Илья Ильин: «Я повзрослел»

Илья Ильин: «Я повзрослел»

Самый успешный спортсмен Казахстана за всю историю независимости нашей страны кызылординец Илья Ильин в конце прошлого года заявил о том, что побед на трех Олимпиадах ему будет мало, а потому он рассчитывает на первенство не только в Рио-2016, но и в Токио-2020. Кроме того, прославленный штангист решил попробовать свои силы в новой для себя весовой категории – до 105 килограммов. В нынешнем сезоне Ильин примет участие в двух соревнованиях – турнире Анатолия Храпатова и домашнем чемпионате мира в Алматы. В традиционной рубрике «PROСПОРТ» Илья Ильин рассказал, как проходит подготовка к ближайшим выходам на помост, опасается ли он конкуренции в более тяжелом для себя весе, зачем он хочет обучаться в одном из престижных западных университетов. Ильин рассказал почему в сборной Казахстана по тяжелой атлетике нужно срочно прекратить практику натурализации иностранных спортсменов.

Илья Ильин в Лондоне

Илья Ильин на соревнованиях в Лондоне 2012

– Илья, во-первых, должен сказать, что я очень обрадовался, когда узнал, что ты начал подготовку к домашнему чемпионату мира, который в конце нынешнего года пройдет в Алматы. Но, если честно, не понял, почему ты принял это решение. Ведь, учитывая юниорские достижения, ты выигрывал первенство планеты пять раз и сам уже неоднократно говорил о том, что победа на чемпионате мира давно перестала быть для тебя серьезным мотивом в профессиональной карьере. Зачем тебе сейчас стал нужен чемпионат мира?

Илья Ильин: – Интересный вопрос (смеется), пока такой еще не задавали. Действительно, для меня самый главный стимул в спорте – это Олимпийские игры. В этом смысле победа на чемпионате мира – не является для меня большим стимулом. Но сейчас я искренне чувствую, что мне надо выступить. И причин тому несколько. Во-первых, с профессиональной точки зрения мне периодически нужна соревновательная практика на высоком уровне, чтобы не терять чемпионский настрой. Во-вторых, просто надо вернуть себе титул. В-третьих, на данный момент для меня очень важно выступить в своей стране, перед родными болельщиками. То есть людям надо вживую посмотреть, как выступает Илья Ильин. Может быть, придет посмотреть Президент, который меня всегда и всесторонне поддерживал. В-четвертых, я ведь перешел в новую категорию (до 105 кг. – Прим. авт.). Нужно осваиваться. Без уверенности в себе больших результатов достичь нельзя. Так вот, можно сказать, что я иду на чемпионат мира за уверенностью в себе.

 

«Многие ошибки уже были сделаны. Хватит»

– Думаю, в казахстанском спорте трудно найти человека более уверенного в себе, чем ты. Наверняка ты много раз выслушивал критические замечания из-за своей самоуверенности…

– Да, люди много говорят об этом. И, может быть, со стороны я кажусь самоуверенным, а мое поведение выглядит вызывающим. Но на самом деле это просто психология. И я должен быть самоуверенным во всем. Если бы я не был таким, то я не был бы и чемпионом. Мне всегда нужно знать, куда я иду и зачем. Моя цель – золотая медаль, и я ее заберу.

– Получается, что ты должен выигрывать во всем и ты не терпишь поражений…

– Не совсем. Я должен выигрывать во всем значимом. Малые поражения вполне допустимы. Более того, я должен сказать, что мне просто необходимо допускать или даже создавать небольшие поражения, чтобы обеспечить себе большие победы. И я проигрываю каждый день на тренировке, когда хочу взять больший вес и бьюсь со штангой, с главной моей боевой подругой в жизни (смеется).

фото Илья Ильин завоевывает Золото

 

Илья Ильин завоевывает Золото на олимпиаде

– И все-таки до Олимпиады еще два года, но ты начинаешь готовиться уже сейчас. Думаю, всех интересует, возьмешь ли ты паузу в профессиональной деятельности на 2015 год.

 

– Нет, конечно. Предолимпийский сезон будет еще более активным для меня. Учитывая то, что я выступаю в другой весовой категории, и то, что я немного меняю характер подготовки к соревнованиям, нужно еще более внимательно относиться к тренировкам и соревнованиям. Чем ты взрослее, тем тебе надо больше показываться на помосте. Многие ошибки уже были сделаны раньше… Хватит.

– В какой конкретно момент ты принял решение перейти в другую весовую категорию?

– Еще до Лондона я объявил об этом. Мой нормальный вес сейчас – 101 килограмм. А 94 я весил тогда, когда выступал в категории до 85 килограммов. И мне всегда перед соревнованиями приходилось сгонять около десяти килограммов. При весе 103 килограмма я поднимал 196 и 240 за три недели до лондонских Игр. А максимальный результат в этом году на чемпионате мира в весовой категории до 105 – это 195 и 237 в рывке и толчке. Это потолок! То есть у меня все шансы взять золото. И я уверен, что сделаю это!

 

«Хочу поучиться в «Кембридже» или «Гарварде»

 

– Что будет после игр в Рио?

– Что будет? (смеется) Потом будут игры в Токио. Прошедшей зимой, когда создавался Президентский клуб «Астана», резидентом которого являюсь, я сказал, что хочу выиграть четыре Олимпиады. Выиграв Рио, я стану пятым во всем мире с таким достижением, но мне этого мало. Я хочу четыре Олимпиады, и в принципе через 6 лет мне будет только 32. Почему нет? Это был бы замечательный закат карьеры. А потом я хочу получить еще одно высшее образование и уйти в науку.

– В науку?

– Да (улыбается). А почему нет? Что, спортсмен не может стать ученым? Мне это интересно. И здесь важно вот что: спортсмен, который добивается серьезных результатов, после завершения карьеры начинает испытывать сильный эмоциональный дефицит. Это можно называть адреналиновым голодом или еще как-то. Важно, что многие, завязав со спортом, не могут найти себя в жизни и часто это заканчивается трагически. За примером далеко ходить не надо. И мне, конечно, всегда будет важно побеждать. Сейчас я побеждаю в спорте, но жизнь не ограничивается помостом. Я надеюсь добиваться новых свершений в науке.

– И что это будет? Химия, физика?

– Пока точно сказать не могу. На данном этапе жизни мне очень интересны иностранные языки, маркетинг, финансы, менеджмент. В настоящее время я стремлюсь к тому, чтобы в следующем году защитить степень доктора. Моя работа рассчитана на то, чтобы выводить профессиональных спортсменов на мировые арены. И, конечно, я пользуюсь помощью научных руководителей, которые подсказывают мне, как правильно преподнести мои идеи. Наверное, ты знаешь, что сейчас мне доверено курировать работу некоторых казахстанских штангистов – Алмаса Утешова, Владимира Седова и других – в их подготовке к крупным соревнованиям. И в будущем я надеюсь продолжать эту работу. А для этого нужен определенный багаж знаний.

На обложке журнала Илья Ильин

 

Илья Ильин на обложке популярного журнала

– Как объяснить суть твоих идей и твоей научной работы шестилетнему ребенку?

 

Илья Ильин: – Не уверен, что это нужно объяснять ребенку, ведь моя работа, научный подход рассчитаны на профессионалов. Если же ребенок меня спросит об этом, я скажу, что нужно просто любить свое дело. Нужно мечтать. И если он будет верить в свою мечту, как когда-то давно 6-летний пацан сидел на берегу Сырдарьи в три часа ночи под звездным небом и не пропускал ни одной падающей звезды, загадывал на каждую одно и то же желание – стать олимпийским чемпионом. Если не отказываться от своих грез, они сбываются. Но это если совсем просто (смеется).

– Ну а после Токио будет другое образование?

Илья Ильин: – Да. Я подумываю о чем-то фундаментальном. Может быть, философия. Хотелось бы понять, что такое мир, изнутри и снаружи, сформировать окончательно и сформулировать свое собственное видение жизни. Хочу поучиться в Кембридже или Гарварде – престижном зарубежном университете. Это для меня будет пятой Олимпиадой. И кстати, обучение в университете – это тот же четырехлетний олимпийский цикл, нужно только немного скорректировать подготовительный тренировочный процесс, вжиться в новую схему и снова стремиться к самому высокому результату.

– Ты ведь говорил 4 года назад, что ты один из представителей нового эволюционного поколения людей, так называемых индиго.

Илья Ильин: – Да? (смеется) Ну что ж, сказал – значит сказал. В принципе не так уж важно, как это называется. Но я действительно чувствую в себе какие-то особенные возможности. Не в том смысле, что мне от природы досталось больше, чем другим, – все люди на земле получают неисчерпаемый заряд энергии от Вселенной. Я чувствую эту энергию и могу ее использовать.

 

«Если Алексей Геннадьевич снова привезет каких-то иностранцев, останется только пожимать плечами»

 

– Итак, вчера у тебя завершился очередной сбор?

– Да, я на протяжении месяца работал на базе в Новоалексеевке. Там тренируются не только штангисты, но и боксеры.

– Кто из штангистов и тренеров работает вместе с тобой?

– Ержан Балтаев, Тойшан Бектемиров и я – мы работаем втроем. Это, если можно так сказать, тренерский состав. Мы придумываем новые подходы, пробуем это на мне, и если получается, уже даем упражнения Алмасу Утешову, Володе Седову. Фактически – это лондонская система подготовки. И именно она выстрелила в 2012 году. Тогда вместе со мной к Играм готовился один только Алмас Утешов. Примерно за три месяца до Олимпиады он обратился ко мне и сказал, что хочет тренироваться с нами. Я ответил, что не против, но сначала нужно получить согласие его личного тренера Вилория Пака, который воспитывал меня с детства. Вилорий Викторович согласился, и мы стали работать вместе. В итоге Алмас показал в Лондоне седьмой результат, и я считаю, что на том этапе его карьеры это было очень хорошее достижение. Я не знаю, как объяснить, чем отличается наша система подготовки. Я это называю просто: повышенный уровень энергетики. И если он есть, то отражается на всех, кто работает рядом. У нас замечательная атмосфера в тренировочном лагере, и она не может не сказываться на результатах. Сейчас, как я уже сказал, с нами тренируются и другие спортсмены. Кроме того, в нашем же зале под началом Вилория Пака работают еще и молодые казахстанские спортсмены, которые не имеют больших результатов на мировом уровне, но уже стали чемпионами Казахстана и подают надежды, а в национальной команде под началом основного тренерского штаба, Алексея Ни и Энвера Туркелери, занимаются легионеры.

Илья Ильин, Серик Сапиев, Александр Винокуров

 

Илья Ильин, Серик Сапиев, Александр Винокуров c золотыми медалями олимпиады

– Чувствуется в твоих интонациях не очень доброжелательное отношение к натурализованным спортсменам…

 

Илья Ильин: – Ни в коем случае. Нет ничего такого. Просто очень накаленной была обстановка, были неприятные моменты, которые все еще дают о себе знать. Когда видишь разочарование некоторых наших ребят, которые многое сделали для страны, усердно работали, но не попали на Олимпийские игры из-за того, что приехали легионеры, это настроение передается и тебе. Например, чемпион мира Седов незадолго до Лондона «забаранил» все подходы на одном из соревнований, и в итоге его лишили поездки в Лондон. Но на самом деле вместе него поехали двое натурализованных китайцев, которым, кстати, так и не разрешили выступить в Лондоне. Когда живешь рядом с человеком и понимаешь его «болячку», то начинаешь и сам жить этой «болячкой». Нужно ведь учитывать то, что спортсмен уже сделал для страны.

– Но ведь и легионеры сделали немало…

Илья Ильин: – Спору нет. Но вопрос этот не простой. Когда у нас есть определенные проблемы в женской тяжелой атлетике, хотя и здесь есть немало отечественных сильных спортсменок, вполне оправдано то, что за нас начинают выступать легионеры. В принципе я уже не отношусь как к легионерам ни к Свете, ни к Майе, ни к Зуле (олимпийские чемпионки Светлана Подобедова, Майа Манеза, Зульфия Забирова. – Прим. авт.). Они уже добились результатов, доказали, что они наши. Но если в мужской команде много своих штангистов, зачем нам легионеры? Если есть двукратный олимпийский чемпион, чемпион мира, серебряный, бронзовый призеры «мира», победитель Азиады, зачем тебе другие? Это уже беспредел! Нужно своих воспитывать! Думаю, хватит привозить иностранцев. Надо заниматься своими, поднимать резерв, вытягивать молодежь. У нас уже есть некоторые проблемы с подрастающим поколением, которые нужно срочно решать. А если Алексей Геннадьевич снова привезет каких-то иностранцев, останется только пожимать плечами.

– Во время Олимпийских игр в Лондоне, когда Алексей Ни бросался в объятья всех чемпионов, вы друг друга даже не поздравили. У многих сложилось впечатление, что ваши отношения далеки от идеальных…

Илья Ильин: – Ну, потому что не надо делать вид, что это и твоя победа тоже. Если человек нисколько не помогал мне идти к этой победе, а, наоборот, делал все, чтобы помешать, зачем лезть с объятиями и поздравлениями. Сейчас мы здороваемся, общаемся. Я помню, как он помог мне выиграть пекинские Игры, и за это ему до сих пор благодарен. В жизни случаются разные непростые ситуации, но я человек, который сконцентрирован на позитиве.

– Ты следишь за тем, как обстоят дела в нашей основной национальной команде?

Илья Ильин: – Не то чтобы я следил внимательно за всеми делами. Но, конечно, я хочу, чтобы все было в порядке и казахстанские штангисты продолжали показывать высокие результаты, добивались успеха, вне зависимости от того, из какого они лагеря. Очень болею за погоду в нашей тяжелой атлетике. Хочу, чтобы мы все нашли компромисс и дальше работали на благо страны. Штангисты – это лицо Казахстана на международной арене. Я знаю, что неплохо сейчас пошли дела в федерации с новым президентом – начали активно поддерживать спортсменов, давать очень хорошие зарплаты, стали сплачивать коллектив. И в принципе ситуация становится лучше. Алексей Геннадьевич как менеджер команды к нам два раза приезжал. То есть все должно быть в порядке.

 

«Мне стало понятно, что бизнесу надо отдаваться целиком, так же, как я отдаюсь спорту»

 

– Помнится, еще до пекинских Игр ты говорил мне о своей диете: «Утром мясо, в обед мясо, вечером мясо»…

Илья Ильин: – Все изменилось с тех пор (смеется). Я теперь совсем не ем мясо. Но я не вегетарианец. Просто стал гораздо лучше чувствовать свой организм, которому тяжело переваривать мясные продукты. На это затрачивается очень много энергии, поэтому получаю белок из других продуктов. С большим уважением отношусь к фасоли и прочим бобовым. Вообще, мне нужна живая еда: фрукты, овощи. Это, кстати, очень важный аспект в процессе подготовки. Например, я очень люблю пиццу. Причем не какую-нибудь мясную, а простую «Маргариту» с сыром, но и она очень негативно сказывается на моем состоянии. Поэтому приходится отказываться от очень многих, даже безвредных на первый взгляд, продуктов. Кстати, я посмотрел, как люди в других странах относятся к пище, и это тоже серьезно сказалось на моем мировоззрении.

фотография Ильи Ильина с Олимпиады

Илья Ильин на выступлениях Олимпиады

– Ты ведь за последние два года побывал во многих странах. Где больше понравилось?

– Очень понравилось и в Европе, и в Америке. Я впечатлен тем, как там живут люди, как они устраивают свой быт. Вот к чему надо стремиться и нам. Красивые страны, очень красивые города, приветливые люди, чистые улицы, большие магазины. Чувствуется размах.

– Увлечения твои тоже меняются? Совсем недавно ты участвовал в певческом конкурсе, выпускал собственную линию одежды, планировал запускать какой-то другой бизнес.

– Я повзрослел. Сейчас я сосредотачиваюсь на своем основном деле и ставлю перед собой глобальные задачи. Я много думал о том, чтобы заниматься бизнесом в Кызылорде, Астане или Алматы. Но пока взял паузу. Мне стало понятно, что бизнесу надо отдаваться целиком, так же, как я отдаюсь спорту. Но у меня в настоящее время такой возможности нет. Я помогаю родным. Например, открыл маме салон красоты в Кызылорде. А что касается моих увлечений, то во многом они остались такими же. Я до сих пор очень люблю в свободное время сходить с друзьями в караоке. Вот, отмечая свой день рождения в конце мая, мы неплохо попели в одном из алматинских клубов. Люблю поиграть в бильярд или боулинг, общаться с новыми людьми, узнавать что-то новое. Сейчас серьезно заинтересовался социальными сетями и возможностями, которые они дают. Ко всему я приду постепенно. Когда закончу спортивную карьеру, тогда снова серьезно займусь другими проектами, а пока мой главный и основной проект – штанга.

 

Интервью с Ильей Ильеным провел Евгений ГАЙДАМАКИН

Ошибка в тексте? Выделите и нажмите Ctrl+Enter
Комментарии
;