Азамат Ашимов: «Наши спортивные чиновники умеют «зарабатывать» деньги!»

Азамат Ашимов: «Наши спортивные чиновники умеют «зарабатывать» деньги!»

В нашей новой рубрике «Артхаус» вы сможете познакомиться поближе со многими творческими людьми, звездами эстрады, кино и шоу-бизнеса, а также узнать об их отношении к спорту. Сегодня нашим гостем стал известный казахстанский актер, окончивший Нью-Йоркскую киноакадемию в Лос-Анджелесе, продюсер и режиссер Азамат Ашимов. Поздно вечером мы застали Азамата в тренажерном зале «Олимп», где он всегда следит за своими физическими кондициями. В беседе с нами он рассказал о коррупции в спорте, любви к «Кайрату», а также порассуждал о результатах казахстанских спортсменов на последних Олимпийских играх.

– Азамат, расскажи, чем ты занимался последний год?

– Последний год работал в качестве сорежиссера на проектах по созданию телевизионных сериалов. В этом месяце зрители смогут их увидеть. Сериалы связаны с медициной.

– В Instagram ты выложил свою фотографию, сделанную в операционном зале. Это как раз шли съемки нового сериала?

– Так оно и есть. За кадром всегда происходит много интересного. Любим также пошутить над творческой бригадой. У одного актера был последний съемочный день, и чтобы сделать его уход запоминающимся и поднять всем настроение, гример разукрасил ему лицо: белый грим и красные щеки. Актеру не сказали об этом, и себя он не видел в зеркале, поскольку сразу началась съемка. Во время диалогов второй актер еле-еле сдерживался, потом все-таки засмеялся. Было очень весело.

– Оцени первоапрельскую шутку футбольного клуба «Кайрат» об увольнении Вайсса и назначении на пост тренера Лучано Спаллетти?

– Для меня «Кайрат» – не просто клуб, он имеет огромное значение в моей жизни. Болею с детства за эту команду. С друзьями еще маленькими стали посещать все матчи «Кайрата», к тому же я – алматинец. Розыгрыш со Спаллетти мне показался обычной доброй шуткой. В Европе футбольные клубы аналогичным образом разыгрывают общественность и все к этому давно уже привыкли. У них первоапрельские шутки на высоте.

– На твой взгляд, работа Спаллетти или Карпина у руля «Кайрата» нереальна?

– Думаю, мало вероятно, чтобы такие личности прилетели бы возглавить отечественный клуб. Во-первых, у Вайсса действующий контракт. Он еще не показал своего тренерского таланта в полной мере. У него, как мне кажется талант очень огромный. Нужно немного подождать, и результат придет. Более того, считаю, что со временем с Вайссом будет продлен контракт. Для меня этот тренер – самый сильный иностранный специалист в Казахстане за все время. Шторки и Фахи с ним не сравнятся.

– Есть еще Омари Тетрадзе в «Жетысу»…

– Его приход меня удивил. Да, «Кайрат» сейчас идет на последнем месте в турнирной таблице, а «Жетысу» с 7 очками на втором месте. Но я уверен, что новички «Кайрата» индивидуально сильнее казахстанских игроков. Вопрос в том, как они понимают друг друга, и в этом заключается работа Вайсса, чтобы это взаимопонимание наладить. Нужно время, чтобы наработать связи, ведь состав «Кайрата» обновился на 60 процентов.

– Учитывая, что ты активный болельщик «Кайрата», у тебя есть футболки этого клуба?

– Совсем недавно защитник Самат Смаков подарил мне свою именную футболку этого сезона. За ним слежу с 2004 года. Мне импонирует его игра, стиль и настоящее мужское поведение. Очень благодарен Самату за такой ценный подарок.

– В прошлом году ты выпустил несколько видеороликов о «Кайрате». Кто был инициатором такого проекта?

– Поскольку я работаю в киноиндустрии, где есть визуальный продакшен, часто занимаюсь созданием видеороликов или рекламных проектов. Несколько клипов снял в позапрошлом году для любимого клуба. А в прошлом году их увидела общественность. Я сам предложил руководству клуба свои услуги, ведь я люблю футбол и болею за «Кайрат». Руководители посмотрели мои ролики, им понравилось, и мы начали сотрудничать. Потом руководство поменялось, и на этом наше сотрудничество временно приостановилось. Сейчас готов вновь предложить свои услуги. Для «Кайрата» я всегда открыт.

– Есть еще какой-нибудь видеоматериал, о спорте созданный тобой?

– Снимал видеоролики для детских спортивных школ города Алматы, школы Олимпийского резерва. Все это делал практически за символическую сумму, потому что родители платили из своего кармана.

– За Олимпиадой в Сочи следил?

– Честно сказать, особо не следил. Посмотрел выступления основных спортсменов. Мое мнение, Галышеву засудили. Она была достойна бронзовой медали.

– Фигурист Денис Тен прыгнул выше головы в Сочи?

– Тен выполнил программу на максимуме, завоевав бронзу. Там была большая конкуренция за золотые медали, 5-6 претендентов. Тен оказался в тройке сильнейших. Бронзовая медаль, если она первая, то она как золотая. На следующей Олимпиаде если Тен получит бронзу, то уже будет обидно и неприятно.

– Согласен с тем, что Плющенко своим уходом подарил бронзу Тену?

– Возможно, в этом есть какая-то правда. Плющенко ведь уходил не для того, чтобы уступить место молодежи, а по состоянию здоровья. Судьба благоволила Денису Тену. Улыбнулась ему и открыла молодому фигуристу большую дорогу в фигурное катание.

– За медали многим спортсменам дарили квартиры, а Денису только скромный автомобиль «Шевроле»…

– Согласен, можно было и получше что-то подарить. Тен – единственный, кто завоевал медаль на зимних Олимпийский играх. На пьедестале почета не было больше казахстанцев. Причем взяли медаль в том виде, где никогда не брали. Сейчас дети смотрят на выступления Тена и мечтают записаться в секцию фигурного катания. И за это он получил скромный Шевроле (улыбается).

– Россиянам за участие в ОИ подарили мерседесы, а ветеранам за участие в ВОВ – отечественные авто. Тену – «Шевроле», а 100-летнему ветерану войны Куришбеку Кожекбайулы – только «Ниву». Да, медаль Олимпиады – это хорошо, почетно, но не кажется, что у ветеранов больше заслуг перед отечеством?

– Ценности поменялись. Нынешнее молодое поколение, которое определяет цену этих побед, немного подзабыло то военное время, наших ветеранов, время ВОВ. Что-то забывается, что-то происходит новое. Возможно, мы просто утрачиваем человеческое понимание.

– Оцени выступления Полторанина и Чеботько в Сочи-2014?

– Пик Полторанина закончился на чемпионате мира. Ошиблись тренеры и специалисты, которые выводят его на пик физической формы. Опоздали они буквально на 3 недели. Да и в тактике были определенные проблемы. Связка Полторанин–Чеботько очень крепкая, они друг друга понимают. Считаю, что им не повезло, не пофартило.

– Перед олимпийской сборной была озвучена задача четко. С ней мы не справились. Это катастрофа?

– Ситуация была катастрофической, если бы вообще не привезли медали. В Ванкувере Хрусталева выиграла серебро, на последней Олимпиаде мы добыли только бронзу. Получается сделали шаг назад.

– С чем связано, что на летних Олимпийских играх мы выигрываем больше медалей, чем на зимних?

– С тем, что за нас выступают легионеры, так сказать, натурализованные казахстанцы. Обидно, что мы не взращиваем своих ребят, а ведь у нас есть все условия. Вот, к примеру, для проведения соревнований по биатлону, лыжному спорту и спортивному ориентированию в 40 км от Алматы за 2 года был возведен уникальный комплекс, соответствующий всем международным стандартам. Сегодня это прекрасное спортивное сооружение доступно каждому. Комплекс лыжного и биатлонного стадионов называется «Алатау». Другая причина в том, что федерации некоторых видов спорта шустрее работают в плане привлечения иностранных легионеров. В этом вопросе две стороны. Первая: медали есть, копилка пополняется, гимн Казахстана звучит на весь мир, мы стоим на ушах. Вторая, нехорошая сторона: мы видим спортсменов одного олимпийского цикла. Здесь их ничего не держит. Они могут всегда уехать. У них нет чувства патриотизма к Казахстану. У них желание заработка преобладает над всем другим. Минус еще в том, что забывается детский массовый спорт – основа основ. Надо было вкладывать лет 15 назад в детей, когда была возможность, чтобы сейчас были положительные результаты.

– В Талдыкоргане построили спорткомплекс «Жастар», и, как нас заверяют местные оппозиционеры, около 50 процентов бюджета было освоено нечестным путем…

– Такое наблюдается не только в Талдыкоргане. Подобное происходит во многих регионах страны. У нас в Казахстане спортивные чиновники умеют «зарабатывать» деньги! К сожалению, мы все чаще и чаще слышим, как чиновники ловятся на взятках.

– Разве с этим можно бороться?

– Вот сейчас правительство поменялось. Может, это что-то изменит. Да, у нас борются с коррупцией, но такие способы недостаточно эффективны. Мне сложно сказать, какие методы нужны, чтобы не было коррупции в спорте. Менять менталитет, чтобы остаться без денег, – тоже не вариант. Замкнутый круг получается. Если поймали спортивного чиновника или другого на взятке, нужно карать по всей строгости закона и чтобы об этом знал каждый казахстанец и видел, к чему приводит такое поведение. Преступник должен отсидеть не на листе бумаги, а реальный срок.

– Мы уже привыкли к таким ситуациям, когда министр здравоохранения путем сокращения срока наказания с семи лет до двух быстро выходит на свободу.

– Или, например, убийца на БМВ Усенов отдыхает в дорогой камере для VIP-заключенных.

– Если говорить о хорошем, следишь, как ведутся стройки к Универсиаде в Алматы?

– Хорошее событие. Надеюсь, благодаря этому к 2017 году жизнь алматинцев улучшится в плане дорог, строительства школ и больниц, инфраструктуры. Хочу в это верить.

– Универсиада может быть хорошим основанием для проведения зимних Олимпийских игр 2022 года в Алматы…

– Да, это вполне реально. Все, что сказал ранее про Универсиаду, перенесите на тему Олимпиады. Важно, чтобы ОИ поспособствовали развитию не только Алматы, но и всей страны. Проведение высших спортивных мероприятий – плюс для всей страны. Но я не хочу, чтобы Олимпиада отнимала деньги у простого народа. Она должна что-то давать, не только спортивное наслаждение, эстетику, но и материальные вещи. Олимпиада кончится через месяц, а проблемы останутся навсегда. Олимпиада забудется, а кушать хочется каждый день и быть при этом здоровыми. Нужно решить проблемы бедности и безработицы не только в Алматы, но и по всему Казахстану. До тех пор, пока не решим, не стоит браться за проекты ОИ и Универсиады.

– Оценив церемонию открытия и закрытия Сочи-2014, скажи как продюсер и режиссер, мы можем сделать подобное?

– Сегодня у нас нет такой возможности. Если готовиться с завтрашнего дня, то сможем. У нас хорошие телевизионщики, они талантливые и квалифицированные люди. Этим ребятам просто нужно почаще выезжать за рубеж, стажироваться там и смотреть, как работают их коллеги. Каждые полгода ТВ модернизируется. Нужна постоянная практика, совершенствование.

– Трансляция футбольных матчей КПЛ тебя удовлетворяет?

– Трансляцию в Алматы оцениваю на «4» по пятибалльной шкале. Можно и «5» поставить, если было бы больше камер. 32-36 камер транслируют Лигу чемпионов. И у нас можно приобрести достаточное количество камер. Почему такого нет? Возможно, у руководителей ТВ другие приоритеты и они считают, что можно обойтись несколькими камерами, вместо того, чтобы купить больше. Понимаете, по ТВ нужно передавать настроение. Чем больше камер улавливает локальное событие, тем больше вероятность получить, поймать, вытащить «вкусную» картинку. Я вполне понимают режиссеров трансляций. Они мечтают иметь больше камер, хороший звук и новую аппаратуру.

– Комментирование спортивных событий у нас тоже хромает?

– Не хочу ругать наших комментаторов, но до российских им далеко. Честно скажу, я не выключаю звук телевизора, когда смотрю спорт по нашим каналам. Вполне сносно. Приятно, что наши комментаторы понимают в глубине души, к чему нужно стремиться.

– Насколько полезно приглашать таких российских комментаторов, как Черданцев или Генич, в прямой эфир?

– Как зритель отношусь к этому нормально, слушая нашего и российского комментатора. Так я смогу постичь до конца разницу, в чем мы уступаем зарубежным специалистам. Ну и для нас здесь есть плюс. В таких ситуациях повышается профессионализм, закаляется комментаторская жилка. Однажды я работал на одной площадке во время съемок сериала «Спасатели» с актером, сыгравшим Мэйсона в «Санта-Барбаре». Научился у него очень многому. Он мэтр с большой буквы. От работы с ним получил огромное удовольствие. Вникал, старался понимать, как нужно действовать, как дышать, какое настроение в глазах. Поэтому считаю, что нужно и дальше приглашать российских комментаторов и договариваться, чтобы и наши выезжали в Россию. Обмен опытом всегда полезен.

– Голливуд частенько снимает фильмы о спорте. У нас есть подобные проекты?

– У нас есть история, свои герои. Чтобы зритель посредством кино максимально получал тот эффект, что получает спортсмен на соревнованиях, нужно приложить максимум усилий. Кино здесь может сыграть роль хорошего передатчика настроения, художественности. Спорт сам по себе динамичен и эмоционален. Надо такое снимать. Недавно вышел в прокат фильм «Рывок» с Гошей Куценко. Первый шаг сделан, и другие фильмы не за горами. У меня есть наброски на один киноспортивный проект. Надо превратить все в сценарий. Связано с футболом, с народной командой «Кайрат».

– Почему бы не снять душетрепещущую спортивную драму о Диме Бякове?

– Людям нужны такие фильмы, когда показываешь силу характера. Бяков – пример, как важно не опускать руки и не унывать. Задача режиссера – передать этот замысел. Думаю, нам будет по силам такое снять.

– Азамат, ты в основном играешь отрицательных персонажей, злодеев. Так было в первом казахстанском фэнтази «Книга легенд: Таинственный лес», а также ты сыграл Ильяса Аманжоловича, коррупционера в сериале «К вам едет доктор Ахметова». Неужели в жизни ты такой же?

– Я не знаю, почему меня постоянно приглашают на отрицательные роли. Если приглашают, значит получается играть таких плохих людей. Воспринимаю все нормально. Либо играешь, либо отказываешься, ты не можешь выбирать роли. В нашей работе нужно максимально вживаться в отведенную тебе роль. В жизни я обычный простой молодой человек, холост. Я своего героя оставляю на площадке. Прихожу домой, выношу мусор, помогаю по хозяйству, покупаю продукты. Обычный порядочный гражданин. Более того, многие актеры желают играть отрицательные роли. Почему? Они непредсказуемы. Динамичные, экспрессивные, а положительные – предсказуемы, очень понятные. А зритель должен разгадывать характер персонажа. В жизни отрицательные герои – самые настоящие душки. Воспитанность и порядочность человека – наша основа жизни, независимо от вида спорта. Какой человек в жизни, такой он и в спорте. Возможно, спорт – точный индикатор проявления характера человека. Спорт либо уравновешивает человека, либо выдает все его изъяны, человеческие пороки. Хотелось бы, чтобы спортсмены, которые в силу своей работы общаются с людьми, понимали, что другие люди тоже могут плакать, обижаться и испытывать горечь поражения.

Марк ШПИЛЬМАН

Ошибка в тексте? Выделите и нажмите Ctrl+Enter
Комментарии
;