Ника Квеквескири: КПЛ сильнее чемпионатов Грузии и Азербайджана

Ника Квеквескири: КПЛ сильнее чемпионатов  Грузии и Азербайджана
news-banner7
mobile-news-top

За короткий срок пребывания в Костанае, куда он приехал в 2017 году, грузинский полузащитник Ника Квеквескири сумел расположить к себе местных болельщиков. Его вклад в прошлогоднее третье место «Тобола» был замечен не только в Костанае, но и на родине. Будучи приглашенным в сборную Грузии, он помог ей выиграть у сборной Казахстана в групповом турнире Лиги наций и занять первое место.

Именно в сборной Грузии и произошли первые контакты Ники с Казахстаном. В 2016 году состоялся товарищеский матч. При этом грузинскую команду тренировал знакомый нам Владимир Вайсс, впоследствии благословивший Нику на покорение Казахстана.

Взгляд человека со стороны интересен всегда. В предстоящем году от Ники Квеквескири, как и от его одноклубников, в Костанае ждут шага вперед.

А как он сам рассматривает подобные перспективы, чем ему запомнился минувший сезон, пришлись бы ко двору в Азербайджане и Грузии наши футболисты и какое качество костанайских болельщиков он ценит больше всего, вы узнаете из интервью Prosports.kz.

– Ника, как для себя оцениваете работу на УТС в Турции, отличаются ли они чем-то от подобных проходивших в прошлые годы и сильно ли повлияла на тренировочный процесс непогода?

– Для меня УТС начались не очень хорошо. Буквально на второй тренировке я получил травму колена, что вывело меня из строя где-то на три недели, не получилось тренироваться полноценно на первых двух сборах. Приходилось заниматься индивидуально. Что касается непогоды, то это, конечно, сильно влияет на процесс подготовки, прежде всего на работу тренерского штаба – приходится перестраивать весь график занятий.

– Установлен ли контакт с Владимиром Газзаевым? Удалось найти общий язык?

– С Владимиром Газзаевым с первого дня получилось наладить контакт. Думаю, потому, что он знал меня как футболиста. Владимир Валерьевич четко обозначил мою роль в команде. У нас сложились теплые отношения с самого начала сборов, и, надеюсь, в дальнейшем получится хорошая совместная работа на благо команды и по ходу предстоящего сезона.

– Вспомните, пожалуйста, прошлый чемпионат. В какой момент поверили, что по силам занять третье место? Могли ли замахнуться на большее?

– То, что нам по силам было зайти в тройку, стало ясно еще на сборах. Команда усилилась хорошими местными футболистами, имеющими опыт выступления в казахстанском чемпионате. Те же Азат Нургалиев, Танат Нусербаев, Аслан Дарабаев – всем известна их высокая квалификация. Плюс молодые ребята, которые были в клубе, и легионеры, которые его усилили, во главе с Джабой Канкавой... Когда у тебя есть такие футболисты, сразу понимаешь, что у команды огромный потенциал. Поэтому я с первых тренировок понял, что мы готовы бороться как минимум за третье место.

– Какой период чемпионата-2018 был самым сложным для вас в физическом и психологическом плане?

– Футбольная жизнь, в принципе, не бывает простой. У «Тобола» в сезоне 2018 года были высокие цели, у сборной Грузии также был важный турнир – Лига наций. Поэтому футбольный год получился для меня очень насыщенным. Но в этом и весь интерес футбола. Нагрузки были оправданны удалось и в «Тоболе», и в сборной выполнить почти все задачи.

Психологически трудно было пережить поражение от «Пюника» в Лиге Европы. Нам было по силам его пройти. Также за этим событием последовала смена главного тренера. Жалко было Андреича (Владимир Никитенко), который проделал с нами большой путь, большую работу, привел нас к бронзовым медалям. По-человечески тяжело было с ним расстаться. Это, пожалуй, самый неприятный момент прошлого сезона.

– Трудно ли было после Грузии и Азербайджана в Казахстане? В чем выражались для вас эти сложности? Тяжело ли было подстроиться под силовое ведение игры после техничных турниров на родине и в Азербайджане?

– Разница есть, она огромная, если сравнивать грузинский и казахстанский чемпионаты, с азербайджанским – чуть поменьше. Верно подмечено, что там играют в более открытый, атакующий футбол. Здесь больше тактической борьбы, силовых единоборств, атлетического футбола. Все команды борются за каждое очко до конца, большинство играет с нами от обороны. Мне было трудно перестроиться: привыкнуть к долгим перелетам, короткому времени для восстановления и к полям, не очень подходящим для моей манеры игры. Адаптация все еще продолжается. Уверен, что в новом сезоне получится играть лучше.

– Хотелось бы узнать о явных различиях между футболом трех стран, что касается инфраструктуры и логистики.

– Поля – это самое главное отличие. В Азербайджане, где я до прихода в «Тобол» играл последние два года, поля почти у всех команд идеальные, европейского стандарта.

Перелеты также серьезная проблема в вопросе привыкания к новым условиям. В Азербайджане самый далекий выезд 2-2,5 часа на автобусе, такое же время занимает выезд на матч и в Грузии.

В то же время собственно казахстанский чемпионат по качеству выше сейчас уровнем и грузинского, и азербайджанского. Этот факт подтверждает та же «Астана».

Завершая тему условий, хочу сказать, что если руководство казахстанских клубов пойдет по пути «Тобола» и будет вкладывать все в развитие инфраструктуры, то местный чемпионат выйдет на европейский уровень. Самая главная беда нашего чемпионата – несовершенная инфраструктура.

Про костанайских болельщиков могу сказать, что это очень требовательная публика. Они видели «Тобол» чемпионом и поэтому требуют от команды максимальной работы и отдачи. Жители Костаная уважительно и тепло ко мне относятся. Это очень приятно, когда болельщики города, где ты играешь, где живет твоя семья, хорошо отзываются о тебе. Такое отношение добавляет мотивации. Мы боремся за честь команды, города, области, чтобы не было стыдно выйти на улицу.

– Участие в квалификации Лиги Европы – какой отпечаток наложило оно на вас и команду? У вас был еврокубковый опыт, и с его высоты что вы можете сказать о неудаче «Тобола» в ЛЕ-2018?

– Почти каждый год у команд, в которых я играл ранее, был опыт выступления в квалификационных раундах Лиги Европы. Один раз нам повезло попасть даже в групповой этап. Это большой опыт для футболиста. Лига Европы – второй по значимости турнир после Лиги чемпионов. Играя на таком уровне, понимаешь, что такое настоящий футбол, какие эмоции и ощущения можно получить, наслаждаешься от матчей с европейскими командами: сравниваешь себя, конкурируешь с мастерами высокого класса. От таких встреч получаешь огромное удовольствие и, самое главное, растешь как профессионал.

Для «Тобола» это был нужный опыт, нам его не хватало, честно говоря. Мы допустили нелепые ошибки там, где можно было до них не доводить, уступили из-за мелочей, которые не прощают в футболе, тем более на европейском уровне. Такое произошло в первой игре, в которой мы вели 2:0, превосходили соперника по всем статьям, но пропустили гол в концовке. Это сыграло затем роковую роль – мы не смогли продолжить свой путь в Лиге Европы. Сейчас необходимо переварить этот опыт, и мы уже выросли на его основании как команда. Надеюсь, что благодаря этим знаниям мы готовы достичь более высоких вершин.

– Есть ли шансы в будущем преодолеть хотя бы один этап и что для этого необходимо в первую очередь?

– Сейчас пока рано говорить об этом. Мы еще не знаем, кто будет нашим соперником по итогам жеребьевки и в каком состоянии команда подойдет к первой игре. В данный момент мы с ребятами сконцентрированы на подготовительном этапе, сейчас закладывается фундамент для возможности бороться на всех фронтах: в чемпионате, Кубке Казахстана и Лиге Европы. Нет места и времени для предположений, есть необходимость выполнять задачи, которые поставит тренер.

– Грузия и Казахстан в Лиге наций-2018. Вспомните основные моменты в обоих поединках: кого из казахстанцев разбирали, ждали от них особенной угрозы и опасались персонально?

– Для грузинской сборной ключевым моментом всей Лиги наций была игра в Астане, потому что главным конкурентом в группе была сборная Казахстана. Это была игра за 6 очков. Как бы банально это ни звучало, но это факт! Мы подробно разобрали игру казахстанской сборной, тщательно и долго готовились. Сами знаете, в сборной Грузии работает Владимир Вайсс, который хорошо осведомлен о всех ребятах, которые выходили против нас. Мы знали, кто как играет, какие сильные стороны у них есть, а какие слабые. Понимали, когда отдавать вашей сборной преимущество, чтобы специально заманить игроков на свою половину и потом контратаковать, когда владеть мячом, чтобы они передвигались без мяча и уставали... Заслуга Владимира Вайсса и тренерского штаба в этой победе очень велика. То, что они говорили и как мы готовились – все оправдалось на сто процентов. Также нужно отметить наших атакующих футболистов, которые своими индивидуальными действиями решили исход матча.

– Перед встречей с Казахстаном в одном из интервью вы сказали, что постараетесь использовать недостатки и минусы наших футболистов. Можете конкретизировать, в чем выражались минусы, о которых вы тогда упомянули?

– С моей стороны будет некорректно обсуждать минусы и плюсы футболистов. У меня самого много минусов как у игрока. Но думаю, что наш план на игру был для соперника неожиданностью. Все привыкли, что сборная Грузии старается контролировать мяч, предпочитает атакующий футбол, играет в комбинационной манере. Здесь же Вайсс построил игру на контратаках. Эта ставка сработала. Думаю, в этом и состоял маленький сюрприз для казахстанской сборной. Были еще кое-какие тактические штрихи, но оставим это в секрете – возможно, это в будущем нашей команде пригодится.

– Вы уже увидели в деле всех ведущих игроков КЗ. Чего им не хватает для более успешного выступления на международной арене?

– Я думаю, казахстанские футболисты, особенно те, которые играют в «Астане», очень успешно действовали на европейской арене. Потому что выступать на протяжении нескольких лет на таком уровне непросто. Для Казахстана это огромный успех. Конечно, есть куда расти и существует потенциал в виде хороших молодых игроков. Они добавят свежей крови. Зайнутдинов, Федин, я знаю этих ребят, видел их игры. Думаю, что у них хорошее будущее в футболе. Есть талантливые ребята, способные обеспечить казахстанскому футболу хорошее будущее.

– Смогли бы наши ведущие игроки выступать в лучших клубах Азербайджана и Грузии на ведущих ролях?

– Многие футболисты успешно выступали бы там. К примеру, в «Тоболе» девяносто процентов ребят могли бы закрепиться и в Грузии, и в Азербайджане, быть на передовых позициях, играть ключевую роль. Главное – адаптироваться: жить в своей стране и играть – это одно, жить легионерской жизнью – совсем другая ответственность и условия. Быть далеко от дома психологически очень сложно. Я сам понял это уже в первые годы. В Азербайджане было поначалу очень тяжело. Потом освоился. Теперь на меня подобные перемены уже не так сильно влияют.

– Как в вашей стране восприняли весть о победе в турнире Лиги наций, остался ли потенциал у сборной Грузии, чтобы удивлять и дальше футбольную Европу?

– Этой победой мы вернули болельщикам веру в команду. У нас всегда были талантливые ребята, играющие в красивый атакующий, техничный футбол, но не было того результата, которого требовали от нас болельщики. Нам выпал шанс выйти на новый уровень. Все знали, что такого уникального случая нашему поколению может больше не представится. Поэтому делали все, чтобы через Лигу наций попасть на чемпионат Европы, потому что от этого где-то зависит будущее грузинского футбола. Сейчас у нас есть сочетание молодых и опытных футболистов, способных эти задачи решать. Если нам чуть-чуть улыбнется фортуна, Грузия еще многих удивит. Очень надеюсь на это. Наш футбол и народ нуждаются в этом.

– Грузинский футбол богат традициями. Мы в свое время росли на примерах Кипиани, Чивадзе, Шенгелии, Сулаквелидзе. Слушали и читали о легендах 60-х годов Месхи, Метревели, Сичинаве. А кто для вашего поколения игроков был примером и кумиром?

– Эти имена сыграли огромную роль не только в грузинском футболе, но и в мире. Александр Чивадзе был моим тренером в юношеской сборной. Я помню нашу первую игру, кажется, против Белоруссии, когда он, икона грузинского футбола, легендарный капитан, сказал: «Капитаном команды и лично моим капитаном будет Ника Квеквескири, мои поздравления ему». Он сам надел мне капитанскую повязку. Помню, что он сказал: надевать ее нужно на левую руку, потому что она должна быть ближе к сердцу. Это было неописуемо – сам Александр Чивадзе доверяет тебе капитанскую повязку! Он сам был капитаном и знает, что это такое. Это оставило неизгладимый след в моей жизни. Я до сих пор очень живо помню этот момент, те слова, что он сказал мне перед всей командой.

Самый успешный футболист для моего поколения, игрок, которого многие видели вживую, – Каха Каладзе. Он дважды выигрывал Лигу чемпионов. Тот же Георгий Кинкладзе, который просто был волшебником на поле, творил чудеса в английской премьер-лиге. Шота Арвеладзе, Малхаз Асатиане, Зураб Хизанишвили, Леван Кобиашвили, Александр Иашвили, очень много футболистов, которые играли на высочайшем уровне.

– Популярен ли в Грузии дворовой футбол и как вы сами пришли в футбол?

– Вырос я в спортивной семье, отец был футболистом. Когда интернет еще не захватил мир, мы проводили все время во дворе. Да и сейчас феномен дворового футбола существует в Грузии: на каждой улице есть поле, где детвора возится с мячом.

Когда мне было восемь лет, отец отвел меня в спортшколу. Но до этого я изучал азы во дворе. Помню, после школы, приготовив уроки, допоздна с пацанами гонял мяч, чуть ли не до часу или двух часов ночи. Мне приятно вспоминать то время. Дворовой футбол – один из путей, чтобы молодой игрок прогрессировал и был готов к спортшколе, преодолевая многие факторы. Он помогает решать какие-то первые задачи,появляющиеся в жизни, развивает технически, расширяет круг общения со сверстниками, с которыми дружишь долгие годы.

– Удается ли встречаться с земляками из других казахстанских команд?

– Да, конечно. Те, ребята, против кого мы играем: Папхадзе, Григолашвили, Гогуа после матчей в прошлом году гостили у меня. Во время пауз в чемпионате также собираемся, играем в мини-футбол, вспоминаем какие-то моменты сыгранных матчей, травим друг друга. Чаще не получается, но постоянно созваниваемся, переписывамся, желаем удачи перед турами.

– На что с коллегами-земляками обращаете внимание в первую очередь, когда обсуждаете казахстанский футбол?

– В основном зависит от какой-то отдельной игры. Ошибки, голы, кто как сыграл, кто на какой позиции выступал или выступит в следующих матчах, кто вылетит или останется в премьер-лиге. Как обычно, то, что обсуждается футболистами, об этом говорим и мы: детали прошедших игр, перипетии туров, какие-то курьезы в матче или за пределами поля – все касаемо футбольной жизни. Ничего необычного, об этом, наверное, говорят все футболисты в мире.

– Чего ждать болельщикам от «Тобола» в этом году?

– Не люблю забегать вперед и предугадывать, но перед нашей командой всегда стоят высокие задачи во всех турнирах. Как минимум мы не должны опускать достигнутой прошлогодней планки. Это если коротко.

– Задачи на сезон еще не озвучены?

– Обычно о них мы узнаем перед началом сезона, когда руководство и команда собираются вместе в Костанае. Тогда и будут поставлены конкретные задачи. Но у ребят, выступавших в прошлом сезоне, и у вновь прибывших игроков не должно быть проблем с мотивацией на предстоящий сезон. Нужно будет оправдывать доверие болельщиков и руководства команды, создающего условия для «Тобола». Сами футболисты должны ставить перед собой высокие цели и задачи. С этим проблем не будет ни у кого.

– Не возникают ли у вас разногласия с руководством клуба, когда поступают вызовы в сборную?

– Удивлен вашим вопросом. Когда футболист выступает в сборной, то это почетно для клуба и очень престижно в плане имиджа. Все понимают этот момент, и команда обязана отпускать в официальные окна УЕФА и ФИФА. В клубе профессионалы работают, и у нас не возникает никаких проблем, когда поступает вызов в сборную.

– Вернемся к чемпионату. Дежурный вопрос для всех наших собеседников: определите круг претендентов на медали чемпионата-2019.

– Не буду оригинален, однозначно это «Астана», «Кайрат», «Тобол».

«Ордабасы» укрепился прилично, «Иртыш» усилился основательно. Думаю, «Кайсар» с «Актобе» постараются достичь высоких целей. Так что ожидаю очень серьезную борьбу за первые три места. Но также уверен, что команды, которые я не назвал, способны усложнить жизнь всем. Это мы могли заметить по прошлому году, когда аутсайдер мог нанести поражение любому сопернику, как, например, «Акжайык», обыгравший «Астану», но покинувший премьер-лигу. Казахстанский чемпионат абсолютно непредсказуем, и здесь тяжело давать прогнозы. Лидерам необходимо в каждом матче доказывать свое превосходство, невзирая на турнирное положение соперников.

– Считаете ли нынешний состав «Тобола» способным вмешаться в спор «Астаны» и «Кайрата» за золото?

– У нас есть несколько приобретений... Пока трудно сказать, сумеют ли они вписаться в команду и понять философию игры «Тобола», адаптироваться в казахстанском чемпионате. У нас новый тренер, поэтому все станет понятно только с началом сезона. Но беря во внимание потенциал команды, то есть квалификацию игроков, тренерского штаба, работу, ведущуюся клубом в данном направлении, могу сказать, что «Тобол» способен бороться с любым конкурентом за самые высокие места. Если говорить об игроках, то часто бывает, что выступавший в сильном чемпионате или в сильной казахстанской команде футболист сталкивается с определенными объективными трудностями, и у него не получается реализовать себя в полной мере. Поэтому нельзя говорить однозначно о некоторых ожиданиях, исходя из опыта того или иного исполнителя. Но все же замечу: состав и тренерский штаб «Тобола» в этом виде меня обнадеживают в плане боеготовности команды для серьезной борьбы с лидерами казахстанского футбола.

– Отличаются ли чем-нибудь костанайские болельщики от грузинских и азербайджанских?

– Менталитет болельщиков весьма схож в наших странах, и я не могу сказать о какой-то радикальной разнице. Везде горячо радуются победам и искренне огорчаются после поражений. Темперамент поклонников футбола понятен всем. Но одно отличие костанайского зрителя меня восхищает. Когда в последнем туре было очень холодно и решалась судьба третьего места, наш стадион был полным, что вызывает искреннее уважение. Все-таки в Грузии или Азербайджане такая морозная погода редкость, а здесь - одно из постоянных условий.

– Назовите три самых лучших и три самых худших газона Казахстана, на ваш взгляд.

– Однозначно самое лучшее поле в Алматы. Такого качества газона нет у многих европейских команд. Следом поставил бы поля в Костанае и Актобе. Не называю Астану, потому что там искусственное покрытие, а я не очень люблю такие газоны, как и многие профессиональные футболисты.

Самое худшее покрытие я запомню надолго. Это в Атырау, где к тому же мне пришлось играть при сорокапятиградусной жаре, условия, конечно же, очень неприятные для любого футболиста. Потом поле в Уральске, с этим также могут согласиться многие мои коллеги. И еще искусственный газон резервного поля в Караганде, где мы играли в сильный ветер во время снегопада. Эти три поля сразу же приходят на ум, когда дело касается не самых приятных воспоминаний о казахстанском футболе. Я никого не хочу обидеть этими замечаниями и прошу понять правильно. Искренне желаю, чтобы в Казахстане везде были идеальные газоны и стадионы, чтобы футболисты были в состоянии демонстрировать красивую и техничную игру на радость всем болельщикам.

Талгат Садыков

Источник: Prosports.kz Ошибка в тексте? Выделите и нажмите Ctrl+Enter
0
Комментарии