Горячий сквозняк

Зайнутдинов больше не обостряет. Вина Бабаяна?

Зайнутдинов больше не обостряет. Вина Бабаяна?
news-banner7
mobile-news-top

Бактиер Зайнутдинов – настоящее сокровище в месте, которое называется чемпионатом Казахстана по футболу. Паренек действительно попал в непростую ситуацию, которая несвойственна другим молодым талантам – футбольная революция в «Астане» заставляет его эволюционировать всеми возможными способами. Для этого ему в дебютном сезоне досталась тренерская чехарда, еврокубковая кампания, и тактическая гибкость Григория Бабаяна. Однако помогло ли это ему на самом деле?

Первый этап

Чтобы трезво оценивать его прогресс или деградацию, важно вернуться к истокам. Перед началом уже минувшего сезона, Станимир Стойлов работал над несколькими недочетами в игре игрока.

В первых турах ему не хватало понимания собственных возможностей. Сыграв всего 13 минут на фланге и на позиции чистого плеймейкера, он был провален - не хватало активных действий на поле, так как фланги «Астаны» порой сильно оттягиваются назад чтобы: а) помочь опорнику и защитникам б) массивно атаковать из глубины при численном перевесе у ворот оппонентов. У Зайнутдинова с этим большие проблемы. Еще на сборах перед началом сезона Стоилов отмечал его не лучшие физические кондиции, а также слабую оборонительную игру. Последнее вполне объяснимо - Бактиер не был готов постоянно обороняться после перехода в новый клуб, да и ранее никогда не делал акцент на единоборства и постоянную помощь в защите. Оставалось всего два варианта - адаптироваться к новому стилю на тренировках и полировать скамейку, либо рассчитывать на доверие тренера. С этим ему повезло, ведь Бабаян дал полный простор юнцу, у которого были дикие старты еще в «Таразе». Коротко о них:

Средний процент обводок в финальной трети поля составил 87% - это, на минуточку, шестой лучший результат в лиге. Также в среднем за матч он реализует 0.37% ударов, а статистика успешного дриблинга составляет 62%.

Над чем работал Стойлов помимо вышеперечисленных проблем? У парня есть определенные проблемы с длинными пасами. Из 5 попыток мяч до партнеров доходит лишь в 2,5 случаях (46%). Об этом говорил и старший тренер молодежной сборной Талгат Байсуфинов – практически все его подопечные в возрасте до 21-го года пытаются улучшить умение выдать качественную диагональную передачу. Возвращаясь к физическим кондициям, можно отметить, что за матч он выигрывает 24.2% единоборств – крайне низкий показатель, учитывая, что ни один игрок «Астаны» из основного состава не располагает настолько печальными цифрами.

Второй этап

Григорий Бабаян ожидаемо разделял философию своего экс-коллеги, даже, несмотря на то, что в начале чемпионата ему откровенно не хватало свежих и мотивированных исполнителей. И, по сути, сделав ставку на Бактиера Зайнутдинова, он перестроил своих основных игроков, опрокинув всех критиков, утверждавших о слабом нападении команды. Что же изменилось?

Во-первых, Бактиер здорово раскрылся на новой позиции в марте. Получив место в основе, он оказался на новой позиции «ложной девятки». Помимо четырех голов за две недели в апреле, это ему дало множество дополнительных опций:

1. Возможность свободно обострять атаки из глубины, благодаря ставке Бабаяна на фланги

2. Создание связки с Муртазаевым, который, не являясь классическим столбом, нуждался в поддержке извне

3. Раскрытие потенциала в качестве возможной «десятки» и «ложной девятки» за счет грамотного выбора позиции в штрафной

Третий этап

Роман Григорчук никогда не говорил об этом прямо, но его действия давали понять - Зайнутдинов его не устраивает. Дело даже не в трансферах и страхе за результат. Когда Бактиер вышел на позицию левого защитника, это было что-то из категории «неважно как, главное, что он играет».

Станимир Стойлов не считал, что Зайнутдинов сдал, и давал ему игровое время в сборной. Статистика говорит об обратном - количество успешных рывков в штрафную уменьшилось до 29% - эпический показатель. Однако для того футбола, который проповедует Григорчук, все было как нельзя лучше - он выбрал Серикжана Мужикова на оптимальную позицию в центре перед нападающими, и это сработало.

У Мужикова процент точных передач в районе центрального круга составляет 87%, причем в еврокубках он снижал этот показатель лишь до 74%. У Бактиера же уже в мае цифры падали со скоростью метеорита - при выходе из обороны он ошибался в передачах 7 раз за шесть туров. Это было бы простительно при грамотных оборонительных перформансах, однако тут этим и не пахло - 60% проигранных единоборств. Понять паренька можно, но тут дело исключительно в удачных обстоятельствах (видение тренера) и профессионализме (подстраиваться под любую философию, которую привозят в КПЛ иностранные коучи).

Четвертый этап

А вот сейчас, после возвращения Бабаяна на пост главного тренера, можно грамотно и трезво оценивать Зайнутдинова. Он пережил несколько различных требований у трех коучей подряд, и финиш сезона мог прояснить ситуацию касательно пригодности его таланта в столичном клубе.

Отметим, что под конец сезона Зайнутдинов оказался отрезан от атакующих действий тренерским штабом. «Ложной девяткой» уже никого не удивишь, и его место в центре было похоже на попытки контролировать мяч в финальной трети поля, что совершенно не было похоже на «Астану».

Нет ничего страшного в том, что человек пасует в основном назад и во фланги, если он при этом не совершает ошибок и гарантирует команде многочисленные возвраты владений в матче.



При этом важно понимать, что Зайнутдинов адаптировал свою игру. В «Таразе» кластеры его передач были очень близки к тому, что показывал Мужиков в «Астане». То есть он способен играть остро, бить линии и доставлять мяч вперед, но сейчас очень вероятно, что на него сильно влияет тренерская установка. Он один из немногих, кто может в команде хорошо отбирать и возвращать владения - на первых порах занимается этим, спокойно возвращает ближним и чистит за ними. Впереди есть, кому придумать. Но вероятно, что со временем стиль его передач в столице вернется к более агрессивному.

Он проделал большую работу по обеспечению стабильности в середине поля. Он сделал Ласло Кляйнхайслера менее оборонительным, покрыл защитников, и просто в целом был успокаивающим и эффективным присутствием в полузащите «Астаны». Это навык, который особенно заметен для команды, позволяет придерживаться большего контроля игры, нежели при Стойлове. Бабаян растет как специалист, и очень приятно замечать то, что для подобных фишек он выбирает молодых игроков.

Источник: prosports.kz Ошибка в тексте? Выделите и нажмите Ctrl+Enter
Комментарии
Что за дела? Плачут, что нет хороших игроков, а как появятся, плачут, что для них нет хороших тренеров! А для хороших тренеров нет хороших директоров и так верёвочка тянется...
Ответить