Зимние

Юрий Каминский: «Наступать на горло старой песне» не собираюсь

Юрий Каминский: «Наступать на горло старой песне» не собираюсь
news-banner7
mobile-news-top

Заслуженный тренер России, личный наставник олимпийского чемпиона в личном спринте, трехкратного чемпиона мира Никиты Крюкова Юрий Каминский весной этого года возглавил сборную Казахстана по лыжным гонкам. В интервью Prosports.kz российский специалист рассказал о работе в сборной, целях и задачах.

– Уютно ли вам, заслуженному тренеру РФ в Казахстане?

– Наша общая история, менталитет, порой и мышление делают Казахстан не просто уютным, а, если честно, каким-то родным, домашним. Уют и чувство безопасности всегда ведь дают именно люди. Пока плохих людей здесь не встречал (смеется). В первую очередь, мне бы хотелось поздравить всех казахстанцев с двадцатилетием Астаны. Ранее мне доводилось видеть вашу столицу только урывками, так как более 3 часов я в Астане не провожу, и все эти часы требуют максимальной концентрации и отдачи по работе с национальной Федерацией. Это моя работа. А перед нынешним сбором я, наконец, познакомился с городом ближе, сказать, что он красив, значит, ничего не сказать. Завораживает. Всего за 20 лет построить такое – это подвиг.

– Вам понравился новый центр олимпийской подготовки по зимним видам спорта в Щучинске?

– Комплекс отличный. Есть все, что мне, как тренеру, хотелось бы видеть. Хороший спортзал, большой бассейн, сауна, современный медицинский центр, сертифицированная Международной лыжной федерацией лыже-роллерная трасса. Есть моменты, которые нужно доработать, но это не критично. Мелочи. Для тренировок моих спортсменов по пересеченной местности созданы все условия. На мой взгляд, этот комплекс может составить серьезную конкуренцию спортивным базам в Европе, поэтому я принял решение проводить львиную долю наших сборов именно здесь.

– Сейчас проходит третий сбор под вашим руководством, какие выводы уже напрашиваются?

– Мы с ребятами только начинаем совместную работу, еще «притираемся». Я, как тренер, хочу привить каждому спортсмену командный дух, они должны засыпать и просыпаться с одной – они одна команда. Вижу отдачу, вижу их потенциал, и это радует.

– Главная цель вашего приезда – олимпийская медаль?

– Обещать наверняка такие вещи, думаю было бы неправильно. Об олимпийской награде мечтают не только спортсмены, но и тренеры. Это спорт, когда за 10 метров до финиша может сломаться лыжная палка, неудачно подвернул ногу или чуть-чуть упустил момент своего прохода на поворот. Может случиться все что угодно. Что касается сборной, по итогам двух прошедших сборов, скажу – каждому спортсмену есть над чем работать. Я вижу определенные недоработки у каждого. В этом и заключается моя основная задача – найти каждому атлету индивидуальный подход, который позволит ему прогрессировать и достигать высоких результатов. Сразу замахиваться на олимпийское золото и обещать его, на мой взгляд, не честно. Олимпийским играм предшествуют большое количество других серьезных соревнований, это и FIS-старты, этапы Кубка мира и чемпионаты мира. От простого – к сложному. Главное – работать, тогда и будет результат.

– Чему будет посвящен третий сбор?

– Каждый сбор призван решать определенную задачу. Причем, если предыдущий не решил свою, то новый меняет свое направление. Все звенья тренировочного процесса неразрывно связаны. Первые два сбора позволили тренерскому штабу выявить так называемые «тонкие места», – психологические, тактические, где-то даже педагогические аспекты. Теперь мы усилим точечную работу. Новый сбор, который завершится 22 июля, тоже несет в себе определенные цели. В частности стоит задача улучшить аэробную работоспособность. Хочу отметить, что увеличение интенсивности мы будем достигать не за счет увеличения сердечных сокращений и общей нагрузки на организм спортсмена, а за счет усиления мощности движений. Атлеты по итогам сбора должны выполнять больший объем работы и повысить свою скорость без учащения пульса. Как и на предыдущих сборах, поработаем также над повышением технической подготовленности.

– Кого из казахстанских лыжников вы включили бы в список мировых лидеров?

– Я не сторонник раздачи «авансовых регалий и медалей». Команда работает, есть мотивация, есть перспективы. Первые промежуточные результаты нашей работы получим к октябрю. Тогда совместно со старшими тренерами сможем более детально увидеть полную картину наших возможностей.

– Как наши спортсмены проводят подготовку вне сборов? Кто и как контролирует этот этап?

– По итогам сборов спортсмены получают общие и индивидуальные задания. Со своей стороны тренерский штаб контролирует их выполнение, а в начале нового тренировочного лагеря анализирует качество проделанной работы. Это важный этап, так как тренировочный эффект формируется именно во время восстановительного периода.

Каждый спортсмен ведет спортивный дневник, начиная от точных данных своего утреннего подъема вплоть до психологических ощущений до, во время и после тренировки. Меня, если честно, немного удивило халатное отношение ребят к ведению дневника. Был случай, когда один из членов сборной после прошлого сбора оставил свой дневник на базе в Щучинске, мол, следующий сбор опять пройдет здесь, зачем возить его туда-сюда. На мой взгляд, это просто недопустимо, спортивный дневник для атлета – самый важный документ, самый ценный, он всегда должен быть под рукой. Не хочешь писать от руки? Веди электронный!

– Но в спортивном дневнике можно написать что угодно.

– Проверить фактически проделанную работу можно по целому ряду показателей. От анализа антропометрических параметров до медицинских показателей. Мы все эти методы используем, спасибо врачебному пулу, работают профессионально. Но зачастую хватает даже элементарной педагогической составляющей. Обмануть тренеров практически невозможно, опытным специалистам каждая лишняя калория и прогул тренировки видны невооруженным глазом.

Сейчас у всех спортсменов есть спортивные спец-девайсы, которые фиксируют весь объем проделанной работы. Да и я, если честно, после первой тренировки на сборе даже на глаз могу определить, что спортсмен делал вчера - ел торт или ходил в кросс-поход. Мы всегда держим руку на пульсе (смеется).

– Вы уже поделили команду условно на спринтеров и дистанционников?

– Пока я не могу ответить на этот вопрос пофамильно. Каждый из спортсменов уникален, к примеру, у Даулета Рахимбаева есть определенные склонности к спринтам, но их нужно развивать, Виталий Пухкало хорошо держит дистанционные гонки, его нужно готовить к одной конкретной гонке, а не распыляться на все соревнования. Это очень тонкий процесс. Я, будучи новым человеком, «наступать на горло старой песне» и «рубить на корню» все предыдущие наработки не собираюсь. Казахстанская школа лыжных гонок не раз подтверждала свою самостоятельность и эффективность, сейчас моя задача состоит в том, чтобы улучшить то, что есть, добавить что-то свое.

– У вас было более 10 предложений о работе в России и за рубежом. Почему выбрали Казахстан?

– В прошлом году меня в Казахстан пригласила Национальная федерация лыжных гонок на встречу с тренерами. На мой тренерский мастер-класс приехало порядка 70 специалистов со всего Казахстана. Тогда мне понравилось отношение всего тренерского штаба. Не просто организация мероприятия, а именно желание региональных спортивных наставников. Я всегда стараюсь оценивать не только материальную базу, на мой взгляд, важнее всего отношение людей к тому, что они делают. Горящие глаза – бесценны. Поэтому я здесь. Потому мы работаем. Мы – спортсмены, тренеры, врачи, сервис-группа – одна команда. Я остаюсь максималистом, сейчас я нужен здесь, поэтому я – здесь.

Самал Наурызова специально для Prosports.kz, Национальная федерация лыжных гонок Казахстана

Ошибка в тексте? Выделите и нажмите Ctrl+Enter
Комментарии