Олимпийский спорт
Другие

Как добежать, допрыгнуть и доплыть до олимпийского Токио-2020?

Как добежать, допрыгнуть и доплыть до олимпийского Токио-2020?
news-banner7
mobile-news-top

Более четверти всех медалей предстоящей летней Олимпиады – 85 комплектов из 339 – разыграют легкоатлеты и пловцы. Они составят четверть всего численного состава участников Игр. А какой будет доля представителей двух этих видов спорта в делегации Казахстана? Скорее всего, тоже около четверти. Итак, рассказываем о системе олимпийской квалификации в легкой атлетике и плавании, а также о шансах наших спортсменов на завоевание лицензий.

Легкая атлетика: теперь все будет по-новому

В олимпийскую программу соревнований легкоатлетов включена новая, 48-я по счету, дисциплина – смешанная эстафета 4х400 метров. При этом общее количество участников по сравнению с прошлыми летними Играми сокращено на добрую сотню, но, тем не менее, составит внушительную цифру – 1900. Другими словами, каждый шестой олимпиец в Токио будет представителем «королевы» спорта.

А главные изменения связаны с кардинальным пересмотром системы отбора. Если прежде для завоевания лицензий нужно было выполнить квалификационные нормативы (стандарты), то теперь путевки на Олимпиаду будут распределены согласно рейтингу Международной ассоциации легкоатлетических федераций (IAAF) на момент завершения отборочного цикла – 29 июня 2020 года. Да, можно попасть в Токио и альтернативным путем, то есть, как и раньше, выполнив нормативы, однако они будут очень высокими, а значит, немногие с ними справятся. Кстати, их обнародуют только в ноябре нынешнего года, хотя квалификационный период начнется значительно раньше: для бегунов-марафонцев, ходоков, эстафетчиков и многоборцев он уже стартовал, а остальные вступят в борьбу с 1 июля.

Рейтинг IAAF – явление новое. Его ввели в августе прошлого года. Как он подсчитывается? Каждому турниру присваивается определенная категория, и его позиция в общей иерархии влияет на количество очков, начисляемых за тот или иной результат. Чем выше статус соревнований – тем больше баллов можно заработать. В первую группу входят Олимпийские игры и летний чемпионат мира (кстати, ближайший пройдет в сентябре-октябре нынешнего года в Дохе); во вторую – финал «Бриллиантовой лиги»; в третью – Континентальный кубок, который правильнее было бы назвать межконтинентальным, этапы «Бриллиантовой лиги», ЧМ по кроссу и полумарафону; в четвертую – «челленджи», чемпионаты континентов и т.д. В зачет каждому спортсмену идут пять лучших результатов (на соревнованиях, принесших ему наибольшее количество очков) за последние двенадцать месяцев.

Тем самым IAAF дает любителям легкой атлетики возможность ориентироваться в статусе того или иного из многочисленных турниров, а самих спортсменов стимулирует к регулярному участию в них. В этой связи вспоминается камерунская прыгунья тройным Франсуаза Мбанго Этон, которая на протяжении нескольких лет почти нигде не «светилась», приезжала только на Олимпийские игры в Афины и Пекин и выигрывала их. И именно за ней в итоговом протоколе ОИ-2008 сейчас, после аннулирования результатов серебряной и бронзовой медалисток, располагается наша Ольга Рыпакова. При новой системе квалификации спортсмены такого уровня, конечно, могут отобраться на Игры, выйдя на старт лишь один раз и выполнив даже самый высокий норматив. (В общем-то этот альтернативный вариант и сохранен как раз-таки для «звезд», которые по тем или иным причинам, например, из-за травм, не смогут набрать необходимое количество рейтинговых очков). А вот тем, кто послабее, придется регулярно участвовать в соревнованиях.

В разных дисциплинах разыгрывается разное количество олимпийских лицензий. Информация на сей счет содержится в предлагаемой ниже таблице. Как видно из нее, в спринте на 100 и 200 метров и мужчины, и женщины оспаривают по 56 путевок, в беге на средние дистанции – чуть меньше, в марафоне – по 80, в каждой из прыжковых и метательных дисциплин – по 32 и т.д.

Количество квот в отдельных дисциплинах легкой атлетики

В каждом индивидуальном виде соревновательной программы одна страна вправе рассчитывать не больше чем на три лицензии. При этом один спортсмен может отобраться на Игры в нескольких дисциплинах. Как, например, на ОИ-2016 Виктория Зябкина и Ольга Сафронова участвовали в забегах на 100 и 200 метров, а также в эстафете 4х100. Кстати, для эстафетных команд будет применена другая система квалификации: 8 из 16 отберут по итогам чемпионата мира в Дохе (иначе говоря, там надо попасть в финальный забег), а остальные 8 – по совокупности двух лучших результатов, показанных каждой из них в течение отборочного периода. Это правило распространяется на все пять такого рода дисциплин, включая микст.

Именно завоевание одной из шестнадцати квот в женской эстафете 4х100 метров, что случилось впервые в истории, позволило нашей легкоатлетической сборной установить в Рио-де-Жанейро собственный рекорд по количеству участников, заявленных на олимпийские соревнования, – 26. До этого наибольшее численное представительство (25) было на летних Играх 2000-го и 2012-го, то есть на тех самых Олимпиадах, которые принесли Казахстану золотые медали в этом виде спорта: их завоевали две Ольги – Шишигина и Рыпакова.

Если раньше до половины от общего числа лицензий в легкой атлетике для нашей страны добывали прыгуны и барьеристы, то после «нулевых» годов крен стал смещаться в сторону «гладкого» бега и «шоссейных» дисциплин – спортивной ходьбы и марафона. Сохранится ли эта тенденция в нынешнем олимпийском цикле и сколько путевок в общей сложности завоюют казахстанцы, прогнозировать сейчас сложно. Тем более в условиях введения принципиально иной системы отбора и происходящих в сборной РК кадровых новаций.

Плавание: вот бы отобраться командой в комбинированной эстафете…

В плавании тоже появилась одна новая олимпийская дисциплина, 37-я в этом виде спорта, – микст, или смешанная комбинированная эстафета 4х100 метров. И тоже сокращено общее количество участников Игр, хотя и ненамного, – с 950 до 928. Но, в отличие от легкоатлетов, у пловцов сохранилась прежняя система квалификации.

Сначала поговорим о тех, кто соревнуется в бассейне. В Токио они разыграют 35 комплектов наград, а до этого поборются за 878 индивидуальных олимпийских путевок. Часть их достанется членам эстафетных команд, которые смогут отобраться на Игры, и таких команд будет по 16 в каждой из семи дисциплин: 4х100 и 4х200 вольным стилем, комбинированная 4х100 (у мужчин и у женщин), а также микст. Принцип отбора этих 16 следующий: 12 – по итогам чемпионата мира, который пройдет в июле с.г. в Южной Корее, еще 4 – по времени, показанному за весь отборочный период. Зафиксируем данное обстоятельство, поскольку оно может иметь принципиальное значение для сборной Казахстана.

Применительно к индивидуальным дисциплинам действует система нормативов. Есть два их вида – олимпийский квалификационный (OQT) и олимпийский отборочный (OST). Выполнение первого, OQT, гарантирует попадание в число участников Игр, но при этом действует правило «не больше двух спортсменов от страны в каждом виде соревновательной программы». Они присоединятся к получившим право поехать в Токио в составах эстафетных команд. А недостающее до цифры «878» количество будут добирать из числа тех, кто выполнил OST, с учетом их позиций в мировом рейтинге. В этом случае национальная сборная может рассчитывать не больше чем на одно место в той или иной дисциплине. Отборочный период продлится с 1 марта нынешнего года до 29 июня следующего.

По сравнению с тем, что было перед ОИ-2016, Международная федерация водных видов спорта (FINA) ужесточила нормативы. В качестве иллюстрации можно привести пример с дисциплинами, в которых выступает наш олимпийский чемпион Дмитрий Баландин, – 100 и 200 метров брассом. Если четыре года назад поездку в Рио-де-Жанейро гарантировали результаты соответственно 1:00,57 и 2:11,66, то теперь – 59,93 и 2:10,35. Значит, стометровку нужно проплыть быстрее на 0,64, а дистанцию вдвое длиннее – на 1,31 секунды. Как вы, наверное, поняли, речь идет о нормативах OQT. Аналогичная ситуация и с OST. И примерно такая же картина во всех плавательных дисциплинах.

Давайте посмотрим на результаты, показанные казахстанцами в прошлом году. Баландин на обеих своих брассовых дистанциях укладывался в нормативы OQT, причем с запасом: на 100-метровке этот запас составил более чем полсекунды, на 200-метровке – больше секунды. Так что если у него не будет проблем со здоровьем, то ему не составит особого труда отобраться в Токио напрямую.

Адильбек Мусин проплыл 50-метровку вольным стилем (кролем) и 100-метровку баттерфляем быстрее нормативов OST, но при этом на обеих дистанциях не попал в «топ-100» по итогам года. То есть, ему в предстоящем отборочном цикле надо прибавлять. Что касается дистанции 50 метров баттерфляем, на которой Мусин завоевал «бронзу» Азиады, то она в программе Игр отсутствует. «Полтинник» на Олимпиаде плывут только вольным стилем. Еще один казахстанец, сумевший в прошлом году уложиться в норматив OST, – Адиль Каскабай, который сделал это на 100-метровке кролем. Но ему, как и Мусину, тоже надо улучшать свой результат.

Нормативы, установленные FINA, и лучшие результаты казахстанских пловцов в 2018 году

А теперь о главном. Время 3 минуты 35,62 секунды, показанное нашим квартетом (три названных выше пловца и Александр Варакин) в комбинированной эстафете 4х100 метров и принесшее бронзовые медали Азиатских игр, вывело казахстанскую четверку на 14-е место в мире по итогам прошлого года. Иначе говоря, она может рассматриваться как потенциальный кандидат на то, чтобы попасть в число 16 команд, которые получат право поехать в Токио. А это четыре спортсмена плюс, возможно, двое запасных (при условии выполнения каждым из них нормативов OST), причем они смогут принять участие и в своих индивидуальных дисциплинах. Не правда ли, очень заманчивая цель? После всего-то двух лицензий в 2016-м (Дмитрий Баландин и Екатерина Руденко) это стало бы настоящим прорывом.

Теперь что касается плавания на открытой воде. Это две олимпийские дисциплины – «марафонские» заплывы на 10 километров у мужчин и у женщин. В каждой из них будет разыграно по 25 лицензий. Первые 10 достанутся сильнейшим пловцам по итогам чемпионата мира нынешнего года в Южной Корее. Следующие 9 будут распределены по результатам мирового квалификационного заплыва (МКЗ), который состоится уже в следующем году. После чего опять же на основании результатов МКЗ будут отобраны по одному пловцу с каждого континента (всего 5) из числа тех, кто еще не имеет олимпийских путевок. Наконец, 1 лицензию гарантированно получит Япония как хозяйка Игр. При этом установлена максимальная квота для одной страны – двое мужчин и две женщины.

В мужском рейтинге по итогам Мировой серии (восемь этапов) прошлого года наш Виталий Худяков расположился на 25-й позиции, а Кенесары Кененбаев – на 29-й. Но среди тех, кто опередил их, - шесть итальянцев, пять бразильцев и столько же немцев, три голландца… А на Олимпиаду, как уже сказано выше, могут поехать только двое от страны. Впрочем, проецировать эти результаты на то, как будет проходить олимпийская квалификация, не стоит, поскольку далеко не все сильнейшие пловцы проявили интерес к этапам Мировой серии. Тем не менее, казахстанцы в состоянии побороться за путевки в Токио. Напомним, что Худяков был единственным представителем нашей страны в плавательном марафоне на прошлой Олимпиаде, и тогда он отобрался одним из последних, по континентальной квоте…

Женис Байхожа специально для Olympic.kz

Источник: olympic.kz Ошибка в тексте? Выделите и нажмите Ctrl+Enter
Комментарии