АВТО/МОТО

Эволюция болидов «королевских гонок»

Эволюция болидов «королевских гонок»
news-banner7
mobile-news-top

17 марта в Мельбурне (Австралия) на треке «Альберт-Парк» стартует юбилейный, 70-й, сезон «Формулы-1». В преддверии этого события Prosports.kz вспоминает культовые болиды за многолетнюю историю королевы автоспорта.

Alfa Romeo 158

Впервые чемпионат мира Международная автомобильная федерация (FIA) провела в 1950 году. Сама же «Формула-1» фактически была создана в 1946 году. Годом позже была основана прародительница серии – «Формула-А». В дебютном чемпионате 1950 года приняло участие 16 команд, пять из которых были заводскими. Календарь тех лет традиционно состоял из шести европейских Гран-при и легендарной гонки «500 миль Индианаполиса», правда, участие в последней принимали не многие. Стоить отметить, что до конца 50-х Кубок конструкторов не разыгрывался. Доминирующей силой тех лет стал болид Alfa Romeo 158, построенный еще в 1938 году для чемпионата «Формулы-2», ранее носившего название Voiturette. Удивительно, но легендарный болид 12-летней давности стал главенствующей силой в первые годы «Формулы-1». В конце 30-х он получил двигатель объемом 1,5 литра на основе V-образного 16-цилиндрового двигателя.

К старту первого чемпионата Ф-1 итальянские инженеры сумели выжать из машины 350 л.с. – немыслимая цифра для тех лет. Неудивительно, что чемпионом в тот год стал итальянец Нино Фарина, ненамного опередивший своего напарника Хуана Мануэля Фанхио, который в будущем выиграет пять титулов за семь лет. Стоит отметить, что именно в миланской команде свою карьеру начал великий Энцо Феррари. Успех «Альфы» вдохновил его на создание своей команды.

Ferrari 500 и Mercedes-Benz W196

В 1952 году команда «Альфа Ромео» покинула «Формулу-1», и в следующие два года чемпионат разыгрывали на технике «Формулы-2». Именно в эти два года (1952-1953) доминировала техника Ferrari, если быть точнее, то болид Ferrari 500, за рулем которого Альберто Аскари из Италии оформил два чемпионских титула. Основная борьба за чемпионство в середине тех лет развернулась между болидами Ferrari и немецкими Mercedes-Benz. В ответ на 500-ю модель немецкие инженеры создали монстра, получившего название W196. С 1954 по 1955 год на Гран-при доминировал именно этот болид. Благодаря обтекаемому кузову и закрытым колесам 196-я модель завоевала два чемпионских титула для Хуана Мануэля Фанхио. На успехе тех лет команда из Германии получила название «Серебряные стрелы». Но ее невероятный успех был омрачен аварией на гонке «24 часа Ле-Мана» в 1955 году, когда пилот команды Пьер Левега влетел в толпу зрителей. Тот инцидент унес жизни 83 человек, а 120 получили ранения. В знак уважения к погибшим команда ушла из автоспорта в целом. Лишь в середине 80-х годов прошлого столетия коллектив начал выступать в DTM, а полноценного возвращения в «Формулу-1» в качестве заводской команды пришлось ждать аж до 2010 года.

Приход британцев

Середина 60-х годов ознаменовалась приходом в мир «Формулы-1» производителей и пилотов из Туманного Альбиона. Вплоть до 2000-х команды из Британии были главенствующей силой в чемпионате. Первым чемпионским болидом из Британии стал маленький среднемоторный Cooper T43 Climax. На нем
в 1958 году легенда автоспорта Джек Брэбем пришел к первому из трех чемпионских титулов.

Следующего прорыва ждать пришлось недолго. В 1962 году известный британский инженер Колин Чепмен создал Lotus 25 Climax, ставший первым болидом, в конструкции которого использовался монокок. К концу 60-х годов серия пошла по пути активного развития аэродинамики. Болиды приняли более плавные линии, а Колин Чепмен вновь пришел к гениальному решению. В сезоне 1969 года дебютировало его творение Lotus 49 B. Ключевой особенностью 49-й модели стало использование антикрыльев. В тот же год практически все команды пошли по этому пути, и зрители запомнили огромные задние крылья, напоминавшие лавки. Идея из американской серии Can-Am не прижилась и была запрещена годом позже.

Золотые 70-е и шестиколесные болиды

Инженерный гений Колин Чепмен не остановился на успехе 60-х и уже в следующем десятилетии представил миру Lotus 72/72 D Ford. В начале семидесятых Чепмен отметился идеей о переносе радиаторов из носовой части болида ближе к двигателю. Так «Формула-1» получила боковые понтоны. В 1972 году Эмерсон Фиттипальди за рулем 72-й модели стал чемпионом мира. Также в те годы отлично себя показывали модели легендарного новозеландца Брюса Макларена. В 1974-м на свет появился болид McLaren M23 Ford, получивший среди фанатов название «утюг» из-за высоких воздухозаборников за головой пилота. Именно на таком «утюге» Фиттипальди оформил второй чемпионский титул.

Нельзя не упомянуть один из самых странных болидов в истории чемпионата – Tyrrell P43 Ford. В 1976 году конструктор Дерек Гарднер показал миру Tyrrel, получивший шесть колес. Хоть никто и не стал чемпионом на этой машине, но за два сезона она завоевала 15 подиумов и одну победу. В 1978 году вновь Колин Чепмен создал один из самых знаковых болидов в истории Ф-1 – Lotus 78. Потрясающий внешне он оказался еще более впечатляющим изнутри. Черно-золотой болид использовал новую аэродинамику, превратив нижнюю часть в одно большое антикрыло. Это позволило машине прилипать к асфальту, а пилотам – проходить повороты на безумных скоростях.

Культовый MP4/4 и турбоэра

Середина 80-х и начало 90-х ознаменовались тотальным господством команды McLaren на двигателях Honda. Культовую пару McLaren/Honda и Сенна/Прост знают даже далекие от «Формулы-1» люди. Вторая половина 80-х прошла под полную диктовку McLaren во главе с конструктором Гордоном Марри. Мощность в те годы благодаря турбодвигателям перешагнула отметку в 1300 лошадиных сил. Самым культовым болидом той эпохи стал McLaren MP4/4 1988 года. Ален Прост и Айртон Сенна в том сезоне выиграли 15 из 16 гонок, заработав в сумме 199 очков. Болид по праву считается классикой в мире «Формулы-1», а красно-белая раскраска ассоциируется с Айртоном Сенной.

В 1992 году команде Williams все же удалось одолеть британцев благодаря болиду FW41B. 10-цилиндровый мотор «Рено» вкупе с отличной электроникой позволил брутальному Найджелу Мэнселлу прийти к чемпионству.

Начало 2000-х ознаменовалось царствованием команды Ferrari, а тройка Шумахер – Браун – Тодт стала культовой. Болид итальянской команды стал настоящим самовозом, что позволило команде и Шумахеру завоевать пять чемпионских титулов кряду. Безусловно, это одно из самых громких доминирований в «Формуле-1».

В целом XXI век стал веком преимущества одной команды. Если Ferrari правила чемпионатом до середины 2000-х, то в начале десятых на трон взошла команда RedBull. Благодаря одному из самых успешных конструкторов в истории Эдриану Ньюи команда из Австрии завоевала четыре Кубка конструкторов. Конюшня из Милтон-Кейнса была лучшей до смены регламента в 2014 году. Главной особенностью болидов RB стала высокая прижимная сила.

С 2014-го по настоящее время чемпионат проходит под диктовку Mercedes. К смене регламента команда из Германии готовилась долгие четыре года, но позже была сполна вознаграждена за это. Создав настоящего монстра, команда завоевала пять чемпионских титулов кряду, а Льюис Хэмилтон оформил уже пятый титул в карьере. По итогам прошлого сезона можно с уверенностью заявить, что доминирование команды продолжится и в этом сезоне.

Источник: Prosports.kz Ошибка в тексте? Выделите и нажмите Ctrl+Enter
Комментарии