Алексей Ни: «Когда-нибудь я напишу мемуары»

Алексей Ни: «Когда-нибудь я напишу мемуары»

Совсем недавно в Талдыкоргане завершился чемпионат Казахстана по тяжелой атлетике. И прошедший турнир фактически открыл собой не только новый сезон, но и весь олимпийский цикл. Ведь до Рио-2016 осталось чуть больше двух лет: Азиатские игры, два чемпионата мира… Не успеешь оглянуться, и вот на олимпийский помост выходят казахстанцы. О стратегии сборной команды по тяжелой атлетике на это оставшееся время мы поговорили с главным тренером Алексеем Ни, который поведал нам очень много интересного.

«Нашим олимпийским чемпионам стоит только прийти на разминку – у остальных уже начинают трястись поджилки»

– На прошлой неделе в Талдыкоргане завершился чемпионат страны. Часть ведущих спортсменов пропустили это первенство для того, чтобы продолжить планомерную подготовку к чемпионату мира и Азиатским играм, которые пройдут этой осенью…

– Скажу сразу, что ни у кого нет стопроцентных шансов на то, что они будут выступать на этих двух крупнейших стартах. Может быть, небольшие поблажки мы сделаем нашим олимпийским чемпионам. С 19 по 21 июля в Алматы пройдет турнир памяти олимпийского чемпиона Анатолия Храпатого, где мы посмотрим на готовность наших спортсменов. Там мы определим окончательный состав, который отправится на Азиатские игры в Южную Корею. Вторую группу мы будем готовить уже непосредственно к чемпионату мира, который пройдет в южной столице.

– Может ли случиться так, что часть наших ведущих спортсменов-олимпийцев выступит на Азиаде, а другая часть – на чемпионате мира?

– Скорее всего так и будет. Потому что нам нужны медали и там, и там. Руководство нам поставило задачу привезти по три медали высшей пробы с каждого турнира. Если та команда – восемь мужчин и семь женщин – которую мы будем готовить к Азиаде, будет конкурентоспособна для завоевания золотых наград, то они поедут в Корею. Тогда наши олимпийские чемпионы будут спокойно готовиться к чемпионату мира. Нам нужно постепенно выводить на большую арену наших вчерашних юниоров и смотреть на их готовность к планомерным боевым действиям на мировом помосте. Понятно, что у нас есть одни из сильнейших спортсменов в мире, но на их багаже долго не проедешь. Нужно думать о завтрашнем дне. А чемпионат мира есть чемпионат мира. Там просто так никто не отдаст победу. В каждой весовой категории будут жаркие схватки. Тем более что здесь будет решаться судьба олимпийских наград. Необходимо, чтобы в командном зачете наши мужчины оказались на шестом месте, а девушки – на девятом. Но это – по итогам двух чемпионатов мира: 2014 и 2015 годов. В любой случае, в Алматы нам нужно выступить максимально хорошо. Чтобы в следующем году в Хьюстоне мы были более-менее спокойны, выставили уже предолимпийскую дружину. В Штатах будет нелегко – в первую очередь из-за разницы в часовом поясе и климатических условиях. В общем, мы будем отбирать тех людей, которые реально смогут бороться за золотые медали. Все будет решаться на помосте.

– А лично для вас какой из этих стартов наиболее важен?

– Азиатские игры. Я вообще считаю чемпионаты мира как проходные соревнования. Единственно что там существенно – это лицензии. А Азиада – это более крупный турнир. Она проходит раз в четыре года. Для нас это как малая Олимпиада. Тем более нужно учитывать, что сильнейшие штангисты находятся как раз в Азии: Китай, Иран, Северная и Южная Корея и т.д. Но в этом году нам нужно учитывать то, что мы выступаем перед собственными болельщиками и мы не имеем права выступить на чемпионате мира спустя рукава. То есть просто ставя планку взобраться на удовлетворяющие нас общекомандные места. Казахстанцы вправе получить высококачественное зрелище и порадоваться за нас.

– Давайте вернемся к чемпионату Казахстана, где выступали в основном молодые спортсмены. Что можете сказать по их выступлению, по их результатам? Может быть, кто-то приятно удивил?

– Члены сборной команды страны находятся на сборах с 7 января. Вторые номера готовились у себя в регионах. В итоге в Талдыкоргане собралось очень большое количество ребят. По итогам чемпионата республики мы отобрали два состава – 30 человек (16 мужчин и 14 девушек. – Прим. авт.). Скажу так: за четыре месяца до Азиады мы не просили ребят показывать свои максимальные результаты, чтобы не форсировать подготовку. Это не нужно. Потом будет очень трудно вернуться к своим лучшим кондициям. Будет обязательный спад. Мы плавно наращиваем результаты. На чемпионате республики были показаны результаты примерно на 70-80 процентов от своей готовности. В оставшиеся четыре месяца мы будем наращивать нагрузки, выводить ребят на пик формы. Мне здесь было важно посмотреть на саму борьбу, как они проявляют себя в соревновательной обстановке, как показывают свои бойцовские качества. Мне нужно было увидеть, как вчерашние юниоры бьются с более опытными спортсменами. Теперь состав определен. Дальше все зависит от них самих. Расслабляться не стоит – попадание в сборную страны ничего не гарантирует. Вот именно сейчас и начинается война. Ведь, как я уже говорил, через два месяца мы проведем контрольные прикидки на турнире Анатолия Храпатого и вот там будет очень большой стресс для всех. Потому что готовиться и соревноваться практически в тепличных условиях – это одно. А вот по-настоящему выдерживать конкуренцию – это другое. На Азиаде или чемпионате мира те же китайцы могут так начать давить психологически, что мало не покажется. Я уверен в психологической устойчивости наших олимпийских чемпионов. Они сами кого угодно введут в депрессию. Им стоит только прийти на разминку – у остальных уже начинают трястись поджилки. Уверен, что во время постолимпийской паузы у них не исчезли бойцовские качества.

«Группа смерти» Энвера Туркелери

– Всем тренировочным процессом сборной по-прежнему занимается Энвер Туркелери?

– Нет. Сейчас мы пошли немного по-другому пути. У нас сформировалась очень большая команда спортсменов. Чисто физически невозможно собрать всех на одной базе. Не хватает помостов, места. Поэтому мужская и женские команды готовятся раздельно. Первую группу возглавляет Вилорий Викторович Пак, а вторую – Иван Павлович Сивохин. У них у каждого есть по два помощника. У Энвера своя группа. Там 10-12 человек. Они также тренируются отдельно. И, наконец, есть группа Ильи Ильина. В нее входят Алмас Утешев, Владимир Седов и еще несколько ребят. Они также готовятся самостоятельно.

– Думается, что Туркелери отобрал себе очень перспективных ребят, способных преподнести ряд сюрпризов…

– Энвер действительно отобрал ряд молодых штангистов, которых он целенаправленно готовит к Олимпиаде в Рио. Предстоящие старты он рассматривает как подготовительные.

– Кто туда входит, если не секрет?

– Наши олимпийские чемпионки: Чиншанло, Манеза и Подобедова. И молодые ребята, пока еще не заявившие о себе громко. В течение 2013 года его экспериментальная группа периодически обновлялась. Остаются самые стойкие. Идет постоянная ротация. Я уверен в том, что вся его команда будет бороться за олимпийские медали. И как минимум половина – за награды высшего достоинства. Наши спортсмены между собой называют дружину Туркелери «группой смерти» (смеется). В шутку, конечно же.

– Про кого вы можете сказать, что он станет будущей звездой? Как это в свое время было с Ильей Ильиным.

– Например, Фархад Харки и Арли Чонтей. Они уже выступали на крупных стартах, но думается, что главные их победы впереди. Есть новый парень, представляющий Атырау – Нижат Рахимов. Он 1993 года рождения – ровесник Зульфии Чиншанло. На него Энвер возлагает большие надежды. Есть еще Айдар Казов из Петропавловска, кажется, 1995 года рождения. Есть еще Зелимхан Абубакаров из Талдыкоргана, 1997 года рождения. Выиграл юниорский мартовский чемпионат Азии в Бангкоке. На юниорском чемпионате мира стал вторым. Сейчас готовится к юношеским Олимпийским играм, которые пройдут в августе в Китае. После этого мы берем его в основной состав сборной, и вполне вероятно, что он выступит в Алматы на мировом первенстве.

«Наши девушки хотят стать двукратными олимпийскими чемпионками»

– Как после 15-месячного перерыва вернулись к тренировочному процессу наши олимпийские чемпионки? Все трое отыграли свадьбы, Манеза к тому же родила ребенка…

– К тренировкам девушки стали подключаться еще в прошлом году. У Манезы есть свой тренировочный план. Его разработал сам Туркелери. Она ничего не форсирует – все-таки только в августе родила. К тому же основной старт – это Рио. В любом случае пользу команде она принесет. Посмотрим на ее форму – если она будет в состоянии принести команде очки, то она выступит на «мире». Если нет – то будет готовиться к американскому чемпионату мира. На Олимпиаду она очень настроена. Могу даже так сказать – из всех троих она настроена на 2016 год наиболее сильно. Почему так – не знаю (улыбается). Очень хочет стать двукратной олимпийской чемпионкой. Она сама говорит, что после рождения ребенка у нее силы как будто удвоились.

– В тяжелой атлетике был прецедент, чтобы спортсменка после родов выигрывала олимпийские награды?

– Да, например россиянка Валентина Попова. Она, после того как стала мамой, выиграла серебро Олимпийских игр. Как говорят наши научные умы, после рождения у женщин повышается гормональный фон и они становятся сильнее... Что касается Зульфии Чиншанло, то мы с ней обговорили все полностью, начиная от личной жизни и заканчивая подготовкой к Олимпиаде. Фактически она не прекращала тренировок. Немного отдохнула после Лондона, но все время поддерживала свою форму. Вела техническую подготовку. Света Подобедова на целый год брала перерыв. Была в раздумьях. Но если она решила готовиться к Олимпиаде – значит все будет хорошо. Светлана очень целеустремленная. Ее соперницам будет не сладко. Потому что она настоящий профессионал. Более дисциплинированного спортсмена я не видел. Из мужчин в этом плане она похожа на Анатолия Храпатого. Он – настоящий эталон штангиста. Я всем говорю – Храпатый всегда знал, когда отдыхать и когда работать. Причем не просто работать – а пахать. Светлана точно такая же. Сейчас также решила, что будет готовиться к Рио. Все они готовятся по индивидуальным программам.

– Они прошли не один олимпийский цикл и уже знают как готовиться, дисциплинированные девушки…

– Да. И Майя и Света прошли фактически два олимпийских цикла. Они могли выступить, как вы помните, еще в Пекине. И тогда они также бы выиграли, но в 2008 году возникли проблемы с гражданством. Сейчас они чувствуют, что до конца не реализовались. Хотят полностью выложиться и стать двукратными. Нужно плотно отработать два с небольшим года, и все.

«Конкуренция – это наш козырь»

– Расскажите о группе Ильина.

– Мы решили найти компромисс, и этот цикл работаем по другой программе. Знаете, после Лондона все стали великими. Ни к кому просто так уже не подойдешь. Нам, простым смертным (улыбается), иной раз приходится трудно с великими спортсменами и тренерами. Мне важно лишь одно – чтобы на соревнованиях все чувствовали себя единым целым. Понимали, что они представляют не себя, а свою страну. Чтобы у нас была по-настоящему сплоченная команда. Здесь я хочу отметить наше руководство: Агентство по физической культуре и спорту РК, а также Федерацию тяжелой атлетики Республики Казахстан, которые предоставляют нам возможность работать в таком режиме. На самом деле, наши руководители идут по многим вопросам нам навстречу. Все мы: и тренеры, и спортсмены им очень благодарны…

Так вот. У группы Ильина (Седов, Утешев, Моминбеков, Сыбай и Амиртай. – Прим. авт.) свой график подготовки. Они в январе прошли диспансеризацию, после этого отправились в Польшу, затем в Грецию на сборы. У них УТС заканчивается 3 мая, поэтому ребята пропускали первенство страны в Талдыкоргане. Все они будут готовиться к основной прикидке – турниру Анатолия Храпатого. Как я уже говорил, для всех без исключения будет работать спортивный принцип – на чемпионат мира и Азиаду поедут сильнейшие. Послабления могут касаться только олимпийских чемпионов.

– Какие ваши ожидания от этого сезона? Все-таки стартует олимпийский цикл, пройдут важнейшие Азиатские игры…

– Если 2013 год был промежуточный – тот же чемпионат мира был нелицензионным, и многие спортсмены дают себе возможность отдохнуть, то в этом сезоне нужно работать уже в полную силу. Мы втягиваемся в олимпийский цикл. Два года пролетят так быстро, что и не заметишь. Для нас этот сезон станет во многом определяющим. Определится костяк сборной. Мы должны прогнать два состава – 30 человек на двух крупных стартах. И по окончании этого года отобрать костяк сборной. Будем готовить их к следующему чемпионату мира и как следствие – к Рио. Те, кто не попадут в этот список, имеют шанс проявить себя на чемпионате Азии, который пройдет весной 2015 года. Мы создаем конкуренцию, благодаря которой у нас в состав проходят действительно сильнейшие атлеты. Способные биться за награды. Конкуренция – это наш козырь. Она не дает атлетам расслабиться, подходить к тренировкам халатно. После чемпионата мира-2015, после того как станет известно окончательное количество лицензий, мы уже сформируем окончательный состав сборной.

«Многое я не имею право озвучивать»

– Алексей Геннадьевич, задам несколько щепетильный вопрос. 2013 год был омрачен рядом допинговых скандалов с участием казахстанских штангистов. Что вы сможете сказать по этому поводу?

– Я всегда говорил, что сильным завидуют и что их никогда не любят. Наш успех в Лондоне произвел, по всей видимости, на некоторых очень неприятное впечатление. Многие страны были по-настоящему шокированы. Мы стали сенсацией. В той же России никогда не было олимпийской чемпионки-женщины. У нас же сразу три. Тем более что в их числе оказалась и экс-россиянка, на Олимпиаде победившая двух российских штангисток. То же самое и китайцы. И Манеза, и Чиншанло были для них отработанным материалом. Их сломали и выбросили за борт. Когда они приехали к нам, у них были травмированные локти. Мы их вылечили, дали возможность тренироваться. И в итоге они выиграли Игры. В Китае это вызвало большой резонанс. Полетело много голов. И это все бумерангом отразилось на наших молодых спортсменах. Я не могу подробно говорить об этом происшествии, но уверен в том, что наш успех в Лондоне стал поводом к этому скандалу. Подобные истории случались и до нас, если копнуть глубже. Возьмем 1988 год. Олимпийские игры в Сеуле. Сборная Болгарии взяла приличное количество золотых наград, и после этого их убили подобными допинговыми скандалами. Главного тренера болгар Ивана Ободжиева, которого я считаю величайшим тренером всех времен и народов, убрали из сборной. После этого он лежал в больнице с инфарктом. Медали отбирали у спортсменов прямо там – в Сеуле. Никому не понравилось их успешное выступление. В том числе и СССР, который тогда доминировал в тяжелой атлетике. То же произошло и со сборной Греции, когда у них было два трехкратных олимпийских чемпиона: Димас и Кахиашвилис. После успеха в Афинах, буквально перед Пекином, на допинге попалось 11 греческих атлетов. Все всплыло на одном допинг-контроле. После этого атлетов мирового уровня в Греции не стало. Все уничтожили. Еще один пример. В Сиднес-2000 иранцы взяли два золота. Спустя время на допинге ловят 9 иранцев. И тоже отбросили их в своем развитии назад. Я очень благодарен нашему руководству, нашей федерации, нашему правительству за то, что подошли к этому вопросу мудро. Не дали нам рухнуть вниз, не дали нас уничтожить, как это было сделано в Болгарии, Греции, Иране. Дали возможность нам выйти из этого положения и доказать, что 2013 год был случайностью. Мы часто собираемся тренерским составом и обсуждали проблему допинга очень много раз. Проводим работу в этом направлении. Чтобы не было и тени сомнений в нашей честности.

– Можно ли в таком случае верить этим допинг-пробам? Самой WADA? Ведь все это делается как-то кулуарно и как проводятся эти самые анализы – большой вопрос?

– Как я уже сказал, многие вещи я не могу озвучивать. Зачем лишний раз злить ту же WADA, Россию или Китай? Боюсь вызвать ответную реакцию. Я знаю очень много и может быть когда-нибудь напишу мемуары (смеется). Но не сейчас. Через два года – Олимпиада. Да и вообще у нас сейчас идет становление тяжелой атлетики. Мы постепенно выходим на лидирующие позиции. Мы хотим стать мировой державой. Нужно сделать так, чтобы наши победы ни у кого не вызывали сомнений. Как в том же боксе. Почему если казахстанец становится чемпионом по боксу – это воспринимается спокойно. Но если это штангист, то некоторые начинаются задаваться вопросами? Это мышление нужно менять.

Дамир СЕРИКПАЕВ

Читать на казахском здесь - http://prosportkz.kz/kz/news/34614.html

Ошибка в тексте? Выделите и нажмите Ctrl+Enter
Комментарии
;