Депутат Каныбеков: Мы слишком много тратим на футбол. Он того не стоит!

Депутат Каныбеков: Мы слишком много тратим на футбол. Он того не стоит!
news-banner7
mobile-news-top

В январе 2019 года на имя премьер-министра республики Казахстан поступил депутатский запрос, затронувший тему футбола. Девять народных избранников от Ассамблеи народа Казахстана и четыре мажилисмена от партии «Нур Отан» предложили перераспределить финансирование с профессиональных клубов на массовый футбол и футбольную инфраструктуру, особенно в сельской местности. Более подробно с запросом вы можете ознакомиться по этой ссылке.

Инициатором данного запроса является член партии «Нур Отан» Сакен Каныбеков. В интервью редактору Prosports.kz Алимжану Жалелову депутат мажилиса парламента РК рассказал о том, что его подвигло уделить внимание футболу, удовлетворен ли он ответом премьер-министра и как можно взять расходы на футбол под реальный контроль.

- Сакен Асембекович, в январе был оглашен депутатский запрос на имя, на тот момент, премьер-министра РК Бакытжана Сагинтаева. Вами и вашими коллегами был затронут вопрос финансирования футбольных клубов и нерациональных трат государственных средств. Кто был инициатором данного запроса?

- Этот вопрос неоднократно поднимался в стенах мажилиса. В итоге запрос написал я совместно с коллегами. Изначально мы отправили его физическим письмом, в бумажном виде. Но в итоге озвучили от Ассамблеи народа Казахстана. В принципе, то, как этот запрос был опубликован, не влияет на итог. Изначально нашей целью было узнать, как в отдельно взятом виде спорта расходуются денежные средства. Вы знаете, в начале года было послание Нурсултана Назарбаева народу Казахстана, затем заседание, где президент четко нам сказал, чтобы за бюджет в обязательном порядке была ответственность всех сторон - и правительства, и мажилисменов. Соответственно, эта идея появилась: посмотреть, о каких суммах идет речь. Я в свое время курировал спорт, когда отвечал за социальный блок, поэтому понимал, о чем речь идет. Начал разбираться, по всем регионам запросил данные, а также у уполномоченного органа - у Министерства культуры и спорта. Посмотрев на расходование средств, я увидел, что сумма везде разнится. Это говорит о том, что уполномоченный орган практически не мониторил, что творится в регионах: как деньги расходуются, каким образом формируется бюджет, как привлекают легионеров. Каждый регион вел свою политику.

«Имея такие бюджетные средства, как вообще можно влезать в долги?»

- Получается, что орган, уполномоченный контролировать бюджеты спортивных команд - это Министерство спорта?

- Да. Он не финансирует, но ведет политику по каждому виду спорта. Они, естественно, должны мониторить, сколько средств и как они расходуются в регионах. Фактически, этих данных у них нет. В связи с этим, все промониторив, мы увидели, сколько в общей сложности расходуется в стране в течение года, сколько мы имеем культурно-оздоровительных комплексов, сколько у нас в общей сложности занимаются этим видом спорта, сколько юношеских у нас спортивных школ. Все просчитав, мы пришли к такому рассчету, что в 2018 году порядка 9 миллиардов тенге расходуется на один вид спорта - футбол. Но! Помимо этих 9 миллиардов, которые нам дал уполномоченный орган, мы взяли бюджет футбольного клуба «Астана». Понятно, что это бренд, символ наш, но только у него более 12 миллиардов годовой расход. Получается, цифры Министерства не соответствуют действительности. Помимо этого, при таких расходах, мы, оказывается, имеем еще и задолженности порядка 10 миллиардов. Это Акмолинская область - порядка 2,9 миллиарда, Актюбинская область - более миллиарда. Здесь основным лидером Шымкент оказался - 5 миллиардов. В начале года 500 миллионов им закрыли, но осталась большая часть, 4,5 миллиарда, и это накопленная задолженность за три года. После озвучивания запроса, публикаций в СМИ, мы проанализировали комментарии и поняли, что эта тема не только нас, мажилисменов, волнует, но и в целом всех это касается. Столько детей - более 35 тысяч - у нас занимаются футболом, а в дальнейшей перспективе мы их не видим. Если в высшей лиге играют легионеры, то где наши дети, которых мы в спортивных школах готовим? Отзанимавшись, они бросают этот вид спорта. Резюмируя, можно придти к такому наблюдению, что 90 процентов средств у нас расходуется на легионеров.

- Новый премьер-министр – Аскар Мамин – ответил на запрос.

- По каждому пункту, в принципе, дали нам ответы. Но вы можете сами сравнить, что мы имели в виду и каким образом нам ответили.

- Какова же главная цель, с которой был написан запрос на имя премьер-министра?

- Разработка единого норматива расхода средств в футбольных командах. Во-вторых, предотвращение массового привлечения иностранных игроков. Сразу сегодня отказаться от всех легионеров невозможно. Но поэтапно мы должны отходить от иностранных футболистов. Если мы фактически никого не можем подготовить и опираемся на легионеров, тогда зачем этот вид спорта? Для кого мы тогда создаем условия? Президент неоднократно говорил: казахстанцам надо заниматься спортом и привлекать к этому молодежь. Если же мы строим столько всего, а потом на этих полях играют только легионеры, тогда какой смысл расходовать эти денежные средства? По задолженностям вообще удивительно: имея такие бюджетные средства, как вообще можно влезать в долги? Каждый по своему карману должен расходовать. Кто дает вообще такую практику расходования денежных средств? Должны пресекаться такие вещи.

«Если наш флаг несет уроженец другой страны, естественно, внутри у нас неприятный осадок»

- Наверное, уже лет десять сохраняется тенденция: клубы заключают контракты с дорогостоящими легионерами, а спустя время разрывают с ними контракты и платят сумасшедшие деньги в виде неустоек, причем из государственного бюджета. Как это пресечь?

- Это должны отслеживать компетентные органы. Никто из личного кармана не выплачивает, страдает в итоге госбюджет. Но мы с вами, сидя здесь, ничего не можем сказать.

- Почему компетентные органы уделяют футболу мало внимания? Растраты и коррупция давно достигли больших масштабов.

- Где расходуются средства, там и должен быть контроль. Я так думаю, что, возможно, стоит провести ревизию, но перед этим нужно отрегулировать весь механизм финансирования. Какие должны быть пределы? Как ведется практика привлечения иностранцев? За границей, где привлекают очень много легионеров, все клубы частные. Но у нас-то клубы, в основном, на балансе акиматов. 99 процентов расходов - из местных бюджетов. При маслихатах ведь есть ревизионные комиссии и при принятии бюджетов они должны смотреть расходование средств. По всем позициям должны определить, на что и как расходуется. По результатам нашего мониторинга, я такой работы не вижу. Где-то пытались, да. В Актюбинской области судились, но в итоге тот руководитель «отсудился». Его оправдали. Если уж вы решили судить человека за нецелевое расходование средств и он действительно виновен, надо же подготовить как положено все бумаги, а не так огульно - раз, пошел и проиграл.

Финансы в спорте. Спецпроект

- Самая распространенная схема в казахстанских футбольных клубах: легионер расписывается за одну сумму, а получает по факту меньшую. Остаток получает руководство клуба, что-то заносится в акимат в виде «отката». И это самая простейшая схема, о которой знают все - журналисты, футболисты, сотрудники клубов, агенты. А есть ведь еще и более сложные методы воровства и это все не только не пресекается, но и развивается. Как с этим бороться?

- Поэтому мы и говорим, что должен быть единый норматив расходов на каждого члена команды. Как пример возьмем строительство школ. Президент, посещая регионы, был удивлен, почему такая разница в деньгах. После этого сделали единую цену и теперь, исходя из количества учеников и квадратуры школы, определяется стоимость строительства. К этому мы ведем и в спорте. Когда единый норматив будет, тогда будет и спрос. А сейчас каждый сам устанавливает свои расходы.

- Кто во что горазд.

- Да. Нужно посчитать расходы. Если иностранец бегает за эту зарплату, что, наш игрок за эти же деньги так не может? В районах есть ребята не слабее многих легионеров. Независимости нашей страны идет уже не первый год. За это время мы должны были подготовить своих хороших игроков, на которых могли бы, действительно, с гордостью смотреть. Если наш флаг несет уроженец другой страны, естественно, внутри у нас неприятный осадок: вроде мы столько денег кладем, почему иностранец бегает?

«Прятаться, скрываться, бояться уже неправильно»

- В национальной сборной Казахстана до недавнего времени играл вратарь, большую часть жизни проживший в Сербии. После его самовольного ухода, освободившееся место, по всей видимости, занял футболист, практически всю жизнь проживший в Украине. Как вы к этому относитесь?

- Свои ворота есть свои ворота, и человек только сам может их защищать. А если пришел иностранец, ты же не знаешь, что у него на уме? Во многих странах нет такого понятия, чтобы голкипером был человек со стороны. Это твой, грубо говоря, очаг. Ты дашь соседу хозяйничать в твоем доме?

- Нет, конечно.

- И не оставишь никогда свой дом соседу. Это твои ворота, твоя страна и ты должен сам ее защищать. Голкипер - это должна быть необсуждаемая тема. Без разницы, какой национальности, но это должен быть выходец казахстанский, категорично.

- Депутаты удовлетворены ответом на запрос?

- По крайней мере я неудовлетворен. Я понимаю, что каждый ответ готовит уполномоченный орган и хочет углы сгладить. Мы сами работали в регионах и знаем, как ответы готовятся. «Все хорошо, прекрасно, возьмем во внимание», - в таком порядке. Но я, честно сказать, неудовлетворен.

- Какие ваши дальнейшие действия?

- Мы проблему озвучили, правильно? Теперь вот наш коллега, Серик Сапиев, перешел в Министерство спорта. Он нашу идею поддерживает. Он сам казахстанец, легендарный спортсмен и ему тоже обидно, когда кто-то со стороны бегает и получает, возможно, в три раза больше, чем выходец из нашей страны. Каждому обидно будет. Я так думаю, мы с ним будем работать в дальнейшем и мы должны придти к общему знаменателю. Я с ним говорил и в целом он поддерживает. Да, он говорит, что сегодня от легионеров невозможно отказаться. Нужно время, чтобы замену подготовить. Одним махом всем «До свидания» сказать не можем. В первую очередь, из-за действующих контрактов, разрывать которые - новые расходы. В действительности надо ставить планку. Чтобы этот легионер сначала на хорошем уровне поиграл и его имя страна знала. То же самое, если тренера привлекаешь - он должен быть известным успехами. Ты же ему не рубль платишь. Должно быть сито, и если он его проходит, то нужно еще по финансам проконтролировать. Если, условно, в «Астане» игрок тысячу долларов получает, а где-то в регионе пять тысяч, это же вызывает вопросы? К этому и ведем, завтра у нас должно быть четкое понимание, что за год на каждого легионера должно расходоваться не более определенной суммы.

- Журналисты периодически пытаются пресечь факты коррупции в футболе, как-то повлиять на ситуацию, но расследования заканчиваются едва начавшись. На одних оказывается политическое влияние через административные ресурсы, другим угрожают физической расправой, а к некоторым даже применяется насилие. Имеются ли какие-то реальные механизмы по защите представителей СМИ?

- Мне кажется, раньше это было, а сегодня если ты не напишешь, то напишет другой. Мне кажется, эта угроза уже давно прошла. Сейчас ситуация уже более открыта. Да, вначале и у меня многие интересовались, зачем я беру те или иные данные, намекая, что этого делать не надо. Но я таким отвечаю: «Извини, данный вопрос не в первый раз поднимается». Мы уже пришли к такому периоду, когда должны посмотреть, на что расходуем и нужны ли нам эти расходы. Прятаться, скрываться, бояться уже неправильно. Пора уже кое-какие вещи говорить вслух. Я это озвучил не один. После отправки, многие еще хотели подписаться под запросом. Если бы мы были в космосе, то, может быть, и не заметили бы проблемы. Но все мы выходцы из регионов. Также ходим на стадионы и когда ни одного лица знакомого не видим, то возникает вопрос: мы на свой футбол пришли или какой-то другой страны? Хватит уже бояться.

- В общем, нам уже можно быть смелее?

- Естественно. Пора уже. Если собрать все наши расходы на спорт, это уже почти сумма бюджета всего Кыргызстана? Посмотри, сравни. Мне кажется, так и есть. И самый большой расход у нас идет на футбол.

- Не та ситуация у нас сейчас в стране, чтобы такие деньги тратить.

- Да. Бюджет на 2019/20 годы - социально ориентированный. На социальные выплаты, на строительство оздоровительных структур. Да, конечно, в этом направлении находится и футбол, но мы на него слишком много тратим! Он того не стоит.

Деньги и КПЛ. Финансовый обзор футбольной премьер-лиги 2018

Алимжан ЖАЛЕЛОВ

Фото из архива собеседника

Источник: Prosports.kz Ошибка в тексте? Выделите и нажмите Ctrl+Enter
Комментарии