый в 2009-м. Уже который год в этот день я прилетаю в Ташкент и пою эту песню здесь у дорогих многим сердцам могил».

 

Время неумолимо в своем скоротечном потоке.. Уже завершили свою игровую карьеру те ребята, что родились в конце 70-х прошлого столетия, выбравших своей профессией футбол. В «Пахтакоре» сменилось не одно поколение футболистов. На аренах стадионов появляются новые имена и дарования. Хочется верить, что своим самоотверженным отношением к своему призванию и к самой великой Игре на свете, они будут достойно продолжать дело так рано канувших в вечность «пахтакоровцев», светлую память о которых не победит даже время.

 

Помолчим и еще раз вспомним имена:

ИДГАЙ ТАЗЕТДИНОВ – Тренер, 46 лет.

МИХАИЛ АН – полузащитник, 26 лет.

ВЛАДИМИР ФЕДОРОВ – нападающий, 23 года.

АЛЫМ АШИРОВ – защитник, 24 года.

АЛЕКСАНДР КОРЧЕНОВ – полузащитник, 30 лет.

СЕРГЕЙ ПОКАТИЛОВ – вратарь, 28 лет.

РАВИЛЬ АГИШЕВ – защитник, 20 лет.

НИКОЛАЙ КУЛИКОВ – защитник, 26 лет.

ЮРИЙ ЗАГУМЕННЫХ – защитник, 32 года.

ВЛАДИМИР МАКАРОВ – полузащитник, 32 года.

КОНСТАНТИН БАКАНОВ – полузащитник, 24 года.

ВИКТОР ЧУРКИН – нападающий, 27 лет.

ШУХРАТ ИШБУТАЕВ – нападающий, 20 лет.

ВЛАДИМИР САБИРОВ – нападающий, 21 год.

СИРОЖИДДИН БАЗАРОВ – нападающий, 18 лет.

ВЛАДИМИР ЧУМАКОВ – врач команды, 46 лет.

МАНСУР ТАЛИБЖАНОВ – администратор, 35 лет.


Ошибка в тексте? Выделите и нажмите Ctrl+Enter
Комментарии
;