Футзал

Динмухамбет Сулейменов: «Три года играл в футзал и работал слесарем»

Динмухамбет Сулейменов: «Три года играл в футзал и работал слесарем»
news-banner7
mobile-news-top

2013 год выдался для Динмухамбета Сулейменова чрезвычайно насыщенным и позитивным. Капитан «Кайрата» и национальной сборной Казахстана переживает лучшее время в жизни, но по-прежнему остается довольно скромным человеком. Его историю мы постарались узнать не только в привычных голах, очках, и секундах, но и в простых бытовых ситуациях.

– Матчи в Кубке Казахстана получились интересными, – начал Сулейменов. – Было много борьбы, красивой игры, и я рад, что мы победили.

– Динмухамбет, главный тренер «Тулпара» Амиржан Муканов заявил, что результат не закономерен…

– Да? Ну, у каждого человека, во-первых, свое мнение. Конечно, немного странно, что он так сказал. Игра-то была равной. По ходу игры мы вели в счете в три мяча, а «Тулпар», да, отыгрался – он грамотно использовали пятого полевого игрока, мы же немного потеряли концентрацию, но в конце собрались и в третьем и четвертом таймах забили три гола и победили. Я считаю, что все закономерно – мы реализовали наши моменты и не допустили ошибок, которые имели место быть в начале.

 

«Барбоза постоянно кричал, это, соответственно, давило, а Какау, наоборот, спокойно подсказывает»

 

– Получается, что «Тулпар» забивал, только воспользовавшись вашими ошибками?

– Да. Я считаю, что мы подарили голы «Тулпару», так как допускали много позиционных ошибок. Он же ими грамотно воспользовался. Но в конце, когда мы повели в счете, мы подсобрались и сыграли грамотнее.

– Наверное, ваш тренер Какау был вне себя от ярости?

– Нет. Вообще, Какау спокойный, поэтому они был спокоен, что, кстати, наверное, и повлияло на нас. Мы четко знали, что делаем неправильно – наши фланговые игроки не успевали спускаться за мячом.

– Почему?

– Я думаю, не хватало концентрации. Особенно было сложно, когда пас следовал вглубь. Последний игрок не успевал. В общем, все это было видно, и мы знали, как это исправить.

– Недоработали схему на тренировках?

– Я так не думаю. Все-таки мы много работаем, и ошибки такого плана у нас случаются крайне редко. Тем более мы прекрасно знали, что «Тулпар» любит и умеет использовать пятого полевого игрока.

– Вы все знаете о «Тулпаре», он все знает о вас…

– Да, и вправду. Но такие матчи нужны не только нам, но и Казахстану. Ведь не будь «Тулпара», с кем бы мы играли?! Поэтому я только рад, что он, «Тулпар», есть. Но, признаюсь, морально надоедает. Тем не менее с ним интересно играть.

– В Элитном раунде главный тренер «Тулпара», когда его команда проигрывала 0:1, выпустил пятого полевого. Многим показалось, что рано…

– Да, я тоже так думаю. Но в финальном матче за Кубок, он, Муканов, этого делать не стал и играл, как обычно. Практически до последнего держал вратаря в воротах и выпускал пятого игрока, только тогда, когда это в самом деле было нужно. Ну а тогда, в Элитном раунде, Амиржан Абзалович немного поторопился, я думаю. Времени было много. Но мне кажется, что он все-таки что-то знал и что-то планировал, просто не получилось.

– Вы упомянули, что Какау спокойный, а бывший тренер «Кайрата» Жоао Карлос Барбоза, все знают, был импульсивным. Как он реагировал на моменты, когда команда упускала преимущество?

– Он наводил панику. Кричал и с кем-то постоянно спорил. У него было свое видение футзала, он говорил что-то, а кто-то не соглашался и начинался спор, но такое часто бывает, и не нужно обострять на этом внимание.

– С Какау уже споры возникали?

– Да. Но это рабочие моменты. Такие моменты есть везде, в любых клубах. Но Какау всегда прислушивается к игрокам, Барбоза же этого не делал.

– Получается, что Барбоза нередко перегибал палку?

– Да. На самом деле бывали моменты, когда он очень жестко обращался с игроками. Но все понимали, что Барбоза такой тренер. Его не исправишь, поэтому молчали и работали. Мне больше нравится Какау, потому что игроков он вселяет уверенность. Мы же во время игры всегда смотрим на тренера и реагируем на его эмоции. Барбоза постоянно кричал, это, соответственно, давило, а Какау, наоборот, спокойно подсказывает.

– Это, наверное, и сыграло определяющую роль в «Финале четырех»?

– Да. Он вселил в команду уверенность и спокойствие. Мы стали намного сплоченнее. Ребята сейчас не напряжены, как это было ранее, при Барбозе. Конечно, дисциплина есть и мы все профессионалы, понимаем, что нужно много работать, чтобы держать планку.

 

«В 2009 году «Тулпар» предлагал контракт»

 

– Какау еще не убил в себе игрока?

– Нет, не убил. Порой он даже показывает нам мастер-класс на тренировках и творит такие чудеса. Помню, как мы с Какау играли друг против друга. Конечно, минщиком он был просто шикарным. Мне всегда было тяжело против него играть – дриблинг у него сумасшедший. Вообще Какау пришел в «Кайрат» неопытным. Тем не менее добился успеха. Знаете, когда я узнал, что он прилетит и будет тренировать команду, мне стало безумно интересно поработать с ним. Сейчас я могу сказать, что он оправдал мои ожидания.

– Кстати, Барбозу полгода назад уволили из «Сибиряка».

– Знаю. В России уровень намного выше. Все знают, что российский футзал очень сильный, поэтому там и спрос больше. Где-то проиграл, там ничья, все – уволен.

– Вы сами не думаете про тренерскую работу?

– Конечно, хотелось бы себя попробовать в новом деле. Есть планы стать тренером. Скоро поступлю на тренерские курсы. Но я собираюсь играть до тех пор, пока смогу. Дальше будет видно.

– Ваш старший сын обучается в академии «Кайрата», а как начинали играть в футзал вы?

– Кажется, это было в третьем классе. Как это обычно бывает, к нам в класс пришел тренер, который объявил о приеме детей в секцию. Мой отец сам играл в футбол, но в любительской лиге, и часто меня водил на городские соревнования. Я целый день смотрел, как играют в футбол, поэтому я уже тогда полюбил эту игру. В общем, отец сильно посодействовал в том, чтобы я начал играть в футбол. Папа сильно меня поддерживал на протяжении всей карьеры.

– Получается, вы начинали играть в большой футбол?

– Да. Но мы нет-нет за оказывались в зале, это было исключительно в зимний период. До 1999 года мы играли в команде в первой лиги, а зимой, когда в чемпионате была пауза, мы с партнерами играли на одном из зимних Кубков, тогда нас и приметили. Вызвали на сборы в «Актау». Просмотр мы успешно прошли. Еще интересно, что мы как раз попали в то время, когда происходила смена поколений, поэтому нас перевели в футзал.

– Почему футзал? Ведь в большом футболе больше денег и славы.

– Просто мне футзал нравится больше, да и чувствую я себя на площадке лучше, поэтому я и выбрал его. Кстати, моему другу, Куату Абдрахманову, тоже понравился футзал, вот мы и решили перейти.

– Помните матчи против «Кайрата»?

– Конечно, как их забудешь? Самый удачный сезон был, когда я играл в «Актюбрентгене». Тогда мы могли победить как в чемпионате, так и в Кубке, но, к сожалению, в самые ответственные моменты мы оступались.

– А затем состоялся ваш переезд в Алматы…

– По окончании сезона-2009 мне позвонили из руководства клуба и предложили контракт. Я немного подумал, потому что «Тулпар» тоже предлагал контракт. Но я очень амбициозный человек, хотел попробовать себя именно в алматинском клубе. Ведь «Кайрат» постоянно играл в Кубке УЕФА, это и послужило для меня стимулом. Это был шанс узнать, на что я способен.

 

«Бразильцам не сильно уступал в уровне, а где-то даже, наоборот, был сильнее»

 

– Переход дался легко?

– В принципе да, но «мандраж» был. Хотя, я думаю, он у всех в такие моменты есть. Тем более я уже жил в Алматы раньше, когда играл в МФК «Асем». Сейчас же еще лучше обосновался. Алматы – это мой второй дом. Но по Кентау я скучаю, там же мои друзья, семья. Ну, и трудно забыть место, где вырос.

– Помните момент, когда впервые зашли в раздевалку?

– Да. Но команда была на 80% обновлена, поэтому все те, кто пришел в клуб, были новички, этот факт и помог мне лучше адаптироваться. К тому же я уже многих знал: Виталю Халявина, Живу. В общем, все прошло нормально. Но было интересно посмотреть на бразильцев. Имею в виду посмотреть на их игру, сравнить со своей. Я не сильно уступал им в уровне, а где-то даже, наоборот, был сильнее.

– Спорт мешал учебе?

– Нет. Учителя шли навстречу. Видели, что спорт – это моя жизнь, поэтому и не мешали.

– У вас два высших образования, как так вышло?

– На самом деле случайно. Сначала поступил в КазАТК на инспектора таможенной службы. Затем с друзьями решили пойти дальше и поступили в Карагандинский государственный университет, где я отучился по специальности «Финансы и кредит».

– В те времена, видимо, приходилось туго, ведь зарплата была маленькая, да и учеба.

– Да, тогда в самом деле было трудно. Три года я играл в футзал и работал слесарем. Приезжаешь с тура, и на работу. Бывало, «косили» от работы. Бывало, говорили, что заболели и оформляли больничные, а сами шли на тренировку.

– С высоты своих лет, может быть, напутствуете нашу молодежь?

– В первую очередь, нужно работать. Работать везде, дома, на учебе, на тренировках. Только так можно чего-нибудь добиться. Все могут достичь определенных высот, все зависит от себя. Чем быстрее они это поймут, тем быстрее достигнут чего-либо. Тем более что сейчас для молодежи создаются все условия, у нас такого не было. Сейчас нужно просто работать.

 

Эрлен АБДУЛМАНОВ, Алибек КАБЕНОВ

Ошибка в тексте? Выделите и нажмите Ctrl+Enter
Комментарии