Аслан Дарабаев: «Тобол»? Игроки никогда не уходят просто так
Экс-полузащитник «Тобола» всегда отличался открытостью, и это интервью не стало исключением. Почему игрока тянет в Павлодар? Зачем нам нужен лимит на легионеров и отбил ли «Кайрат» деньги, потраченные на Аршавина? Об этом и многом другом Аслан рассказал в беседе с корреспондентом Prosports.kz.
– Первый вопрос классический: как оценишь этот сезон?
– Могу сказать, что в этом сезоне все было хорошо. В целом, он был достаточно интересным, да и для команды успешным – мы сумели занять третье место.
– Лично ты не сумел провести большое количество матчей, их у тебя было всего 19. Ты сам удовлетворен таким показателем?
– Все зависело от игры, от тактики. Нельзя забывать и о таком факторе, как отталкивание от схемы противника. Так что нормально, я себя чувствую комфортно как на поле, так и за его пределами. Учитывая, что тактика у нас была оборонительная в 80% матчей.
– В этом сезоне в команде было два тренера – Владимир Никитенко и Марек Зуб. Может быть, при каждом коуче у тебя было разное положение в клубе?
– Нет, оно не менялось что при Никитенко, что при Зубе. Все было одинаковым, единственное, подходы у них, конечно, были совершенно разные. У Марека он был европейский – иные тренировки, ориентированные на силовые упражнения, причем даже со штангами. И все это акцентировалось на высоких скоростях.
– Какой из методов был для тебя ближе?
– Думаю, подход Марека.
– Максим Федин отмечал, что, несмотря на отличительные методы Зуба, он прогрессировал как игрок у Никитенко, став более универсальным. Что насчет этого можешь сказать ты?
– Каждый человек должен находить плюсы в тех условиях, в которых он работает. Выбирая то, что лучше для него, для его развития на данный момент. У Никитенко ты начинаешь лучше играть в обороне, учишься лучше защищаться в любом единоборстве. Нельзя не отметить то, что я стал более подкован тактически при игре в обороне. Начал понимать суть того, как делать это правильно.
– В прошлом сезоне ты удачно выступал в «Иртыше». Почему перед началом этого перешел в «Тобол»? Да, в Костанае собирался мощный коллектив и решение в каком-то смысле верное: ты выиграл бронзовые медали, в то время как в Павлодаре боролись за выживание.
– Перед началом сезона там долгое время не было тренера. Много непонятного происходило, и я даже не знал, смогу ли там остаться. Поэтому решил не дожидаться всего этого и перешел в «Тобол». Было конкретное предложение, они ждали моего ответа. Поэтому я согласился, ведь меня там все привлекало.
– Сейчас ходят активные слухи о том, что тебя в «Иртыш» хочет вернуть Димитар Димитров. Как ты к этому относишься?
– Нормально. С Павлодаром мы всегда на связи, ведем переговоры.
– То есть договоренность о будущем контракте была давно?
– Да, было несколько предложений, но «Иртыш» интересуется более конкретно.
– Получается, сам ты не против вернуться в клуб?
– Конечно. Я знаю тренера, коллектив, клуб, город. Я знаю об их задачах, а это самое главное – всегда нужно ставить перед собой цели.
– Тебя не смущает то, как «Иртыш» провел минувший сезон? Он был достаточно провальным.
– Нет, меня ничего не смущает. Более того, считаю, что все будет нормально.
– Игроки «Тобола» часто говорят о том, что вылет из еврокубков – единственная и главная причина расстройства в этом году. Согласен с этим?
– Определенно. Мы могли выступить намного лучше. Пройти второй раунд и продвинуться до третьего. Я думаю, два этапа мы точно должны были пройти.
– Для тебя самого стабильная игра в еврокубках является приоритетом?
– Да, это очень важно. Потому что это один из самых интересных моментов в карьере каждого футболиста – почувствовать эту атмосферу.
– Однако «Иртыш» пролетел мимо такой возможности.
– Пока вариантов не так много, чтобы выбирать команду, которая квалифицировалась в Европу. Если только «Кайрат» не будет заинтересован в моих услугах, то тогда пожалуйста.
– Твое возвращение в топ-клубы вроде «Астаны» или «Кайрата» пока не планируется?
– Были только поверхностные разговоры, но конкретных предложений не поступало. Если во мне заинтересованы, то я должен это видеть, ведь если я не нужен тренеру, зачем совершать такой переход?
– Получается, от «Актобе» предложений ты также не получал?
– Нет.
– Ты уже играл там, и интересно было бы узнать твой взгляд на вещи, которые там сейчас происходят. Говорят, что Самат Смаков теперь будет руководить абсолютно всем. Последние три сезона они находятся в финансовом кризисе, но в этом году это не повлияло на их относительно успешное выступление. Не исключаешь ли ты, что если оттуда придет интересное предложение, то ты его рассмотришь?
– Думаю, его рассмотреть будет необходимо, но пока это не входит в мои планы. Как бы я ни уважал Самата Смакова, я пока к этому не готов. Сейчас это мне неинтересно.
– Получается, у тебя в приоритете только Павлодар, но в случае чего, ты действительно будешь рассматривать приглашения от двух топовых команд страны?
– В любом случае буду. Большие клубы – это шанс всегда быть на виду и постоянно развиваться.
– Возможность остаться в «Тоболе» исключена?
– Полностью.
– У тебя изначально контракт был только на год?
– Нет, он был по системе 1+1. Я недавно разговаривал с Николаем Борисовичем Паниным, директором клуба, и он дал мне понять, что не намерен продлевать действующее соглашение. Мы поговорили и на этом закончили. Все было легко, так как у нас отличные отношения.
– Также ходили слухи, что клуб готовы покинуть ряд игроков, в том числе один из лидеров Азат Нургалиев. Это происходит из-за конкретной причины или футболисты просто меняют команду?
– Честно, я не знаю, с чем это связано. У меня лично было большое желание остаться в клубе и продолжить дальнейшую историю между нами. Хотелось в Костанае завоевать трофеи, учитывая, что до этого команда не завоевывала медалей на протяжении восьми лет. Поэтому мне было бы интересно и важно продолжить тот путь, который мы начали. Думаю, костяк они оставят и у них все будет нормально. А что касается вопроса об уходе ребят из клуба, мне кажется, это не их желание. Все зависит от руководства и их взгляда на дальнейшее развитие и собственную философию.
– Главный молодой талант в команде в этом году – Максим Федин. Болельщики и журналисты оценивают его прогресс. Что ты можешь сказать о нем как о футболисте, которому всего 22 года?
– Он очень здорово прибавил. Я не следил за ним в прошлые годы, но в этом он точно сделал серьезный скачок. Его можно использовать на многих позициях, он полезен как в атаке, так и в обороне. То есть стал действительно универсальным игроком. Умение подстроиться под разные тактики делает его сильным звеном. Таких игроков немного, но это неудивительно – современный футбол требует гибкости, так что это умения Федина являются огромным плюсом.
– Ты уже обмолвился о «Кайрате». В конце сезона они объявили, что будут делать ставку только на местных молодых игроков. Поддерживаешь ли ты подобную стратегию? Ведь при Кайрате Боранбаеве в клубе всегда выступали достаточно сильные легионеры. Не потеряют ли они свои позиции при подобном подходе?
– Не могу сказать. Если смотреть на долгосрочную перспективу, то, как мне кажется, господин Боранбаев всегда знает, что делает. Он человек более опытный в таких делах. Если же брать развитие местных футболистов, то это их политика и их философия. Я буду рад, если у нашей молодежи будет возможность проявить себя в большом футболе. Что касается легионеров, то считаю, что три-четыре сильных игрока из других стран обязательно должны присутствовать. Это должно делаться для дальнейшего развития всего чемпионата.
– А приглашение игроков калибра Андрея Аршавина – это правильный ход?
– Во-первых, подобные трансферы могут себе позволить только топ-клубы. Во-вторых, это очень талантливый футболист, поигравший в больших европейских клубах. Он действительно очень хорош. Надо учитывать, что это огромный пиар-ход для популяризации казахстанского футбола. О нас начали писать многочисленные российские СМИ. Это маркетинг, причем принесший выгоды не только «Кайрату», но и всей нашей лиге. Те годы, которые Аршавин провел у нас, – это прямо в точку, скажу я вам. И те деньги, которые были потрачены на его пребывание в Алматы, оправданы с лихвой. Изменилось то, что пишут о нашей стране за рубежом. Появился хороший имидж премьер-лиги.
– Как ты уже сказал, у любого футболиста бывают как поверхностные, так и конкретные предложения. У тебя нет желания поиграть за зарубежный клуб, если появится такая возможность?
– Были моменты, когда появлялись возможности для обсуждения подобных предложений и я ждал конкретики, но в итоге не получалось. А так, да, подобное было.
– А если на связь выйдут клубы из Польши, Австрии или той же Украины, но их предложения будут не такими выгодными в финансовом плане, ты согласишься?
– Я думаю, да. Радостно было бы играть в высшей лиге Польши или Австрии.
– На данный момент у тебя есть какая-нибудь цель, связанная со сборной Казахстана?
– Сейчас я хочу восстановить свое здоровье, недавно приболел. Поэтому до начала сборов хотел бы немного потренироваться индивидуально. Моими приоритетами и целями всегда были медали и участие в еврокубках, а также все вокруг этого.
– Нынешний тренер национальной команды Станимир Стоилов утверждает, что главная проблема чемпионата прямо сейчас – лимит на легионеров. Мол, с гарантированным местом в основе наши игроки не будут развиваться. Ты поддерживаешь его в таком щекотливом вопросе?
– Я думаю, сильные легионеры должны быть в командах. Насчет их точного количества в клубе сказать не могу, но думаю, что в пределах пяти или шести человек максимум. Считаю, что это нормально для казахстанского футбола. Это лично мое мнение. Потому что у этих легионеров должна быть конкуренция, и если наши игроки сильнее, то они их потеснят. Если же этот лимит убрать совсем, то даже не знаю, какие могут быть последствия у такого решения. Кажется, это немного перебор. Я над этим не задумывался, но казахстанские игроки должны тренироваться и стараться по полной выкладываться. Мои соображения таковы – пять или шесть иностранцев.
– Есть какие-либо другие факторы в нашей лиге, которые тебя раздражают?
– Это поля. Беспокоишься не только за себя, но еще и за детей, которые на них будут тренироваться.
– Я слышал, что игроки «Тобола» уже два года жалуются на микротравмы, полученные в результате игр в Костанае и Затобольске. Якобы речь идет о многочисленных кочках, которые мешают игре. С тобой такого не случалось?
– Нет, и слава Богу, что такие болячки обходят меня стороной. Вообще просто сравнить, какой уровень футбола в Европе и у нас... Достаточно провести опрос среди футболистов в КПЛ, и они вам ответят, что главная проблема – поля. Это очень острый вопрос. Для меня, по крайней мере, это так. Когда качество поля низкое, тяжело играть в комбинационный футбол, более скоростной. Даже подстроиться под соперника не получается, так как ты опасаешься не только его, но уже и газона.
– Последний вопрос: если «Иртыш» по ходу сезона перестанет конкурировать в борьбе за медали, высока вероятность того, что ты уйдешь из клуба, учитывая, как для тебя важны трофеи?
– Посмотрим по ходу следующего года. Сейчас ответить сложно, но я буду рад играть в Павлодаре.