Другие

Берик Имашев: У нас есть спортсмены, которых можно превратить в звезд

Берик Имашев: У нас есть спортсмены, которых можно превратить в звезд
news-banner7
mobile-news-top

Президент Федерации современного пятиборья Казахстана в интервью корреспонденту Prosports.kz подвел итоги финала Кубка мира в Астане и рассказал о развитии данного вида спорта в стране.

– Тяжело ли было получить право провести финал Кубка мира в Астане?
– Разумеется, всегда есть желающие. Сейчас уже очередь стоит на следующий год. У нас были достойные оппоненты. Но, как я уже говорил, нам было немного полегче, так как многие желают заполучить эти соревнования в предолимпийский год. Тут и очки, и завоевание лицензий. Нам же важнее было провести финал Кубка мира в год 20-летия Астаны. В целом у казахстанской федерации, можно сказать, есть авторитет на международной арене. Причем благодаря еще советскому прошлому. Допустим, на наш турнир имени Амангельды Иманова, будучи молодым спортсменом, приезжал президент международной федерации Клаус Шорманн. Да и многие другие участвовавшие в этом турнире спортивные функционеры, которые возглавили свои федерации, всегда очень хорошо отзываются о Казахстане. А турнир был достаточно известный и рейтинговый. Честно говоря, надо его под каким-то соусом обратно вернуть на международную арену. Хотелось бы возродить традиции. Единственное, мы, скорее всего, не сможем его проводить среди взрослых. Так как есть очень много более рейтинговых турниров, тот же Кубок Кремля, Кубок чемпионов и другие. Но они все коммерческие, поэтому нам трудно встать с ними в один ряд. В то же время проводить его на высшем уровне среди детей однозначно попытаемся.

– Иными словами, хотите закрепить турнир в международном календаре?
– Пока это все на стадии обсуждения. Посмотрим, что получится. Но цель сделать его более значимым однозначно есть.

– На постоянной основе не думали взять какой-нибудь из этапов Кубка мира?
– Сейчас я вообще не хочу ничего брать, потому что это большая ответственность и стресс. Более того, не все понимают, какого уровня турнир получила Астана. Сложно было, но в этом плане НОК нас поддержал. Очень здорово, что многие функции отдали национальному олимпийскому комитету. Развитием спорта должны заниматься профессионалы. Сейчас я не хочу говорить ни о каком турнире (смеется), но если НОК или министерство спорта скажет, что надо, мы, конечно, возьмемся. Но это должна быть не только инициатива федерации.

– Как вы оцениваете выступление и организацию финала Кубка мира в Астане?
– Так как не было Потапенко, мы понимали, что у женщин и в миксте изначально не могли ни на что претендовать. Что касается Ильяшенко, то у него есть абсолютно все данные, чтобы стать чемпионом, но то на коне, то в фехтовании напортачит, создавая себе проблемы. Для меня открытием турнира стала Ахидуллаева. Она выступила выше своих возможностей и наших ожиданий. Этим я очень доволен. Она отлично проехала на коне. Паше надо прибавить в этом виде. Что касается самих соревнований, то все участники довольны организацией, спортивными объектами и хотели бы еще раз посетить Астану. Мы пока хотим отдохнуть и планов на будущее не строим.

– На ваш взгляд, как развивается пятиборье в Казахстане?
– Хочу сказать: если развитие есть, то оно обретает черты системности. Если посмотреть на последний юношеский чемпионат Азии, в команде наши пятиборцы стали чемпионами, в личных видах завоевали серебряную и бронзовую медали. Но самое главное, что их добыли представители из регионов. Сейчас Тараз сделал хорошую заявку. Абдраимов среди юниоров в лазер-ране один из сильнейших в мире. Единственное, у него страдает плавание. Нет сильной базы в этом плане. Мы смогли в него за счет системы что-то вложить, но он еще ребенок. Поэтому система еще не работает так, чтобы смогла себя воспроизводить. И тут речь уже не о спортсменах. Ведь они – результат работы системы и развития инфраструктуры в целом.

– Получается, что в Таразе вы смогли выстроить работу по воспитанию молодых перспективных спортсменов?
– Не только там, но и в других областях страны. В то же время нельзя не отметить, что в Таразе никогда не было традиций современного пятиборья. Не так давно в Капшагае открыли ДЮСШ, так как есть такая потребность. Дети начинают заниматься. Они талантливые, и, думаю, у нас все получается. Доказательство этому – успешное выступление спортсменки из Алматинской области Софьи Приженниковой в Таиланде, где она смогла завоевать золото в командном первенстве и серебряную медаль в личных соревнованиях.

– Какие еще регионы страны можете выделить?
– Четыре года назад у нас хорошо начинало развиваться пятиборье в Кызылорде. Но все упирается всегда в тренеров. Молодой наставник Белых поехал туда. С оптимизмом все там организовывал, но трагический случай – инфаркт. Поэтому прогресс в Кызылорде остановился. В то же время Кокшетау подтягивается. Там работают ребята, которые пришли из триатлона. Это вполне нормальная практика. Так как присутствуют промежуточные дисциплины – биатл и триатл. Здесь у нас уже есть успехи на юниорском и взрослом уровне. В Астане тоже дети, которые начали какие-то результаты показывать. Так или иначе, в Таразе и Алматинской области есть способные спортсмены, которых, если все правильно вкладывать, можно превратить в мировых звезд.

– Что можете сказать о развитии пятиборья в мире?
– Не так давно были изменены правила. Так как ставился вопрос о повышении зрелищности пятиборья, чтобы данный вид спорта был не только для специалистов, но и для массового зрителя. Поэтому произошли большие реформы. Взять хотя бы лазерные пистолеты и объединение бега со стрельбой. Помимо этого, появились биатл и триатл, чтобы не сразу выдавать готовый продукт. Сейчас даже пытаются проводить отдельно коммерческие турниры по лазер-рану. Представитель американской федерации Роб Стал, говорит, что в США уже миллион занимающихся лазер-раном. И кстати, одним из наставников у них работал наш заслуженный тренер Сватенко. Это еще раз говорит о том, что в Казахстане были хорошие тренеры.

– У вас есть в планах создание программы подготовки новых тренеров или возвращения в Казахстан заслуженных наставников?
– Программа – это, конечно, слишком громко сказано. Но в том, что любые действия на это направлены, сомнений нет никаких. Честно скажу, что и с Парыгиным пытались вести переговоры, чтобы его вернуть. Как тренер он нам неинтересен ввиду того, что он, наверное, и не сможет. А как спортивный функционер – вполне. Шла переписка с ним, но он так и не приехал. В то же время стараемся сохранить в структуре недавно завершивших спортивную карьеру атлетов. Поэтому генеральным секретарем мы специально Зимарева назначили. Этот человек вырос у нас, владеет английским. Поэтому мы его пытаемся интегрировать в структуру. У нас есть много заслуженных тренеров старшего поколения, но не все владеют иностранными языками. Поэтому им тяжело в международном пространстве работать. Тебеньков перестал выступать, пошел тренировать. Поехал в Атырау, но не смог там, сказал, что нет условий. Сейчас работает в Алматинской области. Будем надеяться, что здесь закрепится. Есть и другие примеры, когда мы пытались наших бывших спортсменов привлечь к работе. У нас есть программа финансовой поддержки от федерации для региональных тренеров.

– А в целом, сколько человек, по вашим данным, в Казахстане занимается пятиборьем?
– В общем 1000 человек всегда есть. Процесс идет постоянно. Очень много спортсменов приходит – уходит. Но профессионально занимающихся, которые находятся в отборе в сборную, порядка ста человек, а из них десять выступают на международном уровне. Понятное дело, что есть лидеры Ильяшенко и Потапенко. Бывают всплески у Сухарева. Другие, конечно, до них еще не дотягивают.

– Дети идут у нас в стране в современное пятиборье?
– Трудно сказать, что кто-то специально приходит в пятиборье. Каждый, честно говоря, попадает случайно. Но я думаю, что этот турнир даст толчок для прихода детей в секции. Пятиборье не является таким престижным видом спорта, как бокс, борьба и т. д. Ничуть не умаляя эти виды спорта, но в Казахстане должны развиваться и циклические виды.

– Одно время и велоспорт у нас не был на том уровне, что сейчас, но когда стали ему больше уделять внимания, пошли результаты. Наверняка и у вас есть планы сделать что-то подобное?
– Здесь, конечно, сравнивать велоспорт и пятиборье нельзя. Другая система у коммерческих проектов и олимпийского спорта высших достижений. Я согласен, что Даниал Ахметов сделал хороший коммерческий проект – Astana Pro Team.

– Можете поделиться своим видением развития пятиборья в долгосрочной перспективе?
– У нас же уже есть определенные достижения, но тем не менее мы должны понимать, что пятиборье не настолько популярно в Казахстане. Однако я верю, что мы будем идти вперед, ведь по уровню развития пятиборья можно давать оценку, насколько развита спортивная инфраструктура в стране. Культивировать данный вид спорта может позволить себе действительно социальное государство, которое дает всем своим гражданам право на реализацию в спорте и во всех его проявлениях. Иными словами, в каждом регионе должен быть в первую очередь бассейн. Само собой, беговые дорожки, тренер по фехтованию и ипподром с крытым манежем. У нас не везде есть такие условия. Кроме того, и климат играет огромную роль. Сами понимаете, в межсезонье у нас довольно холодно. Мы имеем один атлетический манеж в Алматы. Есть зал в Астане, но спортсменов высокого уровня здесь нет. В то же время прогресс должен пойти, ведь сейчас строятся пять легкоатлетических манежей в регионах. Когда Джаксыбеков возглавлял Федерацию легкой атлетики, задался целью построить эти объекты, и один из них уже выходит на завершающую стадию. Плавание тоже входит в программу пятиборья, и если спросить у иностранных тренеров, как они набирают атлетов, то они стараются брать уже готовых пловцов, пусть не ведущих, но они демонстрируют такие результаты, которые и чемпионы Казахстана не показывают (смеется). Поэтому я очень радовался, когда Баландин стал олимпийским чемпионом, ведь теперь у нас будут и водные виды спорта развиваться. Это очень взаимосвязанные вещи. Сейчас триатлон стал очень модным. Особенно Ironman. Это массовое коммерческое направление. Родители пробежали, поплавали. Потом возьмут ребенка, повезут на триатлон, а там, кто знает, он, может, скажет, что ему интересно ездить не только на велосипеде, но и верхом на коне. И возможно, перейдет к нам. Я считаю, что если у нас будет инфраструктура для плавания, триатлона, легкой атлетики, то система воспитания спортсменов заработает. Большие надежды на это возлагаю. С другой стороны, нельзя забывать и про финансирование, отношение к спорту в регионах.

– Вы упомянули многие дисциплины пятиборья, а вы сотрудничаете с профильными федерациями этих видов спорта?
– В Астане мы обращались к пловцам, и тренеры понимали, что мы возместим им расходы, хотя непонятно, что получится из ребенка. В Алматы ситуация другая, наставники агрессивно настроены в этом плане. С другой стороны, можно пловца взять, но он никогда не побежит. У нас с Сухаревым до сих пор проблемы, он хорошо плавает, но не бежит. Были совместные сборы с Федерацией фехтования. Иногда пишут, что сборная Алматы стала чемпионом республиканского турнира «Астана Кылышы», но не все понимают, что это не фехтовальщики, а команда пятиборцев. Мы отправляем на турниры детей, чтобы они участвовали в соревнованиях. Потому что я считаю, что это приносит только пользу. Но рук на все не хватает. В целом, конечно, нужно взаимодействовать с федерациями. И самое главное, должно быть понимание на уровне тренеров. К тому же и как таковых тренеров по пятиборью не воспроизведешь. Можно и из фехтования, и из легкой атлетики приглашать, так как с тренерскими кадрами есть проблемы.

– Впереди Азиатские игры, на ваш взгляд, чего можно ждать от наших спортсменов?
– И Потапенко, и Ильяшенко могут рассчитывать на самые высокие места. Чуть-чуть надо везения. На последнем чемпионате Азии Потапенко могла выиграть, но немного не хватило. В этом плане Елена более-менее стабильна. Чего не скажешь о Павле. У него «качели». По настроению выступает. Может такое навертеть... Но если соберется, то в призеры попадет.

Ошибка в тексте? Выделите и нажмите Ctrl+Enter
Комментарии